Sep 15, 2023 08:18
продолжение перевода.
О желании (замысле)
Но и желание (βούλησις) не является предпочтением (выбором, προαίρεσις). Ибо желание есть воображаемое устремление, связанное и с тем, что зависит от нас, и с тем, что не зависит от нас, т.е. только в размышлении оформленное. Воображаемое же устремление есть лишь мыслительная способность без совещательного расчёта о том, что зависит от нас, или некое естественное воление.
Предпочтение же - устремление совещательное (рассмотренное на совете) связанное с тем, что зависит от нас практически.
Достаточно поэтому описания одним только словом, указавшим их отличия, остановить чрезмерную любовь упорствующих (любителей споров) к разглагольствованию и, не знаю, как благочестиво сказать, «мудро противоречащих» прекрасно знающим. Когда же жаждут полюбопытствовать ради того, чтобы многих сделать ищущими (взыскующими), скажем и по-другому.
Понявшие говорят об этом так, что не всему, чему подходит (соответствует) предпочитать, всецело подходит и желать себе (хотеться). Ибо мы говорим: «хочется быть здоровым, и богатым, и бессмертным сделаться». Не говорим же: «предпочитается (осознанно выбирается) быть здоровым, и богатым, и бессмертным сделаться», поскольку желание - и о возможном, и о не возможном, предпочтение (выбор) же только из возможного и через наши возможности создается. И опять - желание есть желание цели, предпочтение (выбор) же - предпочтение того, что к цели [ведёт]. Поэтому цель считают желательной, например, здоровье, подлежащим же обсуждению (совету) для [достижения] цели является, например, способ быть здоровым (путь здоровья).
Это же самое соответствие (аналогию), которую имеет желательное (βουλητός) [по отношению] к подлежащему обсуждению (βουλευτός), имеют, говорят, и желание [по отношению] к предпочтению (выбору), если действительно, то самое предпочитаем только, что посредством нашего обдумывания может быть создано. Итак, было показано, как желание - не есть предпочтение, и снова будет показано как желание и обсуждением не является, или, иначе, советом.
О совете, или же обсуждении (совещании)
Совет (βουλή), или же обсуждение (совещание, βούλευσις), говорят есть устремление исследовательское о чём-то нами практически создаваемом; предпочтением же [является] то, что из совещания выбирают (решают, судят). Отсюда же ясно, что совещание - о том, что исследуется, предпочтение же того, что уже выбрано (предпочтено). И ясно это не только из определения, но и из этимологии (истинного смысла слов). Ибо предпочтение есть избрание одного перед другим. Никто же не предпочитает чего-то не посовещавшись, ни избирает не решив (судив). Поэтому не является совет, т.е. обсуждение (совещание) предпочтением.
О предпочтении (προαίρεσις)
Предпочтение, говорят, является устремлением, рассмотренным на совете (рассудительным), к тому, что практически зависит от нас. Ибо предпочтение есть нечто составное и крепко соединенное из многого: из устремления и совещания сложенное и выбранное (решенное). Ибо предпочтение само по себе наблюдаемое не является ни тем, ни другим. Ибо оно и не стремление само по себе, и не совет, и не решение, но из них соединение (смешение), подобно тому, как наш «человек» из души и тела составлен. Поскольку [именно] тогда предпочтение и предпочтенное становится выбранным из желаемого, о котором предпочтение, когда присоединиться устремление. Неизбежно поэтому предпочтение следует - после решения, совет о котором перед решением. Ибо то самое предпочитаем, о котором совещаемся.
О чём совещаемся
Совещаемся (имеется в виду совещание внутри нас в первую очередь, т.е. обдумывание вариантов - прим.перев.) же мы о том, что в нашей власти (ἐφ’ ἡμῖν - «на нас») и через нас может произойти, имеющем не ясность результата (итога). Потому оно «тем, что в нашей власти» называется, поскольку только о практически выполнимом совещаемся. Ибо именно это в нашей власти, а не о непререкаемой мудрости [совещаемся]. Ибо [совещаемся] и не о Боге, и не о вынужденно (с необходимостью) происходящем и всегда одинаковым образом, как, например, циклах движения времени, и не о сущем не всегда, всегда же одинаково происходящем, например, о восходе и заходе солнца, и не о естественном, не всегда одинаково происходящем, как в большинстве случаев, подобно седине у 60-ти-летних или первой бороде у 20-ти-летних, и не о случающемся естественно [так, а] в другое время же иначе, неопределенно, подобно дождю, и засухе, и граду. Поэтому именно «в нашей власти» говориться [выше], так и «через нас может произойти», ведь не обо всём человеческом и не о всяких делах совещаемся, но и [даже] не обо всём, что в нашей власти, и через нас происходящем, а с необходимой оговоркой-прибавлением: «имеющем не ясность результата». Ибо если что-то будет ясным и общепризнанным, об этом ещё не совещаемся, хотя бы и в нашей власти это и через нас совершается. Было же указано, что совет - не об итоге (результате), но о том, что ведет к результату. Ибо советуемся не о том, чтобы обогатиться, но как и посредством чего будем богатыми. И, короче говоря, о том только советуемся, которое [именно] дело, из равно ведущих к успеху, принять, из которых и само можем [сделать] и противоположное ему. Ибо если не оба варианта можем, то, пожалуй, не об обоих будем совещаться. Ибо о самоочевидных и явных [вещах], или о невозможных и неприемлемых, никто не совещается. Если же одно только из противоположностей можем [сделать] - это же и было самоочевидным, как бесспорное, противоположное же - невозможным. Например, никто не совещается, как сделать едой предложенные хлеб и камень, ибо первое - самоочевидно, второе же явно является невозможным. Вот поэтому и предпочитаем из равно приемлемого, о чём и совещаемся.