Болезнь статуи Микеланджело

Jul 19, 2019 11:41

Усыпальница рода Медичи при церкви Сан Лоренцо украшена статуями работы самого Микеланджело. Известно, что усыпальница строилась довольно долго. Микеланджело получил заказ в 1520 году (заказчиком был сам кардинал Джулио Медичи, которому удалось добиться своего избрания папой под именем Климента VII в 1523 г.), до 1526 года работа неоднократно прерывалась, затем была фактически заморожена на время череды бурных событий, завершившихся падением республики Флоренции, и была возобновлена лишь в 1530г.
В неглубоких нишах капеллы Медичи находятся два надгробия со статуями Джулиано и Лоренцо Медичи, олицетворяющих две основные аллегории человеческого бытия: жизнь деятельную и жизнь созерцательную. У подножья ниш - саркофаги, на овальной крышке которых у Джулиано - фигуры «Дня» и «Ночи», а у Лоренцо - «Утра» и «Вечера». Эти фигуры увековечили девиз рода Медичи «Semper»- то есть всегда.
Наверное, самая интересная во всех планах- это фигура «Ночи», не способная заснуть и найти успокоения: ей не дано покоя. В ее руке камень, если она вдруг уснет, он должен выпасть и разбудить ее - она просто обречена на вечное бодрствование. Совершенство трагедии бедной «Ночи» усиливается полным скорби благородным лицом, а также маской под ее рукой и совой у ее ног.
Микеланджело написал четверостишие от лица «Ночи», подстрочник которого выглядит так: «Мне дорог сон, но лучше - быть камнем, \ чем постоянный позор и потери; \ не видеть, не чувствовать - большая радость;\ так что не буди; ах, говори тихо».
В 1855г. Ф. И. Тютчев преобразил его:
«Отрадно спать - отрадней камнем быть.
О, в этот век - преступный и постыдный -
Не жить, не чувствовать - удел завидный...
Прошу: молчи - не смей меня будить»




Статуя «Ночи» интересна и с другой точки зрения.
Во время поездки во Флоренцию Джеймс Старк (James Stark), американский онколог, и Джонатан Нельсон (Jonathan Nelson), искусствовед, обратили внимание на «странную» левую грудь статуи «Ночи», которая, как им показалось, могла свидетельствовать о довольно запущенной стадии рака молочной железы. Старк записал: «Грудь деформирована обьемным образованием, сосок с признаками явного отека, а сбоку от соска грудь как будто сморщена. Черт побери, я работаю с этим всю свою жизнь - это рак молочной железы».


Старк и Нельсон в небольшой статье, опубликованной в престижном New England Journal of Medicine, продолжают доказывать наличие злокачественного образования: у скульптуры имеются сразу три признака местно-распространенного рака левой молочной железы. Очевидно наличие объемного образования, деформирующего контуры груди и приводящего к «выпуклости» медиальной части груди, также очевидно набухание соска и ареолы по сравнению с правой грудью и ретракция кожи латерально. Эти признаки указывают на то, что опухоль находится в проекции соска, вероятно, вовлекая сам сосок или даже лимфатические узлы, что вызывает втяжение кожи на противоположной стороне.
До этой публикации форма груди, воспринимаемая как неестественная, объяснялась тем, что Микеланджело был незнаком с женским телом или что моделью для скульптуры был мужчина, к которому в последующем «добавили» женскую грудь- мол, бедра, шея и плечи фигуры больше мужские, чем женские. Последующие объяснения включали довольно спорную гипотезу о том, что Микеланджело, чья гомосексуальность до сих пор является предметом споров и дискуссий, намеренно создал женоподобного мужчину и лишь в последний момент «прилепил» грудь.
Представление о том, что Микеланджело не знал женской анатомии, неубедительно. Он начал посещать вскрытия и изучать анатомию, когда ему было 18 лет, многие из этих вскрытий происходили в монастыре Санто-Спирито во Флоренции, куда доставлялись тела из соседних больниц. Поэтому вполне вероятно, что Микеланджело был знаком не только с анатомией женского тела, но и с его патологией.
Авторы изучили и другие статуи Микеланджело, в том числе, «Утро» и остальные женские фигуры в часовне Медичи - таких деформаций больше ни у кого выявлено не было. Единственное, почти такую же грудь можно увидеть на фресках Сикстинской капеллы в Ватикане, созданной примерно за 20 лет до «Ночи». Старк и Нельсон предполагают, что музой Микеланджело, возможно, уже мертвой, стала женщина с запущенным раком молочной железы, чьи физические признаки были точно воспроизведены в камне. Учитывая, что Микеланджело изображал опухоль только в одной груди, он признал это аномалией. В то время уже многие врачи могли диагностировать это заболевание.

Уильям Уоллес (William Wallace), историк искусства, комментирует выводы Старка, говоря: «Очевидно, что эту скульптуру Микеланджело намеренно наделил такой несимметричной грудью. Сказать, что он не знал, как правильно изобразить молочные железы, было бы принципиальной ошибкой. Вопрос в другом, это предложение о намеренном изображении позволяет нам думать о том, что он сделал это сознательно, но с какой целью?»
Если Микеланджело действительно изобразил «Ночь», использовав болезнь для усиления трагизма ситуации (в те времена такой рак однозначно означал скорую смерть), можно только предполагать, что в эпоху Возрождения аллегории и ассоциации были куда более сложными и продвинутыми, чем нам казалось ранее.
Список литературы:
1. Strauss, Roland M, and Helena Marzo-Ortega. “Michelangelo and medicine.” Journal of the Royal Society of Medicine vol. 95,10 (2002): 514-5. doi:10.1258/jrsm.95.10.514
2. Stark JJ, Nelson JK. The Breasts of “Night”: Michelangelo as Oncologist N Engl J Med 2000; 343:1577-1578
3. Hayes H Jr. A question on a Michelangelo sculpture. Plast Reconstr Surg 1990;87:192.
4. Mangus D. Michelangelo and the female breast. Plast Reconstr Surg 1991;88:374-5.
5. Wise DM. Michelangelo and the female breast. Plast Reconstr Surg 1991;88:375.
6. De Moulin D. A short history of breast cancer. Boston: Martinus Nijhoff, 1983.

история болезни, путешествие, Италия

Previous post Next post
Up