Первые трансплантологи Косма и Дамиан

Apr 09, 2019 12:05

Трансплантология- относительно молодая и чрезмерно амбициозная область медицины, ведь в самой возможности пересадки чужеродного органа уже заключается некий апофеоз медицины. Надо сказать, к покорению этой вершины медицины шли веками, и лишь в 1950 году доктор Ричард Лаулер (Richard H. Lawler(1896-1982) выполнил первую успешную трансплантацию почки. Он пересадил 49-летней женщине трупную почку, удалив собственную, и женщина прожила еще 5 лет.



Святые Косма и Дамиан пересаживают ногу.Неизв. мастер (Master of Los Balbases), ок. 1495. (Университетская библиотека. Лондон)

Первые попытки демонстрации того, что части тела, которые не подлежат восстановлению, можно заменить, поставив вместо старых новые, были произведены около 2000 лет назад: Сушрута, великий врач Древней Индии, первым применил кожные лоскуты пациента с других частей тела для ринопластики. В 16 веке Гаспар Тальякоцци (Gaspare Tagliacozzi (1545 - 1599) прославился попыткой «чинить» уродства и увечья, нанесенные в боях. Он заметил, что если кожный лоскут взять от другого человека, то чужеродные ткани не приживаются, формально первым описав отторжение.
А вот легендой, которая вдохновляла врачей все это время искать возможности работать дальше, было житие святых - Космы и Дамиана, братьев- врачей. Житие гласит, что у дьякона Юстиниана сильно болела нога, никакие лекарства не помогали. И вот тогда во сне ему явились двое с инструментом в руках. Святые отрезали его больную ногу и пришили вместо нее конечность умершего эфиопа. На утро Юстиниан проснулся здоровым, но двухцветным.



Фернандо дель Рико (Fernando del Rinkon, 1460-(?)) Косма и Дамиан 1517

Сейчас историки медицины активно обсуждают причины болезни Юстиниана: во многих трактатах, описывающих эрготизм (отравление алкалоидами спорыньи), предполагается, что у Юстиниана была гангренозная форма болезни (лат. ergotismus gangraenosus), которую также называют «огонь святого Антония» («Антониев огонь», «священный огонь»). Она приводит к гангрене из-за нарушения трофики тканей вследствие сужения капилляров в конечностях (вспышки эрготизма в средние века были обычным делом, тем более, они приводили к ярким галлюцинациям). Другие свидетельства говорят, что у дьякона была опухоль ноги, из-за которой он был прикован к постели и даже не вставал.
На всех картинах, изображающих исцеление, очень трогательно передана атмосфера этого самого чуда.



Косма и Дамиан. Художники испанской школы(?) конца 15 века (School of Castile and Leon), ‘Saints Cosmas and Damian Healing a Christian with the Leg of a Dead Moor’, 1460-1480

На фреске Фра Анжелико в монастыре Сан-Марко, датируемой 1438-1440гг., чудо изображено во всех подробностях: около кровати аккуратно стоят тапочки (несмотря на то, что дьякон явно не мог ими пользоваться). И с каким упоением святые аккуратно меняют Юстиниану ногу!
«Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить больную?» Другой ответил: «Сегодня будут хоронить мавра со здоровой ногой». Два врача отрезали ногу у мертвого мавра, приставили ее к ноге больного и обильно наложили мазь. Когда пациент проснулся, боли как не бывало» (Житие свв. Космы и Дамиана Асийских по Аугсбургской рукописи. 1493 год).



Фра Беато Андже́лико (Анжелико), итал. Fra Beato Angelico, букв. «брат Блаженный Ангельский», собственное имя Гвидо ди Пьетро, итал. Guido di Pietro, имя в постриге Джованни да Фьезоле; 1400-1455), фреска: «Сон диакона Юстиниана» (1438 - 1440)



Неизвестный художник Meister des Stettener. «Чудо о ноге свв. Космы и Дамиана». Нач. 16в. Landesmuseum Вюртемберга. Штутгарт.

Этот сюжет из врачебной практики, которая не прервалась даже с уходом в мир иной (Косма и Дамиан жили в III веке и, получается, исцелили дьякона тысячью годами позже) до сих пор поражает своей непосредственностью и наивностью. Известно, что братья учились лекарскому искусству в Сирии и были наделены особым даром лечить болезни, перед которыми медицина была бессильна.



Хайме Уге (Jaume Huguet, 1412 - 1492) Алтарь святых Абдона и Сенена. 1459-1460. Тарраса, церковь Сан Педро

Интересен и другой факт: «В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово Козьмодемьян (Кузьмодемьян, Космодемьян), так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века» Собственно, теперь ясно происхождение фамилии Космодемьянская.



Косма и Дамиан Педро Берругете (Pedro Berruguete; ок. 1450 - 1503/1504)



Косма и Дамиан в готическом соборе Барселоны, Cathedral of Barcelona. Altarpiece of Saint Cosmo and Saint Damian chapel



Пезеллино, собств. Франческо ди Стефано (итал. Pesellino, Francesco di Stefano; 1422- 1457) ор.1450-1457. Предел Космы и Дамиана1450-1457(Predella from Pala del Noviziato), Лувр, Париж





Косма и Дамиан ок. 1370-75, Master of the Rinuccini Chapel (Matteo di Pacino). North Carolina Museum of Art, Raleigh.




Сано ди Пьетро, (итал. Sano di Pietro; 1405 - 1481),сиенская школа.






Andre Durand (1947- )



Алтарь чуда святых Косме и Дамиана, в соборе Паленсии

интересно
интересно
интересно

тематическая подборка картин, история медицины, болезнь в искусстве

Previous post Next post
Up