Посмотрев на обилие моих культпоходных постов, можно предположить, что музыкальная и театральная жизнь в Мельбурне кипит - тут балеты, там спектакулярные стейнвеи, классическая музыка под открытым небом и прочая, прочая. Это действительно так. В электронный почтовый ящик нам постоянно сыпятся объявления о новых концертах, за всеми выставками невозможно уследить, на фестивали я уже забила, потому что просто не успеть. Но что самое интересное - так было в Мельбурне практически всегда. В далекую доинтернетную - да что там, дотелевизионную! - эпоху в городе было столько зрелищ, что глаза разбегаются, когда читаешь газеты столетней давности. Мне захотелось немного (или много - как получится) рассказать о том, как отдыхали мельбурнцы прошлого, куда ходили, что смотрели и слушали. Специфика развлечений тогда была иной, чем сейчас: к примеру, они отличались эклектичностью - в одну кучу смешивали и пение, и цирк, и невесть что еще, почти как в китайской опере. Но обо всем по порядку.
Театры
Первый театр в Мельбурне появился в 1842 году - то есть когда городу было всего семь лет. Видимо, за это короткое время поселенцы успели удовлетворить все свои материальные потребности, и их потянуло на зрелища. Театрик был любительским, ютился в ветхом деревянном домике на Бурк-стрит, зато носил гордое имя Royal Victoria Theatre (он же Pavilion, он же Theatre Royal и Victoria Saloon - надо думать, обилие названий создавало у жителей иллюзию многочисленности театров).
Спустя пару лет построили более подходящее здание на Куин-стрит, где поселился, соответственно, Queen Theatre. Но настоящий всплеск культурной жизни начался во время «золотой лихорадки»: за три последующих десятилетия в Мельбурне построили семь больших театров и множество мюзик-холлов.
На рисунке Генри Гловера (Henry Heath Glover) “7 o’clock” штурмующая театр публика, судя по костюмам, изображена как раз в годы «золотой лихорадки».
Поначалу на местных сценах играли репертуар, позаимствованный у матушки-Британии, но постепенно начали появляться австралийские постановки. Театральные представления в те времена отличались уже упомянутой эклектичностью: показать сначала «Гамлета», а на закуску - комедийную пьесу считалось делом обычным. До 1910-х годов, то есть до широкого распространения кинематографа, театры пользовались бешеной популярностью, и публика горячо сопереживала драмам, которые показывались в предельно реалистичной манере. Масштабность постановок тех лет поражает воображение: сложная механизация сцены, настоящие реки и озера, в которых тонули трагические героини (разумеется, почти всех затем спасали - иногда мужественные герои, а иногда - собаки), живые лошади и тому подобные эффекты. Да что там говорить - иногда в театрах давали настоящие цирковые шоу, и никого это не коробило. Атмосфера в зале вообще царила неформальная, а свет обычно не гасили.
Только два мельбурнских театра викторианской эпохи сохранились до наших дней: Her Majesty’s (почти полностью сгоревший в 1929 и перестроенный) и Princess, спроектированный Уильямом Питтом* взамен снесенного старого с таким же названием. Сейчас в них ставят, в частности, мюзиклы - такие как недавно прошедший «Призрак оперы» и «Спамалот».
Архитектура театра Принсес выдает с головой его «породистое» происхождение. Это истинный продукт мельбурнского бума 1880-х.
Открытка 1908 года
Вначале у театра была сдвижная крыша - первая в мире! - так что в теплые вечера публика могла сидеть под открытым небом. Но позже механизм сломался, и крышу заделали намертво.
Среди примечательных фактов, связанных с Princes Theatre, - постановка ибсеновской пьесы «Кукольный дом» в 1889 и гастроли Сары Бернар в 1891 (она играла в «Даме с камелиями», «Клеопатре» и «Тоске», причем на французском языке). А еще у него есть свое привидение, которое зовут Федеричи. В 1888 в театре давали «Фауста», и во время одного из представлений актер, игравший Мефистофеля - Фредерик Бейкер, итальянец по происхождению - умер на сцене от сердечного приступа. Позже многие «встречались» с призраком актера, и увидеть его до сих пор считается хорошим знаком. А театральный бар получил название «Федеричи».
Фредерик Бейкер
В залах поменьше устраивали более легкие представления для тех, кто хотел отвлечься от забот. Обычно это была пестрая мешанина из водевилей, пантомим, выступлений фокусников и дрессированных животных.
Циклорамы
Этот вид зрелищ просуществовал очень недолго - с конца 1880-х по 1906 - и был вытеснен кинематографом. Циклорамы размещались в специальных круглых в плане зданиях и представляли собой настенные панорамы с обзором в 360 градусов. Они были рисованными, а для эффекта объемности к ним добавляли трехмерные детали - деревца, домики и прочее.
Здание циклорамы в мельбурнском районе Фицрой.
Экспозиции менялись, как фильмы в кинотеатрах: так, в Фицрое демонстрировались «Битва при Ватерлоо», «Иерусалим» и «Эврикское восстание». Кроме этой циклорамы, была еще одна - на Литтл-Коллинз-стрит - и временная в здании Выставочного центра. Были даже трамвайные маршруты, которые проходили мимо всех трех циклорам. После того, как этот вид развлечений тихо почил, здание в Фицрое отдали под цирк, боксерские бои и кино, а в 1928 и вовсе снесли.
Музыка
Музыка являлась важной частью жизни Мельбурна с самого его основания. Филармоническое общество появилось тут в 1853 году, а разного рода хоров и оркестриков насчитывалось великое множество. Даже в церквях проводились камерные концерты и выступления певцов.
На этой карикатуре из журнала «Мельбурн Панч» за 1856 год падкая на прекрасное мельбурнская публика внимает певице, исполнящей песню о родине.
Больше всего тут любили оперу - наверное, неслучайно самая знаменитая уроженка этого города - певица. Нелли Мельба - обладательница уникального сопрано, удостоенная ордена Британской империи и снискавшая всемирную славу - родилась в мельбурнском пригороде Ричмонд. Вокально-театральные постановки - от водевилей до Верди - игрались в театрах, например, в Новой опере (позднее Тиволи). С этим местом связан еще один любопытный факт: в 1896 году там выступал иллюзионист Карл Герц, знаменитый тем, что включал в свои представления демонстрацию фильмов. Именно он устроил первый в Австралии публичный сеанс синематографа. К сожалению, это примечательное здание с большим шаром на крыше, который подсвечивался в темноте (работа все того же неугомонного Питта), сгорело в 1967 году.
Одной из основных концертных площадок Мельбурна долгое время был органный зал мэрии (таун-холла).
Выступление мадам Арабеллы Годдард (рисунок Сэмюэла Калверта, 1874 г.)
К слову, такими вот рисунками вплоть до конца 19 века сопровождали заметки в специальных изданиях вроде «Иллюстрированных австралийских новостей». В газетах того времени, и даже позже, практически не было картинок, если не считать рекламы. Когда читаешь старинные выпуски «Аргуса» или «Эйдж», глаз очень быстро устает от сплошного потока текста, набранного мельчайшим шрифтом, без надежды на разнообразие в виде хоть малюсенькой иллюстрации. Правда, после смерти короля, в 1910 году, газеты посвятили несколько разворотов обширным статьям с огромными фотографиями.
Но вернемся в мэрию. Так выглядел ее зал до пожара 1925 года.
После пожара зал был отстроен заново и расширен, а новый орган появился в 1929. Именно на этом органе исполнялась чудесная Третья симфония Сен-Санса, которую мы
слушали в прошлом году.
Между прочим, исполнявший эту симфонию Мельбурнский симфонический оркестр был основан в 1906. Для сравнения: Сиднейский симфонический - в 1932, Аделаидский - в 1936, Брисбенский - в 1947, Тасманийский - в 1948. На сайте оркестра Западной Австралии стыдливо молчат, но Википедия наябедничала, что этот коллектив возник в 1950, а история Пертского симфонического вообще туманна. Что же касается высшего музыкального образования - то тут бывшая федеральная столица тоже на первом месте: Мельбурнская консерватория, основанная в 1891 году, - старейшая в Австралии.
И без того активная, музыкальная жизнь города достигала прямо-таки феерических масштабов во время проведения всемирных выставок 1880 и 1888 гг.: количество концертов исчислялось тысячами. Один из международных судей на выставке, посвященной столетию Австралии, был так поражен этим изобилием, что заявил: «Не думаю, что есть в мире другая страна, где так любили бы музыку».
Оркестр и хор исполняют кантату в органном зале
Royal Exhibition Building, 1881 г.
О грядущих концертах публика узнавала, главным образом, из афиш, которые расклеивались снаружи театров. Эта, например, сообщает о выступлениях австралийской певицы Эми Каслс (1880-1951) в зале мэрии.
Объявления публиковались также и в газетах, но современному человеку найти их нелегко. Формально рубрики как бы существовали, но границы их были очень размытыми. За все издания не поручусь, но в «Аргусе» валили в кучу и концерты, и рекламу катков с прочими развлекательными центрами, и какие-то совершенно левые новости - и все это мелким шрифтом на огромной простыне. Любопытного там, впрочем, можно нарыть немало - анонсы фильмов, восхитительную рекламу аквариума и прочих интересных мест. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Источник иллюстраций - архивы State Library of Victoria.
* Уильям Питт - знаменитый местный архитектор, автор великолепных неоготических зданий Мельбурна -
Olderfleet,
Rialto и
здания бывшей фондовой биржи. Все три объявлены национальным достоянием и наследием викторианской эпохи.