Перемен требуют наши сердца
Грузный, неряшливый и забитый жизнью тихоня-неудачник Алексей живет со своей бабушкой, помешанной на идее воспитания идеального внука и пытающейся уберечь его, 24-летнего «мальчика», от всех грехов и соблазнов нашего времени. При этом бабушка не замечает, что сама уже давно стала жертвой современных СМИ, в особенности телевидения. Мир Алексея замыкается на работе на заводе игрушек и домашнем быту под чутким присмотром бабушки. Большого количества друзей Алексей не имеет, ограничиваясь общением с чудаковатым приятелем-соседом, а в качестве основного хобби у него безобидное склеивание моделей. Но однажды жизнь Алексея круто меняется, когда спецслужбы предлагают принять участие в научном эксперименте.
У авторского кино, с которым мы имеем дело в данном случае, есть одна особенность - оно не ориентировано на широкую аудиторию. Именно поэтому снимаются такие фильмы, как правило, за небольшие деньги и, если и добираются до больших экранов кинотеатров, то лишь ограниченным тиражом. Причина малой распространенности заключается в том, что авторы, стремясь показать свой внутренний мир, свое личное восприятие проблем и (иногда) путей их решения, не шибко заботятся о том, чтобы показанная картина была понятна всем, т.е. снимают больше для себя, а не для зрителя. «Пыль», в данном случае, является уникальным фильмом в том плане, что, будучи абсолютно самобытным произведением, он вполне понятен и интересен весьма широкой части аудитории.
Определить здесь жанр весьма затруднительно. Тут есть и элемент грустной комедии, и тонкая сатира на современное общество, и драма «маленького человека». Манера съемок и монтажа - нарочито «непрофессиональная» - становится одной из сильнейших сторон картины, при этом абсолютно не напрягая зрителя. Съемки на ручную камеру придают живости и «бытовушности». Именно о современной «бытовухе» и идет речь в «Пыли»: о молодом и старшем поколении (и те и другие, согласно автору фильма, потеряли ориентиры и зачастую бросаются из одной крайности в другую), об отношении людей к своему государству и об отношении государства к людям, о высших материях и низменных потребностях. Разруха в стране привела к разрухе (пыле) в головах людей - отсюда и все «болезни» общества. Лейтмотивом к фильму становится звучащая в нем песня В. Цоя и группы «Кино» «Мы ждем перемен». В один прекрасный момент Пылинке-Алексею захотелось перемен: перестать быть жалким, маленьким и ничтожным. Трагедия Алексея заключена в том, что, даже понимая всю тщетность своих усилий, стремление к переменам перевешивает остатки здравого смысла и губит его.
Игра актеров гениальна уже просто по той причине, что и не скажешь, что они играют - настолько естественными выглядят все герои. Музыкальное и звуковое сопровождение выполнено на высочайшем уровне искусства (именно уровне искусства, а не техники, потому как техническая сторона фильма сознательно «примитивна»).
Хотелось бы больше именного такого рода фильмов, нежели пустых зрелищ. Хотя и без пустых зрелищ, конечно, жить не так весело. Фильм рекомендую к тихому и вдумчивому просмотру. Только не стоит сильно грузиться после просмотра, ведь самокопание запыляет мозг.