Это замечательное Трио, изумительно тонкое, страстное, полное истинного восточного очарования, пожалуй, единственный шедевр Хачатуряна в области камерной музыки, не особенно ему близкой. Мне трудно передать то наслаждение, которое оно мне доставляет. В нем есть и упоительная красота ориентальных мелодий, и возвышенность чувств, и немного грустная задумчивость, случающаяся только теплой южной ночью, и плавное, будто бы само собой разумеющееся движение. Временами угадываются отголоски произведений Н.А.Римского-Корсакова и К.Дебюсси (равно как и будущего Фортепианного концерта), но неповторимый стиль Хачатуряна узнаваем с первых же нот. А главное - это необыкновенно деликатная и выверенная до мельчайших деталей музыка, лишенная напора и агрессии, которые будут нередко вспыхивать в его более поздних произведениях. В Трио же все в меру и без каскада ненужных нот. Партия фортепиано в третьей части даже напоминает современный джаз - настолько она живая и энергичная.
Любопытен выбор Хачатуряном скрипки в качестве струнного инструмента. Обычно композиторы использовали в ансамблях такого типа альт или виолончель - за исключением Б. Бартока, И.Ф. Стравинского и Г.И. Уствольской, которые также предпочли скрипку. В случае армяно-советского композитора этот выбор сработал на все сто процентов. А потому - из четырех произведений Трио Хачатуряна однозначно мое самое любимое.
https://www.youtube.com/watch?v=ys1W_Yhygvg