Три источника и три составных части... в духе нашего времени

Aug 21, 2010 23:49


Итак, с подачи torbasow систематизировал свои взгляды на возможность качественного преображения Марксизма. Судя по содержанию, получилось что-то с заделом развития...

Постнеклассический марксизм как цельное политико-экономическое учение пока не создан. Связано это с тем, что не произведен полный системный анализ современного капитализма, который, к слову, не будет возможным до тех пор, пока здравствует нынешняя Бретон-Вудская (Ямайская) мировая валютная система. Есть попытки синтеза социализма с рыночной экономикой на теоретическом уровне: «планово-рыночный социализм» из программы КПРФ, «рыночный социализм» Александра Бузгалина, «социализм 21-го века» Хайнца Дитериха и, возможно, другие - но они, как мне кажется, рассматривают системы меньшие, чем глобальная финансовая, и поэтому неполны. С другой стороны, заявка на немарксистский анализ глобальной экономики есть цикле документальных фильмов «Дух времени» и им, безусловно, необходимо пользоваться.

Научная сторона постнеклассического мировоззрения разработана лучше. Основные ее составляющие: синергетика и проработка общенаучного слоя знаний. Достижения постнеклассической философии позволяют переводить естественнонаучную методологию на область исходно гуманитарного знания: социологию, психологию, лингвистику, экономику, политологию и др. Это в свою очередь позволяет целенаправленно влиять на общественные, экономические и политические процессы, которые изначально оцениваются как игра с нулевой суммой. Выглядят такие эффекты часто как чудеса: начинается мировой кризис, вызванный избытком долларовых суррогатов (деривативов), а американская валюта вместо того, чтобы упасть, начинает укрепляться; кое-кто в 2000-м году1 говорит, что лимит на революции исчерпан, а потом начинается каскад цветных революций (Грузия, Украина, Молдова) и т.д. и т.п.

Аксиологическая сторона - наиболее слабое звено постнеклассического марксизма. Однако не потому, что гуманизм времен французского просвещения оказался неверен. Но у аксиологии классического марксизма появился серьезный враг - постмодернизм. Постмодерн как философия паразитирует на модернистском духе классического марксизма. К примеру, если марксизм отверг религиозный конец света, то постмодернизм исповедует взгляды конца истории, от которых, в развитии, и до настоящего «Армагеддона» не так далеко
Что можно противопоставить «постмодернистской чувствительности»? - Лично я не знаю. Некоторые считают, что нужно обращаться к религиозному наследию человечества. И действительно, стойкость к натиску западных либеральных ценностей проявляют в первую очередь мусульманские страны с теократическими политическими режимами. Некоторые, наоборот, полагают, что постмодерн подлежит диалектическому снятию, также как некоторые болезни естественному излечению.

Все три начала, проработанные и собранные воедино, дадут шанс разобраться в перипетиях современных мировых и российских политических, социальных и экономических процессов, а также породят качественно обновленную постнеклассическую идеологию революционного переустройства действительности.

1 - Выясняется, что фраза произнесена еще раньше, в 1995 году.

Идеология, Экономика, Мораль, Наука, Политика, Постмодернизм, Моё

Previous post Next post
Up