Oct 12, 2006 04:05
Карачаганак - Тайные страницы истории
Продолжая дело Д.Верхотурова, написавшего статью про покупку РК Оренбургского газоперерабатывающего завода я тоже решил написать про Карачаганак. Вашему вниманию будут представлены разные факты, не нашедшие места в широкой печати.
Открыли Карачаганак в конце 70-х - начале 80-х годов, а промышленная разработка началась в 1983 г. Курировал его «Оренбурггазпром», и союзные структуры, так что республиканские власти к нему, как и к большинству крупных предприятий Казахской ССР отношения не имело.
Строили и проектировали его оренбуржцы, инфраструктурой занимались чехи и восточные немцы, которые и построили город Аксай.
Карачаганак - это уникальное месторождение по многим параметрам - ну кроме того , что оно офигеть какое здоровое, оно еще и трехслойное - сверху идет газ, затем конденсат, а внизу нефть, причем все под избыточным давлением и добыча идет фонтанным способом. То есть ничего качать не надо - все само прет из земли.
Все залегает на глубине 3600-5150 м. Давление - 505 атмосфер (пробейте батарею, где вода под 2 атмосферы и гляньте как брызнет, а тут в 250 раз больше).
Газа там говорят около 1,3 триллиона кубиков, а нефти и конденсата 1,1 триллиона тонн (умножьте хотя бы на 280 баксов - это 40 долларов за баррель).
То что оно уникальное, с избыточным давлением и еще с кучей сероводорода и меркаптанов делало добычу тут сложным делом. Поэтому дорогие оренбуржцы наделали делов.
Самая конечно фигня - это объект «Лира». Какая-то умная голова - не исключаю что Черномырдин у которого «Хотели как лучше, а получилось как всегда», в 1983-1984 годах решил забубенить в подземных солевых куполах хранилища конденсата. А как делаю такие емкости, спросите Вы? Да очень просто - бурят скважину, потом спускают туда небольшой ядерный фугас и взрывают его. С зарядами малость не рассчитали (почему-то 2 раза подряд) и взрывы вышли на поверхность. Радиация упала до фоновых значений только в 1998 году. Теперь там Институт ядерной физики постоянно ведет мониторинг.
Дальше больше. Началось бурение скважин - все было более менее нормально до июля 1987, когда из-за межколонного давления на скважине № 427 начался выброс газа. Обсадная колонна треснула далеко от поверхности, так что газ попер не только вверх, но и вбок - в водоносные горизонты. Вы видели, как варится гречневая каша?
Ровная коричневая поверхность и вдруг вспухают пузырьки, которые лопаются и выливается вода - получается неровная прикольная поверхность. Такая вот гречневая каша была на площади 521 гектар, а посередине был кратер в 500 квадратных метров. Так вот, газ оттуда шуровал до 1998 года и вся поверхность пропиталась конденсатом, газом и соленой водой. Такая фигня в науке именуется «грифон».
Однако советские люди на подобные мелочи не отвлекались и бурили все дальше. Пик добычи был в 1991 году. Тогда же с июля по сентябрь фонтанировала скважина № 321.
Стране было пофиг - как раз был ГКЧП, Беловежская Пуща и развал Союза, а зрелище, как говорят очевидцы, было знатное. По правилам ТБ фонтаны, особенно если газ с сероводородом надо сразу поджигать, так что все местные могли насладиться зрелищем огненной струи, бьющей вверх, кто говорит на 300, кто на 500 метров.
Тут после развала Союза пошла другая канитель. Вся инфраструктура, поставки, рабочие и вообще все на Карачаганаке было завязано на Оренбург и РФ. Такой стратегический и весьма опасный объект наши решили сплавить иностранцам. Ну, или им деликатно из-за рубежа намекнули - что надо делиться.
Первыми сунулась туда Бритиш Петролеум, однако нифига у них не получилось. Зато получилось у тандема Бритиш Газ и Аджип и в 1992 году они получили эксклюзивное право на проведение переговоров по Соглашению о Разделе Добычи по месторождению.
Переговоры длились долго и только 2 марта 1995 г. было подписано Соглашение о принципах раздела продукции между правительством Казахстана и компаниями «Аджип», «Бритиш Газ», РАО «Газпром» и Национальной нефтяной компанией «КазахОйл». К тому времени, месторождение расхерачили, новых скважин не бурили, денег строить запланированные объекты не было. Иностры начали потихоньку прицениваться и наводить порядок.
Потом к пирогу присоединялись еще едоки - к 17 ноября 1997 года «Газпром» передал свои акции компании «Лукойл», а «Бритиш Газ» и «Аджип», в свою очередь, продали по 10% своих акций компании «Шеврон Тексако». Короче, Алекперов раскрутил «Газпром» и втесались американцы. Таким образом, доли участников ОСРП распределились следующим образом: «Бритиш Газ» и «Аджип» - по 32.5%, «Шеврон Тексако» - 20%, и «Лукойл» - 15%. Решающую роль как говорят, сыграли 130 миллионов зелени переданные сразу по заключению сделки, что позволило заткнуть очередную дыру в бюджете того времени.
Месторождение отдали этим компаниям на срок до 17 ноября 2037 г, так что сливки снять оттуда они успеют.
Работы после 1997 года пошил полным ходом - все сдавали в срок и без задержек- тут постарался «Бектел Снампроджетти», который проектировал и управлял весьма и весьма лихо. Кроме того, альянс не скупился и осваивал все деньги, которые шли. По слухам, в ОСРП была заложена хитрая фигня - все накладные расходы шли за счет казахстанской доли прибыли, так что зарплаты, командировочные и представительские расходы были, мягко говоря, немаленькие.
Один пример. Менеджер по экологии хочет лететь в Кокчетав в министерство. Сопровождающие - переводчик и специалист по разрешениям. В Уральске заказывают чартер, они втроем летят в Кокчетав, потом самолет делает крюк в Алматы, чтобы он смог улететь домой в Лондон и переводчик пойти домой, а затем возвращается с одним специалистом в Уральск.
Всю малину портила ебанутая деревня Тунгуш, расположенная в 3 км от месторождения. По всем правилам, жителей надо было переселить с выделением жилья. Тут и началась многолетняя байга. Их захотели переселить в другое место и построить новую деревню - но все жители местных сел, на сходах решили, что не хотят жить рядом с тунгушцами. Они тогда захотели стать горожанами.
Сначала квартиры в Аксае им дал «Оренбурггазпром», но тут СССР не стало, и об этом забыли. Квартиры были проданы и благополучно пропиты.
Пришли иностранцы - значит, халява могла обломиться еще раз. Нытье, жалобы и прочая говорильня началась снова. Оглоеды хотели квартиру в Аксае, квартиру в Уральске и еще машину. Вся, какая есть, их родня началась прописываться в несчастной дыре.
Иностры плюнули на все это и купили им все же квартиры в Уральске, построив под это целый дом. Так что одну проблему с плеч они скинули, правда, есть еще деревня Березовка в 6 км от месторождения и народ там тоже стал возмущаться...
Всеми планами по развитию месторождения на 3 этапе в 2004 году предусматривалось на казахстанские средства соорудить свой ГПЗ, который бы чистил газ и конденсат и поставлял газ в трубопровод «Средняя Азия - Центр», а конденсат в КТК.
Проектированием занялась «Халлибертон». Сумма проекта составляла 1,2 млрд. долларов, построить должны были к 2007 году. Но тут вмешалась Россия.
В дело пошли несколько факторов:
- Поставки на Оренбург снизятся - область, где это предприятие основной донор,
- Казахстан сможет сам поставлять природный газ той же Украине, Белоруссии и вообще кому хочет, а не будет кланяться Газпрому
- Увеличение поставок на КТК тоже не в интересах РФ
На какие кнопки россияне нажимали - неизвестно, однако все затухло на стадии ТЭО (один из разделов которого разрабатывал ваш покорный слуга). И тут неожиданный прорыв - мы купили часть Оренбургского завода. Так что тем или иным способом, пришлось взять свое...