В начале января я побывала в Таллинне, где среди прочего посетила музей в церкви Нигулисте. Как известно, именно там хранится шедевр Берндта Нотке "Пляска смерти" (кон. 15 века
( Read more... )
Мне кажется, что мне что-то похожое попадалось в изображениях Страшного суда, но я могу ошибаться. Там скорее эфиопы будут фигурировать как слуги ада, а вот изобразить скелет афроамериканца -- замысел действительно нетривиальный.
Да, черти-эфиопы - это сюжет действительно распространенный. И в Западной Европе, и на Руси (в России). И эта тема хорошо изучена. Но здесь-то именно скелет! А я и скелетов-эфиопов не видела, и каких бы то ни было исследований на сей счет не читала.
Это несколько затруднительно. В Нигулисте нельзя фотографировать. Поэтому пришлось покупать открытки. Вернее, это такая длиннющая книжка-раскладушка. Из нее я сканировала интересующий меня кусок. Целиком же она просто не влезает в сканер. Можно, конечно, по кускам, но эффект полностью пропадает.
Думается,что Нотке просто соригинальничал--кости и у негров белые.Но раз сюжетом является пляска смерти,надо же ввести чернуху -))) .Что касается св.Маврикия,то в Таллинне он мог пользоваться почетом потому,что у немцев (Ливонский и Тевтонские ордена) он особенно почитался.Священное копье св.Маврикия (то самое,которым был пронзен Иисус на кресте)--являлось инсигнией немецких королей. Генрих Птицелов и Оттон Первый брали его с собой на войну с венграми и аварами,--считалось,что оно приносит удачу. Как это копье оказалось у св.Маврикия---мне неизвестно...
На самом деле он почитался и в соседней Латвии. Там тоже было свое Братство Черноголовых. Я не уверена, что это как-то связано с немцами (хотя возможно заимствование), тем более конкретно с копьем. Вообще история туманная. Братство Черноголовых, возможно, является ключом к раскрытию данной загадки.
Маврикий к копью никакого отношения не имеет - просто его так Габсбурги назвали. Кстати, на многих изображениях (в т. ч. на картине Эль Греко) Маврикий белый.
Прибалтийские страны германоцентричны---они приобщены к ойкумене с помощью деятельности немецких духовных орденов.Копье,разумеется,ни при чем,--я просто рассказал,чем оно ценно для немцев.Но почитание св.Маврикмя как такового--это наверняка от немцев,откуда ж еще?
Да, наверное, от них. Это уже кое-что, учитывая, что сам Нотке был родом из Любека. Видимо, подходы к интересующему меня скелету действительно нужно искать через историю восприятия Св.Маврикия. Ведь отношение к неграм-эфиопам-иже с ними в средние века в целом было не слишком позитивным.
Хотя может быть и кардинально иной подход - именно через инаковость негров, Других, не таких как европейцы, т.е., как следствие, представителей другого - загробного - мира, т.е., опять же как следствие, помощников дьявола и - Смерти.
Да,в средние века немцы явно не были расистами -))). Помните волхвов,--один из них традиционно изображается,как негр.Да и все трое явно не европейского происхождения.Их останки находятся в Кельнском соборе,---туда их поместил Фридрих Барбаросса.Он забрал их как трофей у Миланского собора,после очередной стычки с ломбардским союзом.Кстати,я тут в ЖЖ новичок,--скачал Вашу статью про демонологию 15 века,--спасибо большое!
Вы знаете, а вот про волхвов я не знала. Про то, что их Барбаросса у себя перезахоронил. Очень интересно. То, что их совсем не европейцами изображали, - это известно. Но толерантность средневековых немцев - да, любопытно :))
Что касается статьи - на здоровье! Если "сходите" в мой ЖЖ - там найдете еще довольно много всякого-разного.
Три Волхва -Мельхиор, Гаспар и Валтасар, согласно церковному преданию, пришли: один - из Персии, другой - из Аравии, третий - из Эфиопии. Так же считается, что, волхвы эти были потомками Вавилонских мудрецов, бывших некогда под начальством Даниила (Деян. 2, 48). Имеются также сказания, что волхвы, возвратившись в свои страны, предались созерцательной жизни и молитве, а впоследствии апостол Фома встретил их в Парфии, где волхвы, приняв от него крещение, сами сделались проповедниками Христа. После их кончины, мощи трех волхвов, были найдены св. Еленой (матерью Константина Великого) и положены были сначала в Константинополе. Затем перекочевали в Медиолан, а затем потом в Кельн, где были открыты заново в XII веке Кельнским епископом Рейнальдом.
Простите,а что значит открыты заново епископом Рейнальдом В 12 веке? Мощи были доставлены из Милана(Медиолана) Фридрихом Барбароссой после его удачного итальянского похода(а удача ему не всегда,кстати,сопутствовала--были и поражения,как при Леньяно).Это было что-то вроде контрибуции,платы миланцев за то,что Фридрих не разграбит поверженный город.
Comments 97
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Хотя может быть и кардинально иной подход - именно через инаковость негров, Других, не таких как европейцы, т.е., как следствие, представителей другого - загробного - мира, т.е., опять же как следствие, помощников дьявола и - Смерти.
Reply
Reply
Что касается статьи - на здоровье! Если "сходите" в мой ЖЖ - там найдете еще довольно много всякого-разного.
Reply
другой - из Аравии, третий - из Эфиопии. Так же считается, что, волхвы эти были потомками Вавилонских мудрецов, бывших некогда под начальством Даниила (Деян. 2, 48). Имеются также сказания, что волхвы, возвратившись в свои страны, предались созерцательной жизни и молитве, а впоследствии апостол Фома встретил их в Парфии, где волхвы, приняв от него крещение, сами сделались проповедниками Христа. После их кончины, мощи трех волхвов, были найдены св. Еленой (матерью Константина Великого) и положены были сначала в Константинополе. Затем перекочевали в Медиолан, а затем потом в Кельн, где были открыты заново в XII веке Кельнским епископом Рейнальдом.
Reply
Reply
Leave a comment