Спасибо! Может быть, подскажете, кроме Владимира еще были такие случаи? Сын ключницы/служанки, признанный отцом? Имеющий проблемы с происхождением при вступлении в брак?
вот уж чего не знаю, того не знаю. А Владимир проблемы имел отнюдь не из-за происхождения))) Полоцк был союзником Ярополка. Так что происхождение здесь дело десятое)))
А есть какие-нибудь подтверждения того, что Полоцк был союзником Ярополка, кроме той же ПВЛ? :) Т.е., версия: эпизоды с убийством Рогволода и последующей попыткой Рогнеды зарезать мужа выдуманы, чтобы объяснить "вражду" Изяславичей и Ярославичей, это "а-ля Фоменко" или все-таки имеет право на жизнь? :) Как вариант - брак был мирный, Изяслав сел в Полоцке после смерти Рогволода. Как вариант - Рогнеда была дочкой Регнвальда из Скандинавии, куда бегал Владимир, к Полоцку ее позже "привязали" легендой, по месту, где она жила и правил старший сын. Или совсем дико? :)
Собственно из источников у нас есть только ПВЛ (Повесть временных лет). Малуша упоминается там в следующем контексте: "В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: "Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя". И сказал им Святослав: "А кто бы пошел к вам?". И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: "Просите Владимира". Владимир же был от Малуши - ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: "Дай нам Владимира", Он же ответил им: "Вот он вам". И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец." Есть несколько гипотез о происхождении Малуши (в частности одна из них гласит, что Малуша - дочь Мала, древлянского князя), но серьезно их рассматривать сложно, поскольку более точных сведений у нас нет.
А, вот еще Вам в копилку :) У меня под рукой есть "Генеалогия древнерусских князей" Е.В. Пчелова. Там сказано, что мать Владимира, правда, без имени, упоминается еще в скандинавских сагах, в частности в двух редакциях "Саги об Олаве Трюггвасоне" монаха Одда и в "Большой саге об Олаве Трюггвасоне". Там говорится, что у конунга Гальдарики Вальдамара была старая, дряхлая мать (в "Большой саге..." добавляется, что она не вставала с постели), которая была пророчицей, и многие ее предсказания сбывались.
Спасибо огромное! За саги - отдельное спасибо :) Может быть, это мой глюк, но создается ощущение, что была легенда про Владимира - сына ключницы, ее порезали на куски и вставили под соответствующими годами. Конкретно по этому фрагметну - не понятно, почему "отказались" Ярополк и Олег.
Если всерьез выдвигать гипотезу о том, что мать Владимира не была ключницей, надо иметь какие-то основания, кроме ощущений. Нужны хоть какие-то подтверждения в источниках. Честно говоря, я лично не вижу достаточных оснований для того, чтобы считать эту историю легендой, но я не специалист.
Спасибо. Неудачно выразился. Имел в виду, что мать была не ключницей. По летописи, Рогнеда сказала "не хочу за сына рабыни", т.е. что-то было не так, как я понял. Может, не закон, может, обычай.
ну он по матери низкого происхождения, а она наоборот -- тивуны, ключники и т.д. в то время обычно были несвободными людьми, напр. по РП если свободный человек без особого договора начинал исполнять обязанности тивуна, то он терял свободу. поэтому "раба" вполне могла быть и ключницей.
Comments 61
Reply
Спасибо!
Reply
Хазарка, по наиболее вменяемой версии.
Reply
Спасибо!
Reply
Однако дети-бастарды у знатных мужчин в Средние века - банальная ситуация.
Reply
Извините, а можете назвать такие случаи? Не легендарные?
Reply
Reply
Reply
Reply
Может быть, подскажете, кроме Владимира еще были такие случаи? Сын ключницы/служанки, признанный отцом? Имеющий проблемы с происхождением при вступлении в брак?
Reply
А Владимир проблемы имел отнюдь не из-за происхождения))) Полоцк был союзником Ярополка. Так что происхождение здесь дело десятое)))
Reply
Т.е., версия: эпизоды с убийством Рогволода и последующей попыткой Рогнеды зарезать мужа выдуманы, чтобы объяснить "вражду" Изяславичей и Ярославичей, это "а-ля Фоменко" или все-таки имеет право на жизнь? :)
Как вариант - брак был мирный, Изяслав сел в Полоцке после смерти Рогволода.
Как вариант - Рогнеда была дочкой Регнвальда из Скандинавии, куда бегал Владимир, к Полоцку ее позже "привязали" легендой, по месту, где она жила и правил старший сын.
Или совсем дико? :)
Reply
"В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: "Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя". И сказал им Святослав: "А кто бы пошел к вам?". И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: "Просите Владимира". Владимир же был от Малуши - ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: "Дай нам Владимира", Он же ответил им: "Вот он вам". И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец."
Есть несколько гипотез о происхождении Малуши (в частности одна из них гласит, что Малуша - дочь Мала, древлянского князя), но серьезно их рассматривать сложно, поскольку более точных сведений у нас нет.
Reply
У меня под рукой есть "Генеалогия древнерусских князей" Е.В. Пчелова. Там сказано, что мать Владимира, правда, без имени, упоминается еще в скандинавских сагах, в частности в двух редакциях "Саги об Олаве Трюггвасоне" монаха Одда и в "Большой саге об Олаве Трюггвасоне". Там говорится, что у конунга Гальдарики Вальдамара была старая, дряхлая мать (в "Большой саге..." добавляется, что она не вставала с постели), которая была пророчицей, и многие ее предсказания сбывались.
Reply
Может быть, это мой глюк, но создается ощущение, что была легенда про Владимира - сына ключницы, ее порезали на куски и вставили под соответствующими годами.
Конкретно по этому фрагметну - не понятно, почему "отказались" Ярополк и Олег.
Reply
Reply
Reply
Неудачно выразился. Имел в виду, что мать была не ключницей.
По летописи, Рогнеда сказала "не хочу за сына рабыни", т.е. что-то было не так, как я понял. Может, не закон, может, обычай.
Reply
Reply
Матери Ярополка и Олега, братьев, кажется, вообще нигде и никак не упомянуты.
Reply
Leave a comment