Еще про мой летний Питер:
Хоббит в Питере /
Зеленый Змей в Питере /
Марафон "Белые ночи" /
Тополиный пух/
Кафешки и витрины /
С Питером наедине /
В Питере вдвоем /
Питер из автобуса /
Домик в Коломне Сегодня погуляем по району Коломна, где мы остановились во время летней питерской поездки. До центра от отеля можно было добраться минут за 20-30 пешком или подъехать на автобусе, метро поблизости нет. Конечно, в Питере здорово жить в самом центре, особенно в белые ночи, когда хочется гулять допоздна - может быть, попробуем это в следующий раз. Но в Коломне мне лично очень понравилось, потому, что хоть Спас-на-Крови и Адмиралтейство не совсем рядом, кругом, тем не менее, самый настоящий питерский питер - а именно за этим я и ехала, пропитаться этим городом каналов, атмосферной архитектуры, теней прошлого и далее по тексту :)
Фотографии в альбоме «
Коломна», автор
ielleh на Яндекс.Фотках
Что такое, вообще, питерская Коломна? И почему такое странное название, одинаковое со
старинным среднерусским городом, прописалось на берегах Невы, где этого русского колорита совсем не предусмотрено?
История названия и его этимология среднерусского
города и питерского района совершенно разная, созвучие это случайно:
"Коломна - один из старейших районов Санкт-Петербурга. В середине XVIII века эта часть города не имела названия и считалась глубокой окраиной; застройка этого времени была одноэтажной и деревянной. Заселение Коломны переселенцами из опустошенных пожарами 1736- 37 гг. Морской и Адмиралтейской слобод породило одну из версий происхождения названия городской части: новое место жительства переселенцев - колония. По другой версии, название района произошло от русифицированного именования межевых столбов - колонна. И еще один вариант: "Соединение с названием древнего русского города Коломна, в ста верстах от Москвы, не должно вводить в заблуждение. Ещё первый историк Петербурга, Андрей Богданов, называл эту местность «Колоною», очевидно, от итальянского слова colonna («линия», «строй»), что соответствует регулярному плану местности с пересекающимися под прямым углом широкими улицами." (
вики)
Район Коломна находится в устье Невы, рядом с Васильевским островом и портовым районом Адмиралтейских верфей.
Границы округа проходят очень по-питерски - по рекам и каналам: Крюков канал - Фонтанка - Большая Нева - Ново-Адмиралтейский канал - Мойка.
Первыми жителями Коломны были работники корабельной верфи, мастеровые, лоцманы. Позднее ее обитателями стали, кроме различных ремесленников, мещане, военные, купцы, чиновники, небогатые дворяне. Во второй половине XIX века Коломна превратилась в заселённую часть города, застроенную доходными домами. Коломна сыграла некоторую роль в русской литературе, в ней жили известные персонажи из бедных чиновников: герои Пушкина из «Медного всадника» и «Домика в Коломне», Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» Гоголя.
В Коломне жил и сам Пушкин (в 1817-1820 гг. здесь созданы «Руслан и Людмилу», ода «Вольность» и послание «К Чаадаеву»), а также Суворов, Грибоедов, Жуковский, Лермонтов, Гоголь, Чернышевский. В конце XIX - начале XX века район облюбовали музыканты, художники, поэты, в частности Блок, Мандельштам, Кустодиев, Репин (в 1882- 1895 гг. здесь написаны «Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали»). Близость Консерватории и Мариинского театра привлекали артистов, в их числе балерины Кшесинская и Анна Павлова, композиторы Чайковский, Глинка, Мусоргский, Прокофьев.
3. Все, теперь идем гулять по улицам Коломны. Ближайший к нашему месту обитания перекресток Английского проспекта и ул. Декабристов (по которой можно дойти прямо до центра, к Вознесенскому проспекту поблизости от Исаакиевского собора).
Ну, кто о чем, а хоббит, конечно, не пройдет мимо порося :)
4. Остановка на Английском проспекте, красивые здания и питерская маршрутка. По этому проспекту мы не ходили, но
вот здесь можно прогуляться виртуально.
5. Вид улицы Декабристов в сторону Мариинского театра, к которому мы подойдем в конце этого поста. А пока рассмотрим интересное здание в стиле модерн с башенками на крыше -
доходный дом 1902 года постройки.
По ссылке выше можно полюбоваться и элементами интерьера лестничных клеток, очень и очень примечательные детали. Становится понятно, почему это ни в коем случае не "подъезд", а именно "парадная" :)
6. Балкон. Обратите внимание на рисунок ткани, которая висит на перегородке верхнего балкончика!
7.
8.
9.
Эстонская лютеранская кирха св. Иоанна (1859-1860, перестроена в 1930, реконструирована в 2010; я ее еще покажу поближе в отдельном посте, посвященном питерским храмам) и
доходный дом Эстонской кирхи (зеленое здание в стиле модерн постройки 1909-1911 гг., слева от кирхи).
10.
11. Примечательное здание с башенкой на крыше - жилой дом, возведенный в 1953 году на месте сгоревшего в блокаду "Дома-сказки".
"Дом сказки", он же доходный дом Кольцова, на фото 1915 г.:
12. Белым ночером.
13. Чудный дворик. Питер-питер-питер!
14. Немного позитива:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
15. Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(Александр Блок, 10 октября 1912)
Дом, где жил Блок в последние годы своей жизни, и где сейчас его музей-квартира - напротив этого места. Сам дом и вход в музей я не сфотографировала, а визит в музей откладывала на потом - как всегда с достопримечательностями, ближайшими к месту обитания, кажется, что они всегда "под рукой". Поэтому на дом, интерьеры и музей смотрим тут:
начало,
продолжение.
16. Белая ночь над рекой Пряжкой, перед домом Блока.
17. Дом - в кадре справа.
18. При свете дня:
19. Банный мост через Пряжку.
20. Название моста произошло от расположенного рядом здания Матисовых бань на Матисовом острове. Бани находились в распоряжении исправительного заведения, снесены под застройку в 2005 году. Мост примечателен тем, что никогда не был переименован.
21. Банный мост и Пряжка при свете дня.
22. Те же, там же :)
А так их видел Блок
из окна своей столовой:
Река Пряжка, длиной 1,32 км, вытекает из реки Мойки, впадает через бывший Сальнобуянский канал в Большую Неву. Во время основания Санкт-Петербурга река называлась Чухонской. В 1738 году из района Адмиралтейства на окраину города, за Крюков канал, перенесли опасные в пожарном отношении прядильные амбары и смольню. Их поместили на берегу Чухонской речки, которая вскоре стала называться Пряжкой, по характеру возникшего здесь производства.
23. С Пряжки свернули на набережную Мойки.
24. Я была рада приникнуть к гранитной набережной. Что-то такое родное, суровое-северное-родинное, де :)
25. А это -
Новая Голландия, уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, рукотворный остров между Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами.
Точнее, это два острова, созданные в 1719 году, между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство названия легенда приписывает Петру Первому. «Голландией» в Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. После прорытия каналов склады были перенесены на образовавшийся остров - «Новая Голландия», ставший также первым военным портом России в 1721 г.
В 1732 г. архитектор Иван Коробов построил на острове сеть бассейнов и ряд складов для нужд судостроителей Галерной верфи.Территория острова была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов.
В 1893 в Новой Голландии был построен опытовый бассейн, где проводил свои опыты кораблестроитель А. Н. Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля. В годы Первой мировой в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба, прославившуюся в том числе и тем, что с ее помощью в ноябре 1917 большевики вели информационную войну с генералом П. И. Красновым. В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на ее территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён в 1765-1780 по проекту архитектора Чевакинского в формах раннего классицизма. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки.
Запомнившаяся мне с первого (в школьные годы еще) посещения Питера классицистическая арка (высота 23 м, ширина пролета более 8м), переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн («Ковш») с Мойкой, была сооружена по проекту французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота в 1779-1787 гг. Я ее помню такой (видела с палубы кораблика на экскурсии по каналам):
26. Но эти летом мы застали Арку такой:
Вид на "треугольник" Новой Голландии сверху:
(
Отсюда)
Мы застали строительные работы на территории этого загадочного островка. После реконструкции Новая Голландия
превратится в "публичный парк, ландшафт которого, по замыслу архитекторов, превратит остров в открытый летний амфитеатр и площадку для концертов" по проекту архитектурного бюро WORKac, выглядеть будет как-то вот так:
www.archiseasons.ru/2011/08/07/novaya-gollandiya-stanet-parkom/. Сайт проекта и фотографии того, что есть, и того, что, как обещают, будет:
www.newhollandsp.ru/tour/photo/ 27. Вид с угла Крюкова и Адмиралтейского каналов:
28. Гуляем вокруг "Голландии". Очень она меня притягивает, а чем, и не пойму.
29.
30.
31.
32. Мойка,
Краснофлотский мост с красивыми фонарями, сразу за ним
Поцелуев мост с гранитными обелисками.
33. Исаакий маячит и манит отовсюду :)
34. На набережной Мойки, на квартал дальше от Краснофлотского моста, напротив Новой Голландии стоит примечательный
дом архитектора В. А. Шретера, он же "Дом с эркерами", построенный в 1897-1899 в "кирпичном" стиле с элементами готики.
Фото 1901 года:
35. Семь готических эркеров треугольного сечения добавляют освещенности внутренним помещениям и увеличивают обзор в сторону Мойки. На верхнем этаже устроены художественные мастерские с большими окнами. В начале XX в. живописец-портретист и гравер Осип Браз снимал здесь целый этаж для своей семьи и занятий с учениками; в 1928-1970 г. в доме проживал выдающийся органист и педагог Исай Браудо.
36. По соседству - еще одно творение того же архитектора, двухэтажный кирпичный
особняк, построенный Шретером в 1890-1891 гг. для своей семьи в стиле, "предвосхищающем модерн".
На фасаде дома изображены треугольник и циркуль как символы профессии архитектора.
37. Сворачиваем с Мойки на набережную Ново-Адмиралтейского канала, ведущую к Неве и Английской набережной. Желтое здание со стеной, украшенной бюстами - это
дворец Бобринского (1790-е гг., архитектор Руска Луиджи). Этот дворец Екатерина II подарила своему фавориту Платону Зубову, но когда после воцарения Павла Зубов оказался в опале, дворец перешел
графу А. Г. Бобринскому (внебрачному сыну Екатерины II от Григория Орлова). Его потомки владели дворцом до революции.
38.
39. Это впечатляющее здание -
Николаевский дворец на площади Труда (ранее Благовещенской площади), построен в 1853-1861 годах по проекту мастера эклектики, архитектора Штукеншнайдера Шнайдерштукера Штакеншнейдера.
При дворце имелась домовая церковь во имя Божией Матери Всех скорбящих Радость. Ее купол можно увидеть на фотографии 1865 г.:
40. После смерти владельца в 1894 году дворец был приобретён казной для размещения женского института
великой княжны Ксении Александровны (сестры Николая II), в котором обучались девочки-полусироты из дворянских семей. После революции перешёл в распоряжение профсоюзов, которые переименовали его во «Дворец Труда».
Подробнее о истории дворца здесь.
41. В настоящее время Николаевский дворец занимает Совет Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Часть помещений сдаётся под офисы. Богослужения в домовой церкви дворца возобновились в 1999 году.
42. Мое внимание привлекла группа молодых людей в необычных костюмах.
43. Подготовка к спектаклю? Будни ролевиков? :)
44. Чуть дальше на все той же площади Труда, у входа в
Военно-Морской музей, снова зовет и сияет купол Исаакия в перспективе улицы Якубовича, ведущей к Исаакиевской площади; ранее улица называлась Адмиралтейской, но в 1923 году была переименована в часть ведущего "Поле чудес" декабриста Якубовича.
45. Центральный военно-морской музей размещается в
здании Крюковских казарм / Казарм флотского экипажа (1844-1853, реконструкция 1973).
46. Идем мимо музея вдоль Крюкова канала к улице Декабристов и Мариинскому театру.
47.
Мариинский театр нынче "един в двух лицах": в 2013 году рядом с историческим зданием театра было возведено новое здание, "Мариинский-2". Старый и новый корпуса разделены Крюковым каналом.
48. Историческое здание Мариинского театра было возведено в 1849 году для цирковых представлений итальянской труппы, но очень культурная культура города возобладала, и вскоре цирковые выступления сменились драматическими спектаклями.
49. В 1860 году здание было восстановлено после большого пожара и открыто уже как оперный театр - постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя». Название "Мариинский" было дано в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. В новый театр переместилась трупа петербургского Большого театра, основанного еще Екатериной II в 1783 г. и до этого располагавшегося в соседнем здании Большого / Каменного театра, который был передан
Консерватории.
Фотография до постройки второго корпуса,
из альбома "Санкт-Петербург с птичьего полета" (2012):
50. Вечерний вид с перекрестка набережной Крюкова канала и улицы Декабристов (идем из центра "домой", в наш отель).
51. Два поколения. Под одной луной :)
52. На ту же тему.
53. В целом, это неоднозначное сочетание классической и современной архитектуры мне показалось удачным. К тому же, отражаясь в остеклении нового здания, старый Мариинский как-то довлеет над новым.
54.
55. Когда новое здание освещено золотым светом вечером перед спектаклем, смотрится и вовсе впечатляюще.
56. Но, пожалуй, в первую очередь мне бы хотелось побывать в старом Мариинском. Надеюсь, когда-нибудь это случится ;) В эту поездку мы поздно спохватились насчет организации культурной программы, а могли бы попасть на очень интересные спектакли. В последний момент билетов по вменяемым ценам уже не оставалось - очень культурная культура в городе, да :)
Продолжение следует!
This entry was originally posted at
https://meladan.dreamwidth.org/597435.html. Please comment there using
OpenID.