Казнь семьи Романовых

Jul 18, 2008 12:28

К очередной годовщине казни семьи Романовых я решил выложить для обсуждения, некоторые свои мысли о социальной и религиозной стороне этой проблемы культа царской семьи. У френдов, нелюбящих философские посты, - прошу прощения. Несогласным сообщаю, что осуждать меня можно в комментах.


С точки зрения человека, для которого вера не пустой звук, статус страстотерпца применительно к царской чете совершенно оскорбителен. Понятие страстотерпчества, существующее со времен Бориса и Глеба, означает совершенно уникальный подвиг, отличный от мученичества. Страстотерпец отказывается от сопротивления насилию, творимому в отношении его, из-за смирения перед Высшей волей, нежелание ответным насилием самому чинить зло, нести раздор пусть, даже защищая свою жизнь. Так погибли святые Борис и Глеб устранившись от борьбы за княжеский престол.

Николай и Александра Романовы проявили себя совершенно обратным образом. Оба они маньякально дорожили своей монархической властью и ради ее сохранения залили страну кровью в период революции 1905 года. За несколько лет политического противостояния официальные смертных приговоров было вынесено больше чем за весь прошедший XIX век и примерно столько же, сколько в период «красного террора». Не говоря уже о массовых бессудных казнях, вроде тех, что чинились во время подавления восстания на Пресне, беспорядков в Сибири и на Кавказе. Император лично санкционировал казни, беседовал с участниками карательных расправ в русских в селах и награждал их. Даже если кому-то угодно симпатизировать этой борьбе за нищету и бесправие страны, назвать ее тактику «страстотерпчеством» - форменное святотатство. По-моему, православные совершенно не обязаны поддерживать этот странный культ, какие бы высокопоставленные лица его ни внедряли.

Если кто-то думает, что за прошедшие с лишком 10 лет Николай изменился в сторону большей мягкости, то должен напомнить о подавлении Казахстанского восстания и боях в Петрограде, предшествовавших февральской революции. По данным Временного правительства всего за несколько последних дней самодержавия на улицах российской столицы было убито 1443 человека. Демонстрации голодающих петроградцев на Невском войска расстреливали из пулеметов по приказу начальника военного округа, получившего санкцию на применение силы от царя. В последние дни февраля Николай пытался отрядить в столицу дополнительные пулеметные команды с фронта, но к из этого ничего не вышло - части взбунтовались. На протяжении всего его правления репрессивная политика пользовалось полной поддержкой царицы Александры, что отражено в переписке венценосных супругов.

Отречение последовало только после того, как ресурсы для борьбы с революцией элементарно кончились: части выходили из подчинения и большинство командующих фронтами рекомендовали царю сдаться во имя личной безопасности. Угроза была вполне реальной, за годы правления режим сидел в печенках у большинства населения, и если бы борьба завершилась по силовому сценарию, то Николая с высокой вероятностью восставшие просто убили бы. Собственно, эвакуация из Царского Села на Восток, проведенная еще во времена правления Керенского была вызвана именно опасениями за жизнь царя. Проку от этого в итоге не было: президиум провинциального Совета санкционировал казнь семьи Романовых с не меньшей охотой.

У меня лично нет ни малейшей охоты каяться за события 1918 года. Да, расправа была внесудебной, более того казнены были не только царь с царицей, требовать смертной казни для которых основания были, но и их дети и приближенные. Их безусловно жаль. Как и жертв «белого террора», колчаковских «поездов смерти» и расправ интервентов. Взять того же Лазо, зверская казнь которого думаю известна каждому. За кого здесь каяться? За Корнилова, который развязал гражданскую войну? За тех русских которые поддержали выступление белочехов? Национальное покаяние штука чересчур радикальная, в годы гражданской войны народ показал, что он явно не с виновниками конфликта. Требовать покаяния можно разве что у современных «идейных белогвардейцев», да и это по-моему глупость.

С позиций современности несколько трудно рационально определить, насколько обязательной была казнь царской семьи. Ну, попали бы они (как вариант, только не казненные дети) к белым. Ну, использовали бы их в пропаганде. Вряд ли бы это изменило исход войны.

Жестокость решения на мой взгляд была излишней, однако нам легко судить из начала XXI века, украшенного благами победившей революции. В ту эпоху казнь стала итогом сознательной брутализации общества, которую практиковала власть. Людей сознательно отлучали от образования (Николай считал, что неграмотное население более лояльно), спаивали народ, причем держали в нищете и голоде большую часть населения России. До революции накопившаяся агрессия выливалась в массовые «стенки», о которых я писал (не современные драки, а именно регулярное смертоубийство). После революции мы получили казни, в частности казнь Романовых.

Александр Белобородов, председатель Уральского совета, санкционировавший приговор, - русский, из соликамских рабочих. Он вдоволь испробовал жизнь простого народа при монархии и накопил большой счет к тем, кто стоял на верху государственной пирамиды. Если кому-то сложно понять его чувства, представьте гражданскую войну в конце XX века, вторжение американцев на Дальнем Востоке и семью Ельцина в одном из подвалов Екатеринбурга. Я боюсь, многие из читателей стали бы в очередь, чтобы поупражняться в стрельбе при исполнении приговора. Отношение в семье Романовых в России было не лучше.

Поймите, я человек не вредный. Давайте вспоминать всех жертв братоубийственного противостояния, голода, эпидемий, казней. В том числе и царскую семью, в первую очередь детей. Пусть итог гражданской войны стал благом для страны и мира, но цена была очень высока. Сейчас это уже далекое прошлое, злодеи и герои от нас бесконечно далеки, их всех в итоге можно пожалеть.

Но давайте не перегибать палку. Не в чем нам каяться перед Николаем Кровавым. Он, наверное, хотел как лучше. Но эдак до многого можно договориться: фашистское руководство Германии тоже совершенно искренне хотело как лучше, как и все государственные деятели прошлого, каких бы дров они ни наломали.

И уж тем более - не лезьте грязными руками в религию. Я искренне хочу верить, что каждый из казненных в Ипатьевском доме спасся, что спаслись участники казни, те, кто ее расследовал. Что спаслись белочехи бравшие Екатеринбург, члены СНК, верующие и неверующие. Честное слово, пусть так и есть.

Но святость это не справка о судьбе после смерти - это пример для верующих, посредник в общении с Богом. И предложение брать пример с Николая Второго вполне политический шаг. Это оправдание резни на фабрике Шмидта во время московского восстания и оправдание расстрела Дома Советов, который построен почти на ее месте. Оправдание мер по «декоммунизации»: «Они святого царя казнили, так в вдарим по взбунтовавшемуся быдлу как Николай - прямой наводкой». Честное слово, я все понимаю. И про политическую борьбу, и что «так уж получилось», и что после горячих девяностых вопрос о репрессиях против оппозиции оставил актуальность. Что деканонизировать Николая сейчас совершенно не удобно с политической точки зрения.

Да, со светской точки зрения иконы царской семьи хлеба не просят. Но вы и нас, верующих, поймите. Для нас церковь не музей, а иконы - не семейный альбом. Святые это лицо церкви, лицо религии. В определенном смысле представители Бога, продолжатели дела Христа на земле. Нам обидно ведь, что в их ряды принимают по блату, ради интересов, которые перестали быть актуальным на памяти одного поколения. Принимают людей отличившихся бездарным правлением, бессмысленными казнями, покровительствовавших колдовству и сектам, в конце концов.

Мы, может и стерпим, подставим другую щеку, промолчим. Но ведь в храм приходят новые люди. Кто из любопытства, а кто, чтобы разделить нашу Радость. Мы им можем рассказать про самопожертвование Андрея Боголюбского, Бориса и Глеба, про непреклонность Марка Исповедника, про обращение равноапостольного Владимира... Но тут возникает вопрос: «А это у вас тут кто висит?»

Прикажите, объяснять, что это просто так... исторически сложилось, само вышло и вообще?.. А потом снова при непреклонность святых, которые отказывались принять ересь ради политического спокойствия империи, шли в тюрьмы, ссылки, на эшафот? Не уступали в вещах, которые сейчас не всякий богослов поймет?

Так, я боюсь, некоторые из нас смутятся и запнутся. Неудобно ведь выходит, честное слово.

"революционное", религия, история

Previous post Next post
Up