Мемуары-просебятина, часть 2.

Nov 12, 2010 10:43

Итак, часть вторая. Я и средние классы средней школы.

Как раз посередине этого времени случилась очередная реформа и все мои одногодки дружно перешли из пятого класса в седьмой. Потому что счёт классам изменился, выпускной стал считаться не 10-м, а 11-м, ну и.т.д. После этого седьмого случилась реформа уже местного масштаба: в нашей школе прониклись специализацией и решили сделать математический класс. А кто в него не попал - тех сделать нематематическими. С математикой у меня на тот момент было совсем печально (см. под катом), и попала я из 7"А" класса (изначально самого сильного в параллели) в класс 8"Г", из которого потом еле-еле перевели в "В". Сейчас, по воспоминаниям, кажется, что творился тогда в школе некоторый бардак, учителя менялись часто и т.п. Хотя, возможно, это я так плохо помню. Восьмой-девятый классы у меня вообще в памяти такая "яма", школа весьма туманно помнится.

Потому что примерно тогда же (в 12-13 лет) началась какая-то загадочная бяка со здоровьем, состоявшая из диких головных болей непонятного происхождения, а в свободное от них время - приступов паники, что вот сейчас голова заболит. Так что восьмой и девятый класс я больше лечилась, чем училась. Точнее, не столько лечилась, сколько обследовалась на предмет "что ж это такое и что с ним делать". Опять же сейчас только понимаю, как нелегко пришлось родителям.

Что было причиной, а что следствием - беда с головой или беда со школой - вопрос открытый до сих пор. Скорее всего по принципу порочного круга. Забегая вперёд, скажу, что голова и учёба отвалились выздоровели тоже примерно одновременно, около 17 лет, окончания школы и поступления в училище. Опять же, кто из них почему - не знаю.



Дальше - про меня и отдельные предметы.

Русский язык и литература. Так случилось, что в 4-5 классах вела их у нас та же преподавательница, что потом в 10-11 - дама очень требовательая, строгая, но влюблённая в свой предмет (литературу особенно) и классная рассказчица. Особенный кайф - это были диафильмы на уроках литературы :-) и виниловые пластинки с записями "Радио-няни" (кажется, это называлось "весёлый урок") на русском :-))) А какой у неё был кабинет - уютный, как домашняя комната, и стенды со всякой интересной штукой почитать, и книжки она домой давала иногда свои личные.

История. Учительницу истории я тоже до сих пор вспоминаю с благодарностью. Чем древнее история, тем интереснее было :-) тем более я как раз в 11-12 лет очень увлекалась мифами Древней Греции. Ну, а чем ближе к современности, тем больше попадалось в учебниках всяких скучных "измов". А вообще я гораздо больше и интереснее про историю помню из старших уже классов, о чём и расскажу в следующей серии.

Английский язык. Это сразу стал любимый предмет (и с тех пор я такая, ага). В 4-5 классах английский был у нас 5 раз в неделю - по 45 минут. И учительница наша чудесная, терпеливая и доброжелательная, умела, как я сейчас понимаю, сочетать сильные стороны двух разных методических подходов - классического советского и коммуникативного. То есть мы и грамматику учили, и транскрипцию писали, и тексты наизусть начитывали, и в то же время с наслаждением играли с куклами в магазин и сказки у доски изображали :-) И теперь, задним числом, моё скромное мнение: 10 лет - идеальный возраст для начала обучения, а каждый день по уроку - идеальный график. Родителям (особенно тем, кто сам не знал язык) приходилось, как я опять же только теперь понимаю, нелегко - домашней подготовки требовалось много, очень много.
После 7 класса английского стало меньше, кажется, 3 раза в неделю, и учителя менялись, но моей любви уже ничто не могло отшибить. А там и битломания подоспела ;-)

География и биология. Это были в моём понимании предметы, так сказать, средние - вполне себе понятные и даже интересные, но не такие приятные, как история и англйиский. Особенно пока география шла физическая, а не экономическая. Про материки, океаны и джунгли было гораздо интереснее, чем про то, что социалистические страны такие хорошие, а капиталистические такие плохие. Биологию первые пару лет преподавала у нас очень хорошая учительница, было много-много практики вроде выращивания разных растений и разглядывания в микроскопы разных клеток и тканей. А вот человеческая анатомия как-то в школе прошла мимо меня, это уже был 9 класс, когда я толком не училась. Даже не могу вспомнить, та же была преподавательница или они тоже менялись.

Физика и химия. Это был ужас-ужас-ужас. Физика началась с седьмого (по старому - шестого) класса, химия - годом позже. Изначально вроде и учительницы по этим предметам были симпатичные и старательно всё объясняющие, но... через полгода я вообще перестала понимать, о чём идёт речь на этих уроках и в этих учебниках. Даже там, где был текст, а не формулы и графики, моей головой это воспринималось примерно так: дыр пыр фыр бюк хрюк зюк вяк кряк, поняла? Я, в отчаянии: пыр хрюк? Взрослый: да нет же, бюк кряк!

Со мной пытался заниматься папа (физтеховец). Потом со мной пытался заниматься репетитор, гораздо более терпеливый, чем папа. Оба довольно быстро пришли к выводу, что даже тупо наизусть я не выучу, проще сесть и сделать за меня задание и ещё проверить, чтоб чего не перепутала, срисовывая в тетрадку своим почерком. За классные и контрольные работы учителя рисовали три с минусом вместо двойки, вздыхая "что с убогой взять".

Какое-то время я слегка покомплексовала, тем более что некоторые мои одноклассники, в начальной школе троечники, коим меня в пример ставили, теперь разбирались в этих пык-бряках, пятёрки за них получали, да ещё и интересное что-то в этих мерзких предметах находили! Потом пришла к логичному выводу "не могу я быть плохая, это оно всё нехорошее", и объявила непонятные науки ненужными, вредными и специально придуманными, чтоб меня помучить. И на вопросы типа "О чём ты, девочка, мечтаешь?" любила отвечать "Сжечь все учебники химии во всём мире!"

Алгебра и геометрия. Четвёртый и пятый класс это ещё называлось "математика" и хоть как-то мною понималось, через пень-колоду, хотя с учительницей случился неконтакт сразу и надолго. Когда пошли теоремы, формулы, графики и прочие в таком роде ужасы, мозг окончательно решил, что он у меня гуманитарный :-)

Я даже обложки для учебников подбирала по принципу "любимые цвета для любимых предметов, мерзкие - для мерзких". И дни в неделе были любимыми и нелюбимыми в зависимости от расписания уроков.

Кстати, о расписании: в средней школе у нас по-прежнему была 6-дневка, в день по 5 уроков, потом стало бывать и по 6 (до 14:10), больше шести не бывало.

Так вот, лет до 18-20 в моей картине мира так и оставалось: языки, история, литература - моё, хорошее, нужное; математика и физикохимия - чужое, непонятное и вообще бяка. Потом я изрядно жалела об этом перекосе и до сих пор иногда задумываюсь: можно ли было его избежать и что делать в этом смысле со своим потомством. Бывают ли вообще в природе ученики, учителя и школы (и вне темы официального образования - вообще живые люди) развитые и развивающие все сферы человеческого познания, без деления на "технарь-сухарь" и "что с гуманитария возьмёшь"? Где вообще в каждом учебном предмете грань между "без этого не обойдёшься в жизни при любой профессии" и "выучил-сдал-забыл, ибо блажь составителей дурной программы"? И кстати о программах и составителях - у вас обществоведение в школе было? а граждановдение? а основы мировой художественной культуры? этика-эстетика? психология? краеведение какое-нибудь? и как оно всё, приггггодддилллось???

И другие выводы про среднюю школу.

Талантливый, интересный, находящий контакт с детьми предметник - спасение предмета. Предметник-зануда, бездарь, тиран или наоборот тряпка - хана предмету. Что с этим в реальности делать? Эх, либо забить (никто ещё не помер без алгебры, мой деть всё равно гуманитарий), либо искать репетиторов, кружки, книжки, заниматься самому, тянуть подростка за самолюбие и другие подростковые части...

Да, а это вторая беда рассматриваемого периода времени. Подростковый период. Дитятка за год-полтора каааак вырастет и каааак скажет басом: пошли вы нафих с вашей географией, дорогие предки, я хочу тусить с друзьями/лежать на диване/играть в футбол/ещё чего-нибудь, только не вашей учёбы/вообще не знаю, чего хочу...

Теоретически рассуждая, имхо, лет до 15-16, вопрос выбора будущей профессии и вытекающие из него частные вопросы "на какие предметы нажать, а на какие забить" может ещё 150 раз поменяться. Лишь бы вообще деть училось и хотело учиться. Практически - сложно оно всё...

Продолжение следует.

просебятина, но бавно всё это дыло впрочем, умные речи

Previous post Next post
Up