Leave a comment

Comments 7

wolfstangel December 29 2007, 12:51:32 UTC
И слава богу! Иначе его б совсем съели как "недоисторика" и не видать бы ничего. кстати, есть такой не менее академический "Славянский бестиарий" О.В.Беловой, где, кажется, я видела вот эту тварь с Вашей картинки.
И одна только мысль о возможности "чтения избы" уже свидетельствует, что смысловая нагрузка резьб жива и сама собой, к счастью.

Reply

fomin_oleg December 29 2007, 22:57:14 UTC
В принципе, Рыбаков и его сподвижники спокойно при желании могли бы задавить всю эту шелупонь, всех этих "академиков" (всех этих детей юристов). И нечего было считаться с этой мразью. Но проблема не в этом. Рыбаков хотя и наш, но многие вещи он недопонимал, ну не дотягивал как-то. Точно так же, как не менее чтимый мною Николай Марр, не дотягивал до уровня Германа Вирта. "Славянский бестиарий" Беловой - книга гениальная. Это моя настольная энциклопедия. Однако, увы, такого змея там нет. Я специально еще раз даже перепроверил. Вы спутали с Мелузиной (известной на Руси благодаря лубкам), у которой аналогично закручен хвост. Традиция одна, стихия даже (водная, хтоническая, лунарная) одна, а вот персонажи разные ( ... )

Reply

wolfstangel December 29 2007, 23:21:58 UTC
мне тоже довелось слышать о нем от его студентов, ну, в смысле не от "его студентов", а просто от лиц, учившихся, пока он там еще был.
Да, со статьей еще недоознакомилась, но вот уж ознакомлюсь теперь. А реплика моя была по-поводу того, что хорошо, что вот хоть кто-то не рассматривает резьбовые элементы как чистое украшательство. Важно, чтобы эта область продолжала существовать как элемент поэтического_воззрения_на_природу, а не только декоративно-эстетический. Я не специалист, к сожалению, но весьма интересуюсь.

Reply

wolfstangel December 30 2007, 01:13:43 UTC
вот штука-то вся в том и состоит, что резьба на копалкинском доме и старая резьба вообще, как правило, не просто чистое украшательство (это вообще нерассматриваемое по причине своей очевидной глупости мнение), но даже и не "элемент поэтического воззрения на природу" (чем и занимался Рыбаков). Речь идет о более серьезных и даже, сказал бы страшных вещах. В статье про это я уже писал, но могу для вас добавить персонально :) Я уже 7 лет издаю книжки по европейской алхимии. В частности, загадочный адепт XX в. Фулканелли очень много разбирал домовую резьбу Франции. А вот теперь представьте, что я, с одной стороны, как исследователь занимаясь алхимией, а с другой, будучи краеведом, вдруг обнаруживаю в нашей российской глубинке избы с нехарактерной, именно алхимической символикой. А потом и вовсе нахожу дом, представляющий собой рецепт получения Философского Камня. Настоящий ребус. Меня это увлекает еще и как "вечного ребенка". К тому же этот ребенок - постмодернист.

Reply


wolfstangel December 30 2007, 09:29:49 UTC
ага, понимаю теперь о чем речь. Но возможно ли? Удивительно. И выходит, речь идет именно о Деятельности отдельного Мастера. В то же время и традиционные элементы домовой резьбы, кроме "соларных" и там "оберегающих", ибо, конечно, то общие слова, имеют важную функцию, однонаправленную с описанными Вами, а именно - представлять избу как законченное целое. Не есть ли это также "рецепт", не есть ли Камень проявление цельности, делающий цельным также то, с чем он является соотнесенным?
Замечу еще, однако, что дерево такой материал, кроме прочего.. Я вот немножко режу пейзажные всякие штуки и иногда сам спил или, особенно если это корешок, такими вещами уже в себе обладают, что резать на них что-то еще, кроме именно этого, представляется как бы сложным и насильственным.

Reply

fomin_oleg December 30 2007, 14:27:30 UTC
Вы всё правильно поняли. Но вот вопрос - о деятельности о т д е л ь н о г о л и ? Копалкин и Добреньков - это разные фигуры или одна, вот, в чем вопрос... Потом в Савино представлено несколько разных авторских стилей резьбы, а символическая система единая. Что это значит? Да то, что в этих края действовала артель, следовательно, была инициатическая передача мастерства, а возможно, и кое-каких совершенно неожиданных знаний.
>
>"В то же время и традиционные элементы домовой резьбы, кроме "соларных" и там "оберегающих", ибо, конечно, то общие слова, имеют важную функцию, однонаправленную с описанными Вами, а именно - представлять избу как законченное целое. Не есть ли это также "рецепт", не есть ли Камень проявление цельности, делающий цельным также то, с чем он является соотнесенным? "
Разумеется.

Reply


Leave a comment

Up