СОБОР НА ГЛАЗАХ ТЕРЯЕТ СВОЮ «ВСЕЛЕНСКОСТЬ»

Jun 06, 2016 08:58



Интервью с историком церкви Юрием Воробьевским.

«Народный политолог»:

- Юрий Юрьевич! Совсем недавно мы с вами говорили о результатах «исторической встречи» в Гаване предстоятеля Русской Православной Церкви и главы католического мира епископа Римского. Ситуация, к сожалению, получила развитие, и сегодня простых верующих волнует даже не общение наших церковных иерархов с католиками, а предстоящий Всеправославный собор на Крите, и главное - непрозрачность подготавливаемых к нему решений. Чего, по вашему мнению, можно ждать от этой встречи?

Юрий Воробьевский:
- В самом вопросе кроется невозможность ответить конкретно. Скорее, можно ответить «по-еврейски», вопросом на вопрос. Если подготовка к «исторической встрече» довольно долго велась неким секретным «Гавана-клабом» в тайне, то правомерны такие вопросы: что является от нас тайной номер два, тайной номер три и так далее...
На глазах церковные дела, - не дела аппарата патриархии, а наши с вами, народа Божиего дела, - превращаются в какой-то предмет конспирологии.

А для задающих неудобные вопросы подготовлен «убийственный» контраргумент: вы что, умнее патриарха? Могу сказать о себе: я - глупее. Но святые, давно объяснившие нам, что такое латинство, что такое экуменизм - умнее.
Предвижу и такой ответ: познай себя и будет с тебя... Слова правильные. Но они всё чаще произносятся с такой интонацией, что их можно перевести так: заткнись, положи свою сотенку в свечной ящик и проваливай, не мешай серьёзным господам...
К сожалению, часть епископата задаёт такой стиль общения с паствой. И стиль этот перенимается семинаристами. Меня порой оторопь берет, когда вижу, кто в скором времени станет пастырями. К ним уже сейчас на козе не подъедешь...
Я вспоминаю слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что современный ему епископат сложился в замкнутую касту, люто ненавидимую народом. Это XIX век, правит царь-батюшка! Мне кажется, некоторые клирики сегодня, кроме всего прочего, утрачивают инстинкт самосохранения...
Так вот, всё сказанное - не попытка уйти от конкретного вопроса. Результатом будущего собора (если он состоится, хотя немало людей молятся, чтобы его не было) может быть не только большая война, как говорит, например, схиигумен Сергий (Романов), но и нечто позитивное - осознание своих внутренних болезней. А это уже предпосылка для самоисцеления церкви.

«Народный политолог»:

- Как вы оцениваете резко возросшее в последнее время число «непоминальщиков» патриарха Кирилла? Ведь целые епархии на Украине, многочисленные приходы в Молдавии перестали поминать его имя на литургии? Такого не было в истории РПЦ, пожалуй, с момента восстановления литургического единства с Русской Православной Церковью за рубежом? Может ли это как-либо повлиять на позицию нашего священноначалия?

Юрий Воробьевский: - Честно скажу: не знаю, сколько мягких подушек отделяет слух священноначалия от звука голосов простых верующих людей. В любом случае, такая глухота исцеляется только духовно. Не полными ненависти и раздражения восклицаниями, а нашей молитвой о прозрении и прослышании епископата.
В свое время вселенский патриарх Афинагор снял с католиков древние анафемы. Это привело к тому, что на Афоне многие перестали поминать его. Одним из первых, кто начал поминать, был старец Паисий Святогорец. Когда его просили разъяснить, он отвечал: я не просто поминаю его, я прошу Господа, чтобы он отнял годы моей жизни и отдал их Афинагору для того, чтобы тот успел покаяться.
Одному Богу известно, как на самом деле умирал этот патриарх, но на Святой горе мне рассказывали, что, вопреки древней традиции захоронения в сидящем положении, хоронили его лёжа, в запаянном гробу - больно уж скоро стало разлагаться тело. И всё же подход старца Паисия представляется мне правильным. В этом, кстати, и ответ на ваш вопрос о «поминальщиках» и «непоминальщиках».
Вообще сейчас кто-то создает целые общественные протестные группы, кто-то богословствует... Мне вспоминаются давние, ожесточённые споры на Афоне об имени Божием. А на какой стороне был тогда будущий святой старец Силуан? В сохранившихся документах «имябожники» включили его в число монахов, которые хулят имя Божие. Это за то, что он не был в их партии. Когда другие до остервенения спорили об Иисусовой молитве, он просто молился. Что касается меня, то я не сторонник движений, я сторонник стояния. Стояния в истине.

«Народный политолог»: - К сожалению, многие уже сегодня заговорили о расколе в нашей церкви. Появился даже лидер этого движения, некий «отец» Дмитрий Ненароков, который открыто обвиняет патриарха Кирилла в ереси и к которому в последнее время примкнуло немало сторонников. Даже поминается в числе его сторонников известнейшая специалистка по католичеству, профессор МГИМО Ольга Четверикова, чьи труды в последнее время методично раскрывали тайную и неприглядную изнанку политики Ватикана. Может ли это движение стать серьёзной угрозой церковному единству?

Юрий Воробьевский: - Угрозу церковному единству представляют те, кто провоцирует людей на импульсивные и необдуманные шаги. В том числе на создание различных «истинных» православных групп или на поиски в других юрисдикциях. Могу сказать одно: я остаюсь здесь, в Русской Православной Церкви.
Один знакомый мне исследователь высказал предположение, что окатоличивание Московской патриархии является объективным результатом раскола XVII века, в том числе результатом правки текстов по киево-могилянским, полонизированно-латинизированным образцам. О результатах этой правки в свое время убедительно написал Б.Кутузов. Не призываю никого записываться в старообрядцы, но подумать здесь есть над чём...

«Народный политолог»: - Можно ли по-прежнему называть предстоящий Всеправославный собор «всеправославным», когда Синоды Грузинской и Болгарской Православных Церквей однозначно высказались против участия в нём?

Юрий Воробьевский: - С Божией помощью Собор на глазах теряет свою «вселенскость». Нечто подобное происходило на Всеправославном совещании 1923 года, который оказался не таким представительным, как хотел того его организатор, вселенский патриарх-масон Мелетий. Кстати, последствия того мероприятия мы расхлёбываем до сих пор. Именно тогда, помимо всего прочего, было положено начало расколам в ряде Поместных Церквей по календарному вопросу.

«Народный политолог»: - И, напоследок: какие пророчества о наших временах и нынешней, уже охватывающей умы, смуте вы хотели бы привести?

Юрий Воробьевский: - Чаю, что собор все-таки не состоится. И в этой связи вспоминаю слова преподобного старца Паисия Святогорца: «Знаю, что что-то давно готовится, но откладывается; не Господь ли откладывает эти сроки?! Конечно, Господь. творец, который пребывает в вечности, а потому никак не связан с условностями человеческих временных (с ударением на последний слог) зарубок. Именно поэтому я скептически отношусь к предсказаниям. Особенно когда называются даты будущих грандиозных потрясений.
Очевидно другое. Господь реагирует на молитву верующих людей. Звучание молитвы каждого из нас - это, в лучшем случае, комариный писк. Но когда появляется рой комаров, то они уже гудят и их слышно. Так что давайте пищать. Если бы Господь потерял терпение, ангелы на наших глазах уже свернули бы небо в свиток. Если этого не происходит, он еще надеется на нас.
Конструкция нынешнего мира явно неустойчива. Может быть, всего одной молитвы, как веса крыла бабочки, не хватает для позитивного разрешения ситуации.

Беседовал Алексей Шорохов
http://www.narpolit.com/po_suti_dela/sobor_na_glazah_teryaet_svoiu_vselenskost_15-17-46.htm
Previous post Next post
Up