...Однако ни духовный путь народа Израиля, ни духовный путь человека, освободившегося из-под власти тьмы и стремящегося в Царство Божье, не кончается ни на одном из рассмотренных нами этапов:
- человек уверовал: «избрал» и «вместил» пасхального Агнца, совершил «исход из Египта»: освободился от власти зла и тьмы
- «перешел верою» символические воды морские: теперь злой дух-«фараон» не имеет власти над человеком, который принял духовное крещение и «воспевает Господу» в своем сердце
- достиг места, где растут «семьдесят пальм» и изливаются «двенадцать источников», и начинает питаться "манной небесной": «…Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек…», направляясь к «земле Ханаанской» - своей небесной отчизне.
- но и это еще не все: нужно постоянно учиться соблюдению воли Божьей и стремиться полнее узнавать Его заповеди, которые не сразу во всем становятся ясны постигающему их." (вольная цитата из Щедровицкого)
Поэтому в пятницу манна появлялась в двойном объеме, чтобы можно было запастись ею и на субботу - день, который полностью должен быть посвящен Богу. Заповедь о субботе была уже известна евреям, а сейчас повторно утверждена, а впоследствии закреплена как одна из десяти заповедей.
***
Путь народа израильского оставался тернист даже после явления манны, и когда снова народ забеспокоился о воде, поднялся ропот, грозящий перейти в восстание; и даже после нового чуда, явленного Богом через Моисея (ударом жезла он рассек скалу, из которой забил источник, достаточный, чтобы напоить весь народ), когда люди утолили свою насущную потребность, у них появилось искушение рассматривать происшедшее как случайность или как следствие естественных причин. Ибо признать живое присутствие Господа и Его несказанную милость значит покориться Ему. «…Они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?»
За этим безверием последовало нападение
амаликитян (местных кочевых племен, происходивших от Исава) в месте под названием Рефидим (что можно перевести как «ослабевающие руки»). Это место, где «ослабевали руки» Моисея, молившегося о победе, но еще прежде «ослабли руки» всего народа, ибо воздетые руки символизируют веру и молитвенное обращение к Небесам. Моисей в каком-то смысле олицетворял соборную душу Израиля, поэтому противление народа Богу ослабляло Моисея. «…Руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца». Древнееврейский текст говорит буквально, что руки Моисея были «эмуна» - «верой / твердостью» (того же корня, что и «аминь»), до захождения солнца, поскольку воздевание их к небу свидетельствует о твердой в Божьем содействии. Аарон и Ор, которые духовным соучастием поддерживают Моисея, вместе с ним образуют то сообщество молящихся: «где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я буду между ними».
(Роспись в Николо-Надеинской церкови, Ярославль. В описании указывалось, что изображена битва с амолекитянами царя Саула, а не современников Моисея; но на заднем плане явственно изображен Моисей с поднятыми руками, поддерживаемый собратьями, и на надписи читается его имя; в описании же битвы Саула подобной детали не было. Может, на фреске изобразили битву израильтян с амолекитянами "сферическую в вакууме", потому что таких битв было немало?)
В этом сражении Моисей благословляет на роль полководца человека по имени Иисус Навин, впоследствии именно он возглавит завоевание Земли Обетованной.
***
Скрижали завета и Десять Заповедей
Спустя три месяца после исхода из Египта, израильтяне подошли к горе Синай (где Бог явился Моисею в Неопалимой Купине). Моисей снова поднялся на гору, "и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым... вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда." Бог учил свой избранный народ летать, как орлы учат орлят, поддерживая их крыльями, чтобы они стали "царством священников" и научили другие народы Истине, чтобы через них мог прийти Спаситель.
И вот, в день великого откровения "гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…" - некоторые исследователи видят в этих строках указание на извержение вулкана.
"И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей". - "Слава Божья наполняет весь мир, Бог вездесущ, Он присутствует всюду, всегда и везде. "Сошел на гору Синай" означает, что на этом священном месте открылось, стало явным для людей присутствие Божье. "Приподнялась завеса", которая скрывает присутствие Божье и дает человеку возможность ощущать себя самостоятельным, независимым существом, словно бы оставленным на произвол судьбы. Однако в святых местах завеса приподнимается, и величие Божье оказывается как бы приближенным, «приоткрытым». Так было с
патриархом Иаковом, когда он увидел во сне лестницу от земли до неба на месте будущего иерусалимского Храма, так происходило и с израильским народом у горы Синай, и позднее в Скинии и в иерусалимском Храме, где Господь являлся первосвященникам и открывал им Свою волю." (
Щедровицкий)
"И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее". "Религиозные установления, обряды, обычаи - аналог проведению той «черты» вокруг горы Синай, которую не должен преступать человек. «Переходя черту», человек находится в великой опасности... Древний змий, который соблазнил Адама в раю, и в наше время распространяет оккультные учения, связанные, с одной стороны, с тайнами мироздания, а с другой - с демоническими силами. И это делается для того, чтобы человек вторгался, словно бы в некоем безумном порыве, в то «пространство», которое для него закрыто, чтобы он совершал безрассудные попытки «взойти на гору» и бывал при этом поражен. Восхождение человека к Богу должно совершаться постепенно и гармонично..." (
Щедровицкий)
(Рафаэль Санти. Моисей получает скрижали Завета)
Десять Заповедей были впоследствии записаны "перстом Божьим" на двух каменных скрижалях и вручены Моисею. При сопоставлении их оказывалось, что Первой Заповеди соответствовала Шестая, Второй - Седьмая и т. д. Десять Заповедей на скрижалях подобны пальцам на руках - на каждой по пять. И если на первой скрижали начертаны слова, определяющие отношения между человеком и Богом, то на второй - повеления, которые приводят в гармонию отношения между людьми. Когда книжники спросили Иисуса, какая заповедь наибольшая в Законе, он ответил:"…Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь, Бог наш, есть Господь единый; и озлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет". (Марк. 12, 29-31) То есть содержание обеих скрижалей объемлется двумя этими заповедями о любви к Богу и о любви к человеку.
(Лазурко Иван. Скрижали или десять заповедей. Скульптура, гипс)
Полный текст заповедей и
комментарии к ним: сопоставление заповедей первой и второй скрижалей. Несколько "притянутыми за уши" показались только связки между заповедями четвертой и девятой.
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Всевышний, Бесконечный, Всемогущий Бог нисходит до уровня человека: «Я - твой Бог», устанавливая с ним отношения любви. Народ мог осознать, признать и принять заботу и близость Бога, только выйдя из рабства и поняв, что всей своей жизнью, свободой и ежедневным существованием он обязан только Богу. Человек лишь тогда "дает место" Богу, когда осознает, что он каждый миг "возрождаем", "заново созидаем" Богом из небытия, что без Бога он не существовал бы вообще.
Лжебогом может быть как идол, так и нечто ценное для человека, но ничтожное само по себе - будь то плотские наслаждения или гордыня; лжебог - преграда, скрывающая лик Божий, он не может "вывести человека из Египта", спасти его, не является и причиной его жизни.
6. Не убивай.
Первая заповедь «Я Господь, Бог твой…» подразумевает «Я Тот, Кто дал жизнь как тебе, так и ближнему твоему». Принявший смысл Первой Заповеди не может и не должен убивать другого человека. Он должен чтить образ Божий именно в человеке, который и сотворен по этому образу.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Данная заповедь не запрещает изобразительные искусства: другие части Закона Божьего прямо предписывают, например, изготовить для Скинии завета (переносного Храма в пустыне) изображения ангелов-херувимов. Запрещено поклоняться, как язычники, изображениям вместо истинного Бога, творению вместо Творца. Таким объектом поклонения может оказаться и нечто «высокое», «что на небе вверху»: философская теория, этическая система, убеждения, которые человек ставит превыше всего; нечто более низменное, «что на земле внизу»: успех, слава или богатство; нечто совсем ничтожное, «что в воде ниже земли» - совершенно мерзостные вещи или деяния могут стать объектом поклонения и заслонить от человека Господа.
7. Не прелюбодействуй.
Прелюбодеянием в Библии называется связь с обрученной или замужней женщиной или женатым мужчиной. Этой заповедью запрещается нарушать супружеские права другого человека, разрушать целостность брака. Уклонение от Бога к идолам часто сравнивалось с прелюбодеянием: народ Божий представляется в виде неверной жены, оставляющей Мужа юности своей, Которому она обязана жизнью, пропитанием и изобилием, и идущей за чужими «любовниками», которые не в силах принести ей ни блага, ни мира, ни спасения. Душа идолопоклонника «прелюбодействует» с идолами, с началами немощными, вещественными, ничтожными, забывая единого Возлюбленного своего - Бога.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Человек, как и общество, и все мироздание, «выстроен» иерархически и может быть уподоблен Храму. В самой сердцевине его личности, его внутреннего «я», находится место, которое по аналогии с Храмом может быть названо «Святое святых». Если человек позволяет себе осквернять самое святое, т. е. «напрасно» или «во лжи» произносит имя Божье, то оскверняется все его существо.
8. Не кради.
На уровне земном тот, кто клянется именем Божьим во лжи, произносит его напрасно, делает это часто для того, чтобы присвоить себе чужое. В переносном смысле он как бы совершает «кражу» на высшем духовном уровне: «низводит имя Божье с высоты», прилагая его к чему-то недостойному. Он ложь подтверждает высшей правдой - самим именем Божьим, иначе говоря «крадет».
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
"День субботний" - это "место встречи" души человеческой, возлюбившей Бога, с ее Возлюбленным. Среди суеты и погруженности в земное человек должен очнуться, прийти в себя и вспомнить о Боге. Чтобы по-настоящему святить субботу, о ней надо помнить в течение всех шести предшествующих дней, и все, чем занимаешься, стараться совершать во славу Божию, чтобы предстать перед Ним с чистым сердцем и «войти в покой Его». Данная заповедь подразумевает не только отдых в субботу, но и постоянный и упорный труд в течение шести будних дней.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Кроме буквального смысла, важного в любую эпоху, Девятая Заповедь имеет и смысл скрытый, проявляющийся при сопоставлении ее с Заповедью Четвертой. Истинное свидетельство о Боге - соблюдение предписанного Им субботнего покоя. А ложное свидетельство - его отмена или нарушение. В то же время празднование Субботы и «ангельская» жизнь в этот день, изъятый из-под власти забот и суеты, призваны очищать сердце от лжи, приучать к справедливости, истине и милосердию.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Почитание земных источников собственного бытия делает жизнь человека прекрасной и осмысленной, и он становится достоин продления такой жизни. Эта заповедь входит в число предписаний, регулирующих отношения человека с Богом, неслучайно, поскольку всякое общественное устройство начинается с устройства семьи. Без почтения к родителям распадается и межчеловеческое общение, и связь поколений, и традиция Богопочитания, передаваемая от предков к потомкам…
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Человек, почитающий родителей, благодарен Богу, Который предопределил его духу облечься в плоть именно в этой семье, учится ценить свое и не желать чужого, быть довольным своим уделом, в том числе своей семьей, родителями и близкими, которых Бог дал каждому для возрастания духовного.
Православное толкование десяти заповедей можно прочитать также в
"Толковой Библии" Лопухина.
***
Законодательство Моисея
После провозглашения Десяти заповедей Моисей на горе Синай получает от Бога множество постановлений Закона как приспособления Десяти заповедей к разнообразным случаям жизни. Всего этих дополнительных указаний насчитывают 613, и любящие мистику цифр раввины из разделили на 248 (по числу частей, органов и связок человеческого тела) "повелительных" + 365 (по числу дней в году) "запретительных".
Несколько цитат и ссылок на источники по теме:
Сводная таблица законов Моисея с указанием цитат и разбивкой по разделам права (государственное, гражданское, земельное, трудовое, брачно-семейное, уголовное, экологическое (!), судопроизводство):
azbyka.ru/shemy/zakon_moiseev.shtml Подробный разбор всех заповедей, раскрывающих Декалог в практическом ключе, предложен в нескольких главах
книги Щедровицкого:
Лекция 7.
Моисей на вершине Синая. Мрак над горой и неприступный светЛекция 8.
Разъяснение заповедей. Предписания Закона и стремление сердцаЛекция 9.
Ближний и дальний. Враги становятся братьямиИз книги
"Мировые религии о преступлении и наказании" (да, и такая книга есть!):
"...В сознании евреев произошло принципиальное изменение: если раньше они осознавали себя всего лишь разрозненными кланами, члены которых связаны кровно-родственными отношениями и во главе которых стоит патриарх, олицетворяющий собой высшую законодательную и исполнительную власть, поскольку именно он носитель Завета с Богом, то теперь возникает представление о том, что каждый человек, обрезанный и ставший частью народа Божия, становится носителем Завета и лично ответственен перед Богом за исполнение данного им закона (Исх. 19:3-8). Весь народ, а не только его предводитель, готовится к получению откровения, затем стоит на горе Синай, видит и слышит Бога и принимает на себя ответственность за исполнение сказанного (Исх. 19:10-25; 20:19-21), то есть именно здесь появляется идея закона как Божественного откровения, непреложного для всеобщего исполнения. И хотя в полной мере представление о личной ответственности сформировалось в еврейской традиции гораздо позже, здесь мы четко видим ее зарождение."
(
www.e-reading.by/chapter.php/1022102/4/Mirovye_religii_o_prestuplenii_i_nakazanii.html)
"Закон Моисея представляет собой системное образование, ключевым элементом которого являются 10 заповедей Божьих, именуемых также Десятисловием, или Декалогом. Они выполняют особую системообразующую роль. Их можно сравнить с конституцией, которая находится в системе всего законодательства и является его основой в том смысле, что все остальные законы должны опираться на конституцию, соответствовать ей, развивать конституционные нормы, охранять ценности, провозглашенные конституцией. Конституция не может иметь какого-либо значения, если не получит развития в соответствующей системе законодательства. Таков статус и Декалога. Выступая в роли конституции, он провозглашает наиболее важные социальные ценности и излагает общие установления относительно их защиты. Конкретизация этих ценностей и все многообразие нарушений указанных в Декалоге установлений содержится в остальной части Законодательства Моисея; в ней же и санкции, которые в Декалоге, как и подобает конституции, не называются.
На горе Синай Моисей получил от Бога текст Завета (Исх. 20, 1-17) и законы, которые он должен был объявить народу своему (Исх. 21, 1-36; 22, 1-31; 23, 1-33). И Завет и законы имели вид договора, т. е. юридически значимого акта. Стороны договора: Бог и еврейский народ. Моисей после встречи с Богом пересказал народу «все слова Господни и все законы», «и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем» (Исх. 24, 3). Только после этого Моисей составляет письменный текст документов в виде Книги Завета, еще раз прочитав текст вслух и еще раз получив одобрение народа. «И сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24, 7). Договор был скреплен кровью, которой Моисей окропил народ. «…Вот
кровь Завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24, 8). Потом только Моисей взошел вновь на гору, чтобы получить от Бога «скрижали каменные», «закон и заповеди», которые Господь «написал для научения их» (Исх. 24, 12). «Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божие» (Исх. 32, 16).
Таким образом, текст Библии однозначно свидетельствует о том, что Завет и Законы заключены между Богом и еврейским народом; они не были навязаны ему, а являются результатом его свободного волеизъявления.
...Как и положено договору, он был «сдан на хранение», местом которого по указанию Бога стал ковчег. «И положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь» (Втор. 10, 5).
...Если нарушается хотя бы одна из названных 10 заповедей, рушится вся заповедная система. Согласно ап. Иакову, «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2, 10). Смысл этого положения, которое мы назвали бы системным, не в том, что нарушивший одно законоположение должен отвечать как за нарушение каждого закона, а в том, что в одном деянии нарушается закон как некоторая должная система поведения. «Не все ли равно, где мы перешли через рубеж, где мы перешли с одного берега на другой: мы или на одном берегу, или на другом» , - пишет по этому вопросу Владыка Антоний Сурожский. "
(
www.e-reading.by/chapter.php/1022102/5/Mirovye_religii_o_prestuplenii_i_nakazanii.html)
О сравнении Закона Моисея с вавилонским законодательством царя Хаммурапи:
"Законодательные разделы, включающие аподиктические законы (Декалог) и казуистические, прецедентные судебники (Исх. и Втор.), увещания (Втор.), религиозно-этические нормы, благословения и проклятия (Втор. 27 сл.). Книга Завета содержит наставления о культе, правовые нормы, нравственные заповеди и другие правила. Структура этого «Закона» во многом напоминает древневосточные законы, а правовые части иногда буквально совпадают с кодексом Хаммурапи и другими судебниками. Это означает, что Откровение Божье облекалось в форму, соответствующую уровню народного сознания той эпохи.
Многие экзегеты считают, что ряд законов, особенно казуистических, был добавлен в Книгу Завета в эпоху оседлости. Сборник гражданских и церковных законов, именуемый Книгой Завета есть расширение и конкретизация Моисеева Декалога применительно к условиям раннего периода оседлой жизни Израиля. Раздел, относящийся к юридической области, содержит отголоски древневосточного права. Отсюда параллели между Кн. Завета и судебниками Хаммурапи, хурритов, хеттов и ассирийцев.
...Культура Месопотамии (ныне Ирак), которую условно было принято называть вавилонской, в разные периоды соприкасалась с древнееврейской и наложила на нее определенный отпечаток. ...С Вавилоном связаны сказания о Потопе и башне. Есть основания думать, что сходство генеалогии десяти допотопных царей в мифологии Двуречья с перечнем десяти праотцев в Библии не случайно. ...Если учесть, что Авраам и его предки жили первоначально в Двуречье (Ур Халдейский), то влияние месопотамской культуры представляется естественным.
...Самым выдающимся из древневавилонских царей был Хаммурапи (правил около 1792 - 1750 до н.э.), шестой царь 1-й Вавилонской династии. ...Как явствует из древневосточных документов, Хаммурапи объединил под своей властью Шумер и Аккад (север и юг Месопотамии) и сделал Вавилон одной из мировых столиц. Хаммурапи ввел в своем царстве свод законов, которые были высечены на каменных столбах. Параллели между законами Хаммурапи и правовыми нормами Пятикнижия показывают, что эти нормы не являлись продуктом эпохи ветхозаветных царей, а существовали уже в эпоху патриархов.
...Этический монотеизм Моисея ознаменовал поворотный момент в истории ветхозаветной этики. Он впервые раскрыл ее конкретное содержание и связал ее с религией. В Декалоге верность Богу и служение Ему неотделимы от принципов человечности (из 10 заповедей 5 касаются отношений между людьми). Но если в Декалоге большинство заповедей носит запретительный характер, то в примыкающей к нему книге Завета (Исх. 21) можно найти уже позитивные заповеди: повеление воздавать добром за зло; заботиться об угнетенных и обездоленных. Этика Торы, хотя и не тождественна правилам уголовного законодательства, включенного в Моисеевы книги, однако тесно связана с ними. Суть этого законодательства заключается в справедливости. Суровость наказания не должна превышать тяжести преступления (принцип равнозначного возмездия: «око за око, зуб за зуб»). Справедливость имела социальную природу: «В грубом обществе месть и правосудие были почти синонимами».
Правовые нормы Торы многим были обязаны юридической традиции Древнего Востока (например, законы Хаммурапи близки к Ветхозаветному законодательству в сферах уголовного наказания, брака, что свидетельствует за этическую направленность обоих кодексов; Хаммурапи даже заявлял, что издал свои законы, «чтобы сильный не притеснял слабого»). Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в Пятикнижии. Итак, среди внебиблейских текстов Моисеева и домоисеева времени существуют параллели Синайскому законодательству, однако все они сочетают нравственные заповеди со сложным магическим ритуалом.
Исключительный характер богооткровенных заповедей Декалога заключается в том, что он связывает служение Богу не с обрядами, а с фундаментальными этическими нормами. В этом смысле Декалог не имеет аналогий в рамках своего времени. Вместе с древнейшим Моисеевым исповеданием веры (Втор 6:4 - 5) Декалог выражает самую суть вероучения Ветхого Завета - того, что в нем есть непреходящего."
acathist.ru/en/novosti/item/195-sravnitelnyj-analiz-sinajskogo-zakonodatelstva-i-zakony-khammurapi)
***
This entry was originally posted at
http://meladan.dreamwidth.org/585710.html. Please comment there using
OpenID.