Среди "пострадавших" были и весьма либеральные священники, например, иеромонах Валентин (Соломаха).

Feb 14, 2024 11:42

ЦИТАТА из текста в ЖЖ kalakazo:

"Митрополит Владимир Котляров. Без комментариев..."

https://kalakazo.livejournal.com/4442710.html

«Среди "пострадавших" были как весьма консервативные священники, например,
уже упомянутый священник Владимир Цветков, так и весьма либеральные, например,
иеромонах Валентин (Соломаха).
О. Валентин служил настоятелем в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове,
там он создал сплоченную христианскую общину...

В 1996 году он был снят со своего поста без официального объяснения причин (сейчас он является служителем РПЦЗ, служит на частной квартире).

По версии бывшего соратника о. Валентина, служившего тогда чтецом и помощником старосты
Предтеченской церкви, Сергея Савиных (ныне член Апостольской Православной Церкви),
конфликт о. Валентина с новым митрополитом был чисто финансовый:
священнику было предложено внести определенную сумму в обмен на сохранение за ним поста настоятеля, и тот отказался».

***

"Митрополит Владимир Котляров. Без комментариев..."

«Per aspera ad astra: лауреат премии «Человек года-2006» - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Предварительные итоги архиерейства в Петербурге.

28 ноября этого года в московском храме Христа Спасителя состоялось вручение премий «Человек года-2006», учрежденных Русским биографическим институтом. Среди номинантов в категории «Религия», наряду с Патриархом Алексием II, был объявлен и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Премия была присуждена ему за «выдающийся вклад в духовное возрождение России». Данное событие - еще один повод поразмыслить о состоянии дел в Санкт-Петербургской епархии РПЦ и об итогах более чем 10-летнего архиерейского служения митрополита Владимира в Северной столице.

Что и говорить, митрополит Владимир принадлежит к числу наиболее неоднозначных фигур современной Церкви. Рекордсмен по числу церковных наград и почетных грамот, один из самых опытных архиереев РПЦ (петербургская кафедра для него - 12-я по счету), не раз занимал самые ответственные посты в заграничных представительствах Московской Патриархии (был заместителем начальника Духовной миссии в Иерусалиме, представителем МП при Всемирном Совете Церквей в Женеве, постоянным представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском в Дамаске). В церкви заслужил репутацию «экумениста» и члена «никодимовской гвардии». Известен своими организаторскими способностями, жестким подходом к вопросам финансовой отчетности (по светской специальности - экономист-бухгалтер). Один из самых «нелюбимых» в народе петербургских митрополитов XX века…

Панегирики в адрес митрополита Владимира (правда, и проклятия, тоже), звучали уже не единожды. Деятельность нынешнего петербургского архиерея в сфере церковного управления уже давно заслуживает осмысления. Чтобы понять, в чем же заключается его вклад в духовное развитие России, и, в частности, в развитие Петербургской епархии РПЦ, стоит вспомнить об особенностях петербургской и - даже шире - российской - церковной жизни середины 90-х годов и о том, какое «наследство» получил митрополит Владимир от своего предшественника на петербургской кафедре, митрополита Иоанна (Снычева).

2 ноября 1995 года (н.ст.) митрополит Иоанн скончался на банкете банка "Санкт-Петербург" в гостинице "Северная корона". После его смерти митрополита Иоанна епархия временно была под управлением епископа Симона (Гети), пока в декабре на пост митрополита не был назначен Владимир (Котляров)...

Вскоре после своего назначения Владимир проявил себя как полная противоположность владыке Иоанну. В частности, с первых дней своего пребывания в Петербурге новый митрополит обнародовал свою позицию как поддержку демократических свобод в обществе и лояльное отношение к администрации губернатора"...

Авторитет же самого Владимира в епархии, изначально невысокий, к 10-летнему рубежу его правления скорее снизился, нежели возрос. Многие поступки митрополита в среде мирян и приходских священников вызывают просто смех. Большой общественный резонанс получило, в частности, выступление Владимира на Епархиальном собрании 23 ноября 2005 года, текст которого, как оказалось, был практически полностью списан с аналогичной речи Патриарха Алексия II в Москве пятью годами раньше (перекрестные ссылки - см. в статье в "Живом Журнале" - http://bytopisatel.livejournal.com/8136.html). Суровые обвинения, высказываемые в адрес клириков епархии, включающие в себя описания неблагопристойного внешнего вида священников, их болтовни в алтаре, небрежное отношение к проповеди, тягу к роскоши и т.п., никак не были связаны с личными наблюдениями митрополита, крайне мало знающего о современном состоянии дел в епархии.

На практике отношения владыки с приходами на протяжении всех лет его правления носят чисто экономический характер, при регулярности денежных поступлений митрополит вообще не вмешивается в приходскую жизнь. Уже на Епархиальном собрании в феврале 1996 года, когда Владимир впервые предстал перед большим собранием приходских священников и мирян, он напомнил присутствующим о своем бухгалтерском образовании и потребовал ввести всех приходах строжайшую финансовую отчетность...

Такая позиция владыки очевидно не способствует его популярности. Многие священники и миряне поражаются "теплохладности" Владимира, блеклости его проповедей, его равнодушию к насущным проблемам жизни Церкви и общества. По характерному высказыванию одного из клириков епархии, "для нас он просто пустое место - функционер, чиновник". Примечательно, что даже репутация Владимира как "экумениста" в глазах его паствы является несостоятельной. Как «либералы», так и «консерваторы» уже в первые годы правления Владимира в равной степени осознали, что «толерантность» и «межконфессиональный мир» для митрополита - только политические клише, что за его публичными речами не стоит никаких реальных убеждений. Как сказал один из священников епархии в интервью автору, "он и к католикам терпимо относится, потому что он вообще ко всему терпимо относится…".

За 1996-99 гг. «ревнители», оставшиеся в МП, доставили Владимиру немало хлопот. В своих изданиях и на публичных акциях они неоднократно объявляли его «еретиком- экуменистом» и смогли убедить в "еретичестве" Владимира значительную часть петербургской паствы. Так, в самом начале своего правления во время проповеди в Иоанновском монастыре на Карповке (монастырь ставропигиальный, то есть, петербургскому митрополиту не подчиненный) он осторожно высказался за желательность введения нового стиля в церковном календаре, после чего услышал оскорбительные выкрики протеста от присутствующих на богослужении. Далее несколько раз при появлении митр. Владимира перед паствой ревнителями устраивались уличные беспорядки, разбрасывались листовки с осуждениями митрополита. В частности, в 1997 году в день именин митрополита перед воротами Александро-Невской Лавры выстроилась группа верующих, которые требовали ухода владыки на покой. Перед началом Божественной Литургии на паперти Свято-Троицкого Собора пикетчики развернули плакаты: «Митрополит-еретик, уходи от нас!», «Анафема!» и им подобные...

В первые годы правления Владимира лозунги «ревнителей» нередко поддерживались священниками, недовольными кадровой политикой нового митрополита, и их сторонниками. В результате в конце 1990-х годов Владимир имел славу "сурового начальника" и даже "деспота" не только среди "ревнителей", но и во всем православном Петербурге. В защиту уволенного митрополитом за штат о. Владимира Цветкова выступили известные деятели культуры: академик Д. С. Лихачёв, заместитель директора ИРЛИ РАН "Пушкинский дом" В. А. Котельников и др. Их "Открытое письмо к Архипастырю", в котором Владимир в мягкой форме упрекался за запрет Цветкова, ходило по рукам и бурно обсуждалось в епархии. В контексте этого увольнения "ревнители" утверждали, что новый митрополит на все посты в епархии желает поставить своих "друзей-либералов".

Факты, однако, говорят об обратном. Единственным священнослужителем, перемещение которого новым владыкой, очевидно, было связано с идеологическими мотивами, был уже упомянутый о. Пахомий Трегулов. Причем перемещение едва ли можно считать репрессиями: Пахомий был хотя и был удален из Петербурга в область, но был повышен в должности (на 2006 год он имеет сан игумена и является наместником Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря). Ясно, что увольнения за штат и перемещения остальных священников носили не идеологический характер.

Среди "пострадавших" были как весьма консервативные священники, например,
уже упомянутый священник Владимир Цветков, так и весьма либеральные, например,
иеромонах Валентин (Соломаха).
О. Валентин служил настоятелем в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове,
там он создал сплоченную христианскую общину...

В 1996 году он был снят со своего поста без официального объяснения причин (сейчас он является служителем РПЦЗ, служит на частной квартире).

По версии бывшего соратника о. Валентина, служившего тогда чтецом и помощником старосты
Предтеченской церкви, Сергея Савиных (ныне член Апостольской Православной Церкви),
конфликт о. Валентина с новым митрополитом был чисто финансовый:
священнику было предложено внести определенную сумму в обмен на сохранение за ним поста настоятеля, и тот отказался.
Однако "ревнители" неизменно истолковывали переход о. Валентина в РПЦЗ как бегство от "митрополита-еретика"»...

https://kalakazo.livejournal.com/4442710.html
https://kalakazo.livejournal.com/5934148.html

https://kalakazo-archiv.livejournal.com/8259.html
.

митрополит Владимир Котляров, храм Рождества Иоанна Предтечи, комментарии в ЖЖ Kalakazo, Летопись Kalakazo

Previous post Next post
Up