Идея перестраивать старые доки, превращая их в живописные жилые районы, сама по себе не нова. Например,
вот тут можно почитать и посмотреть, как это сделали в Лондоне. В Мельбурне, с присущей ему любовью к «городскому искусству», прогулкам и отдыху, эта идея была решена в собственном ключе, и решена блестяще.
Мое пешее путешествие по Доклендсу началось под волнообразными изгибами крыши станции “Southern Cross” (в девичестве “Spencer Street” - видимо, «Южный Крест» звучит не в пример шикарнее, иначе чем объяснить переименование?). От станции достаточно лишь пройти по пешеходному мосту - и вот они, первые признаки характерного облика района:
Мельбурнский Доклендс - это марина с белоснежными корабликами, вереница всевозможных едален, живописные променады и царство современного публичного искусства. Район оставляет ощущение простора, жизнерадостности и в то же время элегантности.
Скульптура «Корова на дереве», уже успевшая стать достопримечательностью.
История этой инсталляции чрезвычайно интересна. Ее автор - художник Джон Келли (John Kelly). Все его творчество посвящено этим странным животным. Их прототипы - большие примитивные фигуры коров и лошадей из папье-маше, с помощью которых во время Второй мировой войны в Австралии маскировали военные аэродромы под пастбища. Фигуры, нелепые вблизи, с воздуха более-менее походили на настоящих животных и были легкими, так что их можно было в любой момент собрать и унести, чтобы самолет мог взлететь или сесть. Затем папье-машевое стадо возвращалось на исходную позицию. Но это еще не все. Автор вдохновился также историей о том, как в 50-е годы во время наводнения в Австралии погиб скот, а когда вода схлынула, туши животных остались висеть на ветвях. Так и родилась идея этой скульптуры, причем прямоугольное тело и маленькая голова коровы отсылает нас к тем фигурам из папье-маше.
Еще некоторые образцы urban art в Доклендсе.
На самом деле, их там больше, но не было возможности удачно снять, да и обрабатывать некогда.
По пути забрела в маленькую художественную галерею, познакомилась с хозяином и проболтала с ним минут 40. Совершенно дивный дядечка, который знает массу интересного об искусстве и охотно делится этим просто так. Например, я не знала, что акварельная техника живописи в Австралии не пользуется популярностью, потому что яркое местное солнце портит краски на картине, а акварель - вещь нежная. Зато австралийские художники - превосходные колористы и выражают свои чувства и идеи именно посредством цвета.
Порассказывал о своей работе. «Есть, - говорит, - два способа продавать картины. Первый - вы тыкаете пальцем, скажем, в эту [абстрактное полотно], говорите: «Класс, мне нравится тут синее пятно, а тут желтое!». Не вопрос, заворачиваем картину и доставляем по указанному адресу. А однажды к вам приходят гости и говорят: «О, какая у тебя картина! А что все это означает?». «Ну, - мнетесь вы, - вот тут пятно синее, а тут - желтое, ясно?». Одним словом, вы сели в лужу. Так вот, чтобы этого не произошло, я продаю вторым способом: предварительно рассказываю вам о картине, которую вы собираетесь купить. Мы не хотим, чтобы наши покупатели садились в лужу! ;)».
От галерейного искусства - вновь к уличному. Кому зайца-выбегайца?
«Пизанский» фонарь. А зеленое под мостиками - это вода, и в ней даже плавают утки. Просто она абсолютно вся цветет.
Фрагмент Доклендс-парка с детской площадкой.
Вечером колесо, должно быть, особенно эффектно выглядит, судя по
этой фотографии. Район продолжает строиться, и здесь пока есть «неокультуренные» (во всех смыслах) участки, типа болот. Наверное, это ненадолго %).
Доклендс соединяется с другим развлекательным районом - Southbank - посредством вот такого паутинного мостика:
Этот район тоже может похвастаться любопытными элементами декора. Их немало, вот лишь парочка.
Бывший железнодорожный мост обзавелся веселыми металлическими фигурками и стал пешеходным. Человечки кажутся на фото нерезкими, а на самом деле они просто двойные.
Возвращаясь к Доклендсу - место замечательное, вы еще не поняли? Гулять, дивиться на скульптуры, предаваться чревоугодию, растрясать съеденное в велосипедном седле (дорожки проложены, а как же), кататься на кораблике, лежать на траве в парке... И все это - буквально под боком у жужжащего Сити.