Если мы не сможем защитить свое прошлое - у нас не будет ни достойного настоящего, ни великого будущего!
Из исторического сборника «Мифы Великой Отечественной»
«Мы из будущего 2», как нетрудно догадаться, продолжает идею первого фильма. Коротко о первой части (для тех, кто не смотрел): четверо черных копателей (зарабатывают себе на жизнь незаконными раскопками в местах боев) попадают в прошлое в самый разгар Великой Отечественной, и им предстоит на своей шкуре испытать все «прелести» войны и перевоспитаться. О чем вторая часть: два персонажа из первого фильма и два украинца попадают в 1944 год. Помимо красноармейцев и фашистов, им предстоит встретить нынешних «героев» свободной Украины (по версии Ющенко и его соратников) - воинов УПА.
Чем ценна первая часть?
В 90-е годы, наряду с поливанием помоями всего советского, подверглась дегероизации и Великая Отечественная. В умы людей успешно вбивались мифы о том, что войну выиграли сугубо заваливанием немцев трупами, повсеместным использованием заключенных, подгоняемых огнем заградотрядов, ну а трусость и узколобость советского генералитета и лично товарища Сталина не имели никаких пределов. Одним словом, победили не благодаря действиям руководства страны, а вопреки им. И, что самое страшное, промыватели мозгов преуспели в своем деле. Очень многие сейчас считают, что все было именно так, как я написал выше. Зачем это делалось понять просто: нужно было оправдать развал СССР. Ведь этот развал больно сказался на простых людях, а посему они имели все основания спросить новые демократические власти о целесообразности оного. В целях оправдания, властям было жизненно важно очернить советское прошлое. Ну а Великая Победа - одно из главных достижений СССР, посему ее оплевывали с особым остервенением. Наряду с книжками и телевизионными передачами, выходили и фильмы с сериалами, показывавшие всем нам «ужасную правду». Яркими примерами подобного рода гнусностей стали фильм «Сволочи» и сериал «Штрафбат». Оба насквозь лживы, оба вышли в год 60-ой годовщины Победы. Хороши подарочки ветеранам, да?
«Мы из будущего» стоял особняком от этих картин. В нем, как ни странно, наши солдаты и офицеры показаны героями, любящими свою страну и воевавшими за правое дело. В нем советские войска не заваливают немцев трупами, а подвиги совершают, не проклиная большевиков и лично Сталина. И, что самое главное, в фильм заложена мысль об уважении к прошлому и единении поколений: нельзя отказываться от советского прошлого, как это настойчиво предлагает г-н Сванидзе и его единомышленники. Наконец, «Мы из будущего» вполне ясно и четко говорит о том, что те, кто проливали кровь и не дожили до сегодняшних дней, могли бы сильно расстроиться, увидев процессы, творящиеся на просторах бывшего СССР. Чего уж говорить о живых ветеранах, имеющих «счастливую» возможность наблюдать марши подсобников фашистов (как времен ВОВ, так и их последователей из молодого поколения), сносы и переносы памятников героям-освободителям, попытки реабилитировать Власова и прочее (про фильмы и сериалы я уже написал).
И пускай «Мы из будущего» где-то наивен, а война показана несколько картонно и бутафорски. Да о чем речь, если изначально был задуман телесериал, а не кино для большого экрана. Да, он уступает советским фильмам о ВОВ. Есть к чему придраться, верно. Но в фильме есть патриотический дух того советского кино, что заставляло любить и гордиться своей страной. В этом несомненная заслуга режиссера и актеров «Мы из будущего». В фильме есть четкая авторская позиция и послание к зрителю - в первую очередь, конечно, к молодежи («Мы из будущего» снят на понятном молодежи языке). И очень здорово, что идеи, заложенные в фильме, нашли отклик в сердцах зрителей.
Часть вторая
Успех первой части привел к тому, что на свет появилась вторая. Что можно было от нее ждать? Ждать можно было разного. Например, того, что на съемки боев потратят побольше средств, война будет выглядеть убедительнее. Ну а сама идеологическая направленность картины сохранится, вследствие чего, молодежь, гуляющая по городу 9 мая, будет делать это не с бутылкой пива в руке, а с цветами, которые будут дарить ветеранам. Ну или хотя бы просто - будут помнить. Можно было ожидать и не очень приятного. Например, что до продолжения дотянутся руки очернителей, которые скажут: «Первая часть была хорошей, но в ней не было палачей-нквдшников, кровопийцы Сталина, миллионных напрасных потерь и остальной «правды». Так что, во второй части необходимо эти темы раскрыть в полной мере». Плохие предчувствия подкреплялись сценарием Александра Шевцова (написал сценарий к первому фильму), который изначально был запланирован его автором, как продолжение «Мы из будущего»: главный герой (новый персонаж, не имеющий отношения к героям «Мы из будущего») попадал в 37-й год. Сценарий получился антисоветским, в лучших либеральных традициях, и носил говорящее название «Гуманист». К счастью, снимать кино по этому «шедевру» не стали (хотя, кто знает, может, еще снимут), а сняли прямое продолжение первого фильма. Впрочем, сценарий написал все тот же Шевцов. Верить и надеяться оставалось на режиссера «Мы из будущего 2» Александра Самохвалова - что его взгляд будет близок взгляду режиссера первой части Андрея Малюкова (автора знаменитого «В зоне особого внимания»), который смог, работая со сценарием Шевцова (Шевцов, как выяснилось по его «Гуманисту», несколько страдает либеральными идеями) и Володарского (автор сценария мерзкого «Штрафбата») снять патриотическое кино.
К счастью, Самохвалов надежды оправдал. Продолжение получилось не только достойным оригинала, но даже в чем-то превзошло его. Фильм вышел несколько иным: более жестким и драматичным. Качество съемок батальных сцен повысилось существенно. Вообще, все снято очень живо и динамично - погружение в атмосферу 1944 года гарантировано. Действие практически не тормозится - фильм смотрится на одном дыхании.
Четверка героев тоже не подвела. Двое персонажей, как я уже указал, знакомы нам по первой части: Борман и Череп. На роль Бормана подобрали нового актера, Игоря Петренко, который, несмотря на все мои опасения, со своей задачей справился. Борман, как и Череп (Владимир Яглыч), показаны изменившимися людьми. Они резко отличаются от двух других героев - украинских парней (их роли исполняют Алексей Барабаш и Дмитрий Ступка), живущих в стране, где Бандеру признали героем.
Низкий поклон режиссеру, актерам и всем, кто работал над этой картиной. Труд они проделали огромный, вложили душу - это сразу видно. Именно такое кино можно и нужно снимать - лучик света среди тьмы помойных «Штрафбатов», «Сволочей», «Московских саг» и прочего. Надеюсь, что зрители по достоинству оценят этот фильм, порекомендуют его друзьям и знакомым.
Нет ничего удивительного в том, что ленту запретили к показу в Украине. Тамошними националистами, считающими советскую Украину колонией Москвы, давно продвигается идея об уравнивании в правах украинских подсобников нацистов (которые, как утверждается, таким образом воевали за независимую Украину) с ветеранами ВОВ (т.е. врагами УПА). Ну а признание Бандеры героем Украины - это самый лучший «подарок», что смог преподнести украинскому народу Ющенко (и пусть этот президент развалил остатки экономики, ведь главное - он поведал «страшную правду», а именно это нужно для народного счастья). «Мы из будущего 2» совсем не вписывается в концепцию возвеличивания «истинных патриотов». Хочется верить, что фильм все же доберется тем или иным образом до Украины.
«Мы из будущего 2» настоятельно рекомендую к просмотру.
Click to view