Р. Касас "Сифилис"
На этом плакате каталонского живописца Рамона Касаса (кат. Ramon Casas i Carbó,1866- 1932), выполненном по заказу доктора Абреу, рекламируется санаторий для сифилитиков в Калье Майор в Барселоне. Плакат гарантирует «полное и радикальное излечение». Касас выполнил заказ с удивительным мастерством, использовав тонкие и выразительные элементы: например, буква S в слове Sifilis выполнена в форме змеи, она намекает на опасность и внезапность болезни. S дублируется настоящей змеей в правой руке женщины, которую та держит за спиной. Женщина, изображенная на самой картине, бледна и неестественно худа, со спутанными непричесанными волосами. Изнуренный вид дополняется ярко горчичным фоном, который усиливает выраженность бледности и ощущение изможденности. В руках женщины белая лилия- символ надежды на излечение.
Надо отметить, что в то время образ любой болезни ассоциировался с женщинами (как и смерть), особенно если речь шла об инфекциях, передающихся половым путем: женщина-искусительница, коварно «одаривает» заболеванием. Изобразить развратницу, виновную в болезни, наверное, было самым простым способом символично отобразить болезнь, без анатомических подробностей.
Художник-импрессионист Эдгар Дега однажды заявил, что картины французского художника Анри Тулуз-Лотрека, описывающие жизнь проституток, «воняют сифилисом».
Анри де Тулуз-Лотрек «Медицинский осмотр» (1894)
Точно так же на картине малоизвестного при жизни британского художника Ричарда Теннанта Купера (Richard Tennant Cooper) (1885-1957) «Сифилис», чьи аллегорические картины изображают связь между демоническими силами и вызываемыми ими болезнями. Мы видим, как голая женщина приносит бедному мужчине болезнь (сама болезнь представляет из себя злобное чудище, кожа которого помимо сыпи поражена гумами-признаками третичного сифилиса).
Р.Купер"Сифилис" (1912).
Р.Купер. Обнаженная женщина смотрит в спину мужчине. Скелет в плаще в углу картины изображает собой сифилис.
В конце 19-го века норвежский художник Эдвард Мунк (Edvard Munch) изобразил мать с ребенком, у которого врожденный сифилис. Мунк написал эту картину под впечатлением приемного отделения одной из больниц. Картина носит недвусмысленное название «Наследство».
Эдвард Мунк «Наследство» (1897 - 1899). Одна из нескольких версий.
Кстати, сифилис - это заболевание, которое наиболее часто встречается в истории искусств. Сифилис является одним из немногих венерических заболеваний, которое существуют в течение длительного времени (наряду с гонореей). Видимо, поэтому это заболевание так широко отображено в истории искусства.
Как распознать сифилис на картинах?
Трудно точно определить, как выглядит сифилис. У него так много всевозможных симптомов и проявлений, что его называют «великим подражателем» или «великим имитатором». Можно заразиться сифилисом и иметь слабовыраженные симптомы или вообще не иметь их. Чаще сифилис приводит к появлению язв в области гениталий и / или рта и зудящих высыпаний, которые распространяются по всему телу и на конечностях. На более поздних стадиях заболевание может поражать головной мозг и нервную систему, глаза и сердце. Врожденный сифилис может привести к глухоте и деформациям черепа (зубы Гетчинсона - дистрофические изменения центральных верхних резцов).
Гравюра с изображением человека в печи для фумигации (1659 г.) Жака Ланиэ. Распространенное лечение сифилиса в то время. Внутрь печи помещалась ртуть, которая при горении "испарялась" на пациента.
В 15 веке у сифилиса, похоже, были симптомы, слегка отличающиеся от современных. Ученый и историк Джаред Даймонд (Jared Diamond) пишет, что, когда сифилис впервые был зафиксирован в Европе в 1495 году, «пустулы болезни часто покрывали тело от головы до колен, вызывали падение плоти с лиц людей и приводили к смерти в течение нескольких месяцев». Он утверждает, что к 1546 году болезнь выглядела намного ярче, чем сегодня.
Кувшин с изображением матери, больной сифилисом, с ребенком (4 век), Перу.
Самое раннее возможное художественное свидетельство о сифилисе относится к 4-му веку, Перу. Это глиняный кувшин из серии кувшинов, каждый из которых показывает симптомы определенного заболевания, таких как проказа или лейшманиоз. В настоящее время все кувшины экспонируются в Парижском музее искусств. «Сифилитический» кувшин изображает мать и ребенка. Ребенок выглядит относительно здоровым, но у матери есть два симптома врожденного сифилиса: разрушенная носовая перегородка и деформация верхней челюсти. Тот факт, что она изображена с ребенком, может указывать на то, что уже тогда была известна опасность передачи сифилиса детям.
Первая эпидемия сифилиса в Европе разразилась в конце XV века. К тому времени человечество знало много неизлечимых заболеваний, однако сифилис уже тогда произвел глубочайшее впечатление, о чем свидетельствует множество иллюстраций, предназначенных, прежде всего, для просвещения людей. В то время никто не знал о пути передачи сифилиса, но смертельная опасность болезни, обезображивающей лица и тела, уже была хорошо известна. В одном описании заболевания говорится, что у мужчины «отвалился нос», а в другом - «лицо было съедено оспой, за исключением бороды на подбородке». Развитие печатной техники в это время позволило распространять художественные гравюры и брошюры. Немецкий художник Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) (1471- 1528) (или его учитель, Михаэль Вольгемут (нем. Michael Wolgemut, 1434 - 1519,) создал гравюру на дереве, которая была напечатана вместе с предупреждениями о сифилисе нюрнбергского врача Теодора Улсениуса. Листовка была создана и распространена в 1496 году. В тексте описываются признаки и симптомы заболевания и говорится, что его невозможно вылечить. В нем также утверждается, что существует связь между эпидемией и «великим соединением» 1484 года - появлением созвездия из цикла созвездий, предположительно ведущих к «последним дням мира» - иными словами, сифилис был признаком апокалипсиса. На иллюстрации изображен сифилитик, а «великое соединение» обозначено астрологическими знаками с цифрами «1484» над головой фигуры. Кожа мужчины покрыта ранами и сыпью.
Ксилография, приписываемая Альбрехту Дюреру, сопровождаемая текстом, написанным Теодором Улсениусом (1496)
Ксилография с изображением человека-сифилитика (1496 г.), приписываемого Альбрехту Дюреру
Было довольно много такого типа информационных листовок о сифилисе. Когда стало ясно, что сифилис передается половым путем, художественные отображения болезни изменились, в них появилось отчетливое осуждение. Это можно увидеть уже в 1490-х годах. На гравюре, выполненной в 1496 году Себастьяном Брандтом (Sebastian Brandt), с сопровождающим текстом Иосифа Грюнпека (Joseph Grünpeck), изображена Дева Мария и младенец Христос, наказывающий зараженных, поражая их стрелами. Здесь с инфицированными сифилисом обращаются как с грешниками, что свидетельствует о раннем осознании того, что болезнь может быть связана половой распущенностью.
Титульный лист ксилографии (1496) Себастьяна Брандта, сопровожденный трактатом Иосифа Грюнпека.
Сифилис был настолько широко распространен в то время, что у него даже был святой покровитель: безголовый Сен-Дени.
Георгий Штуч (Georg Stuchs), изображающий ксилографию Сен-Дени в 1496 - 97 годах, показывает его рядом с Девой Марией в сопровождении молитвы. Такого рода отпечаток с молитвой обычно висел у постели больного для облегчения страданий инфицированных.
Г.Штуч «Святой Дени, молящийся Богородице и Младенцу за помощь в преодолении проклятия Сифилиса» (1496 - 97)
Этот период в Европе, по-видимому, оказал наибольшее влияние на изучение и описание симптомов сифилиса, так как все произведения искусства, посвященные сифилису, имели сопроводительные тексты. Но есть примеры произведений искусства, которые сложнее «диагностировать». Например, портрет молодого человека Ганса Гольбейна-младшего (Hans Holbein) 1523 года, на которой изображен человек, лицо которого покрыто папулами. Некоторые историки медицины все же диагностировали у него сифилис, другие считают, что это проказа или совсем другое заболевание. По праву, сифилис является «великим подражателем», его очень трудно диагностировать с помощью всего лишь изображения.
Г. Гольбейн-младший, Голова юноши (1523).
Гравюра Хогарта «Умирает, пока доктора спорят» из цикла «Карьера проститутки», на которой изображена умирающая от сифилиса женщина
Матиас Грюневальд. Страдающий человек (фрагмент из «Искушения святого Антония») ор.1510 - 1515
Англия, XVIII век - как тут без пудры и румян?
К началу 17-го века эпидемия сифилиса в Европе закончилась, и количество художественных отображений этой болезни уменьшилось.
Изображение сифилиса теперь ограничивалось медицинскими справочниками и учебниками. Одним примечательным исключением является портрет Герарда де Лересса (Gerard de Lairesse) кисти Рембрандта ван Рейна (Rembrandt van Rijn). Герард был художником-графиком, проиллюстрировавшем «Анатомию человека», сам он страдал от врожденного сифилиса: его портрет, выполненный с сочувствием и уважением, отображает деформацию носа. Известно, что в 1690 году Герард ослеп.
Рембрандт ван Рейн, портрет Герарда де Лересса (1656).
Помимо медицинских иллюстраций и учебных материалов другими источниками изучения истории сифилиса являются плакаты и рекламные объявления.
На плакате 19-го века из Японии показаны симптомы сифилиса. Это реклама «таблеток для лечения токсических заболеваний, таких как сифилис и гонорея», иллюстрирующая людей «до» и «после» терапии. Особенно заметными являются папулы на лице женщины, а также деформация носа и зубов мужчины.
Описания сифилиса в литературе бесчисленны. Очень часто упоминание болезни используется именно для акцента на моральном падении героя (Маяковский «Сифилис», Агеев «Роман с кокаином», Бабель «Конармия», Ги де Мопассан «Койка №29», Куприн «Яма», «Звездная сыпь» у Булгакова и многих других писателей).
Итак, действительно, есть много работ, изображающих эту болезнь. Изображение сифилиса варьировалось от прямого отображения симптомов в медицинских книгах и журналах до листовок, рекламных плакатов, портретов и аллегоричных композиций.
La Syphilis - плакат, предназначенный для предупреждения бельгийских солдат, возвращающихся с фронта от опасностей «французской оспы». На ней изображена опасная женщина, которая стоит перед полем могил.
Прослеживая эволюцию этих образов, мы видим, как отношение к сифилису менялось с течением времени. Каждое изображение сифилиса, похоже, пронизано смесью страха, любопытства и осуждения, отвращения и очарования. Можно увидеть и вечный поиск «виноватого»: художники стремятся безоговорочно возложить вину то на самих страдальцев, то на опасных женщин или же просто на апокалипсис. В этих изображениях также есть надежда на спасение от смерти: прими эти таблетки, молись этому святому, не распутствуй, не прелюбодействуй. Именно эта смесь надежды, отвращения, страха и очарования делает эти, казалось бы, абсолютно разные образы похожими.
Само слово «сифилис» имеет любопытную историю происхождения. Его придумал врач и поэт Джироламо Фракасторо, который дал имя «Сифилус» (то есть «друг свиней») герою своей поэмы. В ней автор иносказательно рассказывал о симптомах болезни и представил свою версию ее происхождения: пастух Сифилус, истосковавшийся по женщинам, возлежал со своими свиньями и за это был наказан брезгливыми богами.
интересноинтересноинтересно