Про насилие, треугольник Карпмана и выход из всего это.

Oct 15, 2014 17:26

Наблюдая беседы о насилии на разных форумах, часто обращал внимание на сильное неприятие идеи о хоть какой нибудь ответственности жертвы. Хоть минимальной.

Причём я вполне готов допустить полную неадекватность того кто совершает насилие и полную непричастность к ситуации жертвы в случаях:
1. Детей.
2. В ситуации единичного случайного насилия
3. В ситуациях территориально ограниченных (например, тюрьма)

В остальных же случаях, когда насилие многократно повторяется в отношении взрослого человека, очень сложно не замечать ответственность того кому плохо. Ответственность, а не вину. Прошу не путать. Например, в том, что я споткнулся и упал, моя ответственность смотреть по сторонам есть. Ответственность за решение последствий падения есть (зашить/купить одежду, полечить раны). А вины нет ни капельки.

Для тех, кто не верит в то, что у жертвы есть своя ответственность, напомню эксперимент. Ворам карманникам показывали ролик с записью людей и просили выбрать тех, кого они бы выбрали ограбить. Результаты были очень похожи у совершенно разных преступников. Они, не сговариваясь, каким то образом, отбирали одних и тех же, кого безопаснее для них будет грабить. Т.е. жертвы это не случайные люди. Это люди, имеющие какие-то, вполне конкретные, качества. Например, не умение себя открыто защищать и выражать протест.

Что же вызывает столь сильное сопротивление предложению выйти из этой роли?

Я думаю причин много. Опишу одну из них.

А именно: Отсутствие в картине мира того самого места куда можно уйти. Это бывает у тех, кто живёт по правилам треугольника Карпмана. Чтобы жить по этим правилам нужно уметь быть в трёх ролях: жертвы, спасателя и агрессора. И соответственно в зависимости от ситуации перебираться из одной в другую.



Теперь представим человека, которому плохо, от того, что окружающие совершили над ним насилие, реальное или психологическое не суть важно. В какой роли он будет? Думаю или спасатель или жертва. Спасатель для тех, кому ещё хуже и жертва в остальных случаях. Если же сил на спасателя нет и плохо совсем? Остаётся жертва. Как выглядит для человека в состоянии жертвы предложение проявить активность, взять ответственность за то где он находится и как с ним обращаются? Т.е. по сути, предложение выйти из состояния жертвы и жить своей жизнью.

А выглядит, как предложение идти туда не знаю куда. Потому что можно быть только в одной из трёх ролей, а других то и нет. Если жертвой не быть, то кем? Становиться самим агрессором? Сил не хватает. Спасателем? Так спасение других не приносит облегчения. И выходит, что предложение выйти из позиции жертвы звучит как сделай то не знаю что.

Можно конечно перейти в роль агрессора в отношении того кто советует всякие гадости. Но это временный выход который никак не помогает.

Что же делать? Перенимать в общении другой стиль жизни у тех, кто живёт иначе. Понимаю что предложение сложное. Потому что нужно найти такого человека. Причём скорее всего, в окружении его нет потому что окружение играет в эту же игру.

Т.е. нужно:
1. Допустить, что в мире есть люди живущие по другому.
2. Найти такого человека
3. Достаточно длительное время общаться с ним, чтобы удалось перенять эту модель поведения.
4. Ещё очень желательно, чтобы другой, не включился в ту же игру, и не взял на себя одну из ролей.

Понимаю решение не из простых. Но других путей попроще, я не знаю. Может, у кого есть идеи - советуйте.

P.S. Спасибо yagusha за вопросы. Собственно есть и другой путь. С агрессией у тех, кто живёт в треугольнике, есть одна большая проблема. Из роли жертвы агрессия не доступна, и не может быть направлена на защиту себя. Т.е. из роли спасателя бывшая жертва может коня на скаку остановить и построить всех. Сложность в том, что эта агрессия не присвоена для защиты себя. И это ещё один путь для выхода из треугольника - присвоение себе своей же агрессии для защиты себя.

(c) Илья Грудовик. Частный психолог. Минск. Беларусь.

Насилие, Психология, Зависимость, треугольник Карпмана

Previous post Next post
Up