Message and power (Послание и влияние). Две революции в кируве.

Mar 04, 2008 18:40


Я недавно сделал лекцию с таким заголовком и понял, что английские термины звучат гораздо более подходяще, чем более слабые русские переводы.
А теперь по сути.

За два последних века в мире произошло два важных процесса, которые смогли (и еще смогут) всерьез помочь иудаизму лучше презентовать себя и помочь людям вникнуть в суть.

Начнем с века девятнадцатого.
Европейское искусство «освоило» идею символизма.
Параллельно эту же тему в иудаизме развил рав Гирш.
Его книга «Еврейский символизм» собрала в себя много важных идей, о том, как понимать символы в Торе и заповедях.
См например Символизм тканей Храма .
Истины ради, надо отметить, что сама идея символической интерпретации в Торе абсолютно не нова, и вполне классическая. Но... есть два аспекта:
1.Люди, отошедшие от Торы в светский мир - потеряли доступ к классическим текстам. И их ущербное восприятие Торы смогло быть как-то обогащено, благодаря усилиям рава Гирша.
2.Рав Гирш разработал более четкий язык описания самой системы символизма. То, что в Торе было выражено не столь явно, приобрело благодаря раву Гиршу стройность и системность.

Сведем идею рава Гирша в максимально сжатый формат.

Символ - это послание (message) автора - читателю. Если читатель сможет расшифровать это послание - он получит важную информацию, которая была «скрыта» от него, пока он воспринимал символ вне данного подхода.

Кстати, в каббале и особенно в книге Зоhар - множество объектов имеют сугубо символический смысл.

Итак, язык символизма - это способ донести важную информацию (message) до пользователя.

А теперь - важнейший момент.

Представим себе классическую символическую заповедь - например, мезуза.
В мезузе «свернут» целый мир смиволов - выход из Египта, свобода от фараона, переход из публичного мира в частный, защита дома Вс-вышним и т.д.

А теперь вспомним, что из всего этого вспомнили Вы, когда последний раз проходили мимо мезузы?

Важнейший фактор - насколько послание мезузы дошло до адресата, т.е. нас с Вами.

С точки зрения «ецера ра - логии» мы можем сказать, что наше ецер а-ра пытается обесценить влияние заповеди, сведя ее к привычке. Мы машинально касаемся мезузы, а наше сознание под влиянием ецер а-ра впадает в режим «транса», привычно-машинального выполнения заповеди.

Возникает вопрос - что нужно информации, чтобы проникнуть в нас и быть нами прочувствованной?

Получаем важнейший ответ.

Заповеди и в том числе символам - нужно влияние на нас.

Т.е. - самая важная заповедь может проскочить мимо нас, не «зацепив» нашего сознания.

На самом деле - результирующее влияние - это результат «борьбы» ецер а-ра и ецер а-тов - животного начала и духовного начала.

И человек духовно «не-продвинутый» сдается на милость своему ецер а-ра. Как результат - послание, которое несет символ (в Торе или заповеди) лишается своего влияния и человек не получает от символа желаемого эффекта.

Сформулируем более четко.

В реальности есть символ (информация) и есть сила его влияния на нас.
Влияние идет не только от символической информации, но от любой.

Однако, символическая информация нуждается в дополнительной обработке сознания - для извлечения смысла из нее.

Приведем интересный пример влияния символа.
История из Талмуда о Элиэзере бен Дурдае, который будучи евреем, ходил по проституткам. И однажды, когда он раздевался - нити цицит, которые он носил хлестнули его по лицу. Он внезапно воспринял это как message, и понял, что его действия - не соответствуют этому посланию и раскаялся.

Теперь перейдем к веку двадцатому.

Фрейд, Юнг и их коллеги обратили внимание человека на его сознание, а также объявили о наличии подсознания и надсознания.

И стало понятно, что влияние любой информации на нас зависит от того, чьи интересы она представляет (подсознания, сознания или надсознания) и от того какая часть нашего сознания обладает большим авторитетом.

Согласно Фрейду, любой запрос к подсознанию (реклама с изображением слабо одетой дамы, например) обращается прямиком к нашей животной части (подсознание).

И если человек отдал власть подсознанию (как это имеет место быть у подавляющего большинства людей), то подобная прямолинейная реклама станет легким инструментом манипуляции человеком.

А в этой же ситуации мезуза будет обращена к сознанию и надсознанию.

И тот же персонаж из первого примера (находящийся под каблуком подсознания) пройдет мимо мезузы, то подсознание сделает все, чтобы message прошел как можно более незамеченным.

Итак, мы увидели два фактора, важных для нашей жизни.

Первый - язык символов, позволяющий приносить нам послание.
Второй - язык силы влияния, который определяет эффективность послания для конкретного человека.

Снова обратимся к сравнению опыта евреев и опыта психологов.

Идеи ецер а-ра и ецер а-тов существовали у евреев задолго до появления моделей Фрейда и Юнга.

Но...
1. Светские евреи, ушедшие из мира Торы - лишили себя «еврейского входа» к этим знаниям - доступа к книгам мудрецов, знатоков наших ецеров.
2. Некоторая системность изложения и использование специальных понятий позволяет более четко разобаться в еврейской премудрости с помощью языка психологии.

Теперь - мы можем сформулировать цель на языке двадцатого века. Цель - как дать посланию силу влияния.

Заметим, что эта цель давно стоит на повестке дня власти и рынка. Реклама - эта послание рынка, политтехнологии (особенно в преддверии выборов) - послания власти.

Обе этих области посланий эффективно используют монополию подсознания в уме подавляющего большинства людей.

Для таких людей - язык символов пройдет почти бесследно, т.к. подсознание у этих людей стоит на страже своих интересов.

Поэтому, кстати, наматывание тфилинов прохожим на улице будет иметь весьма скромный эффект. (Тфилин - один из самых насыщенных символов).

Но... теперь мы можем четко сформулировать задачу.

Наша цель - отобрать монопольную власть у подсознания и дать максимум влияния сознанию и надсознанию.

Кстати, все символы Торы и мицвот - являются «резонаторами» надсознания. Т.е. они отражают Б-жественные «схемы» и поэтому человек настроившийся на эти схемы на уровне надсознания - может получить уникальную связь с Вс-вышним (что и должно происходить в частности при надевания тфилина).

И каждая заповедь - должна стать инструментом смены влияния в нашем внутреннем мире.

Сначала подсознание полностью саботирует заповедь, удерживая человека в своих руках и на дистанции от мира Торы.

Потом человек начинает учиться бороться с монополией подсознания - с помощью использования специальных каванот (мысленных усилий) во время выполнения заповеди.

И постепенно человек начнет высвобождаться от жесткого прессинга подсознания и сможет потихоньку дотягиваться до ресурсов надсознания, которые выведут его на подлинно духовные уровни - двекут (связь со Вс-вышним) и трансформация нашей личности.

И как цель - человек достигнет состояния, когда каждая заповедь (включая символические) будет максимально влиять на уровень надсознания и человек будет чувствовать, насколько заповедь стала сверхинструментом нашей духовной работы.

Это и есть - качество Мошиаха - в нашем внутреннем мире.

Когда человек делает внутренним царем (Мошиахом) не свою животную природу с ее грубым миром, а надсознание, которое приобретает влияние в результате нашей духовной работы.

систематизация, Ецер а-Ра, заповедь в глубину, символизм, современный взгляд на заповеди

Previous post Next post
Up