200 лет назад, 9 января 1823 года, родился Фридрих Август фон Эсмарх. Молодой хирург, пойдя по стопам отца, прошел с Германией через множество войн XIX века и внес колоссальный вклад в военно-полевую медицину, чем спас множество раненых солдат. Эсмарх выступал против бездумной ампутации поврежденных конечностей, начал сортировать раненых по их травмам (а не по званию) и учил население Германии оказывать первую медицинскую помощь - а запомнили его благодаря клизме. Подробнее - в нашем материале (совместно с порталами Indicator.Ru, Inscience.News и «Живая история науки».
Хирург из Шлезвиг-Гольштейна
Фридрих Август фон Эсмарх родился 9 января 1823 года в городе Теннинг в Шлезвиг-Гольштейне. Сегодня это часть Германии, но тогда территория принадлежала Датскому королевству (хотя местное население говорило на немецком языке и стремилось к воссоединению с Германией, которое произошло после прусско-датской войны). Родная земля оказалась важна для Эсмарха - окончив гимназию, он в 1843 году поступил на медицинский факультет университета в Киле, столице Шлезвиг-Гольштейна, что было недалеко от его родного Теннинга. Отец будущего ученого, Теофилиус Кристиан Каспар, был известным хирургом (к слову, многие представители семьи были врачами). Поэтому и молодой Эсмарх выбрал это направление. В университете его учителем стал знаменитый немецкий хирург Бернгард фон Лангенбек.
Впрочем, молодость Эсмарха оказалась довольно бурной. В 1848 году он воевал за воссоединение своего родного края с Германией в Шлезвиг-гольштейнской войне (1848-1849 годы), однако быстро попал в плен к датчанам. Вернулся домой он лишь после завершения боевых действий (его обменяли на коллегу - пленного датского врача). Впрочем, за свой непродолжительный срок пребывания на войне он успел познакомиться с еще одним врачом, пионером ортопедии - Георгом Фридрихом Штромейером. В будущем Эсмарх женился на одной из его дочерей, Анне (другая дочь Штромейера, Хелен, стала известной художницей и прожила, в отличие от Анны очень долгую жизнь). Увы, Эсмарху было суждено пережить свою первую супругу: в 1870 году Анна Эсмарх умерла в возрасте всего 38 лет.
Луи Штромейер
После этой войнф Эсмарх вернулся в Киль и открыл собственную клинику. Однако для него войны не закончились. Он опять отправился лечить раненых в 1864 году, на этот раз - на полях прусско-датской войны. Затем он в качестве хирурга снова сопровождал армию - во время Австро-прусской войны 1866 года и франко-прусской войны 1870-1871 годов. Также в это время Эсмарх занимался организацией армейских санитарных отрядов, которые оказывали раненым в бою первую помощь. В итоге он дослужился до звания генерал-майора санитарного корпуса Германской империи.
Хирургическая техника Эсмарха
А вскоре после новой войны врачебная карьера подарила Эсмарху и, казалось бы, утерянное личное счастье - в него влюбилась пациентка. И не просто пациентка, а принцесса Генриетта Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбургская, тетя Августы Виктории, императрицы Германии. Благодаря ей в 1887 году германский император Вильгельм I Гогенцоллерн даровал Эсмарху наследственное прусское дворянство. О такой мелочи, как премия императрицы за хирургическое руководство, можно уже и не говорить
Роль Эсмарха в становлении военно-полевой медицины
Естественно, что с таким опытом значительная часть достижений Эсмарха оказалась связана с военной медициной. Например, он значительно гуманизировал военно-полевую хирургию. До него военные врачи предпочитали просто ампутировать раненым конечности, если тем сломало пулей руку или повредило сустав. Эсмарх же доказал, что такая практика не только превращает здоровых людей в инвалидов, но и гораздо опаснее других подходов. Например, люди с большей вероятностью выживали, если подвергались резекции (частичному, а не полному удалению поврежденного органа) и артротомии (вскрытию полости сустава широким разрезом для удаления инородных тел).
Другое достижение Эсмарха - принцип медицинской сортировки раненых. Если раньше медицинскую помощь оказывали, исходя исключительно из воинского звания, то Эсмарх начал распределять пострадавших по характеру и степени полученной травмы. Это сделало военную медицину эффективнее. Позднее этот же принцип продвигали выдающиеся российские ученые, такие как Николай Иванович Пирогов и Владимир Андреевич Оппель. Кроме того, благодаря Эсмарху в прусской армии появились лазареты и госпитальные поезда, а также индивидуальные пакеты для оказания помощи раненым. Все это позволяло оказывать эффективную и своевременную первую помощь раненым на поле боя.
Кроме того, Эсмарх считал необходимым привлекать к оказанию помощи раненым и гражданское население. В частности, по его инициативе в Германии распространялись брошюры и популярные руководства, некоторые из которых были написаны им самим. Эсмарх разработал специальные программы, занимавшиеся обучением медсестер и медбратьев. Кроме того, по инициативе Эсмарха в Германии стали создавать «самаритянские» школы (названные в честь доброго самаритянина из Нового Завета), учившие население оказывать первую медицинскую помощь. Первая из подобных школ была основана им самим, и он преподавал там навыки помощи при несчастных случаях. Таким образом, Эсмарх стоял у истоков «самаритянского» движения в Германии. Деятельность «самаритян» в Германии продолжалась до прихода к власти нацистов в 1933 году.
Другие достижения
XIX век был временем стремительного развития железнодорожной инфраструктуры, однако у этого процесса была и оборотная сторона: железнодорожные катастрофы. Уже в 1875 году в своей лекции по медицине катастроф Эсмарх высказал предположение, что по мере развития железных дорог число трагедий неизбежно будет возрастать. Эсмарх предложил создавать склады с запасами медикаментов рядом с потенциальными местами железнодорожных аварий.
Кроме того, Эсмарх внес большой вклад в развитие криотерапии. Раневые инфекции часто ведут к массивному септическому шоку, от которого больной умирает. Эсмарх установил, что если рану охладить, то можно снизить местное нагноение. Этот подход, прозванный криотерапией, повышает шанс пациента на выживание. Поняв это, Эсмарх выступил за введение криотерапии в клиническую практику.
Также Эсмарх был одним из первых ученых, поддержавших передовые идеи британского хирурга Джозефа Листера, продвигавшего использование антисептиков для убийства микробов до их попадания в открытую рану (Листер использовал для этого карболовую кислоту). Эсмарх внедрял принципы антисептики и асептики в тех лечебных учреждениях, где он работал. Многие другие известные ученые первоначально встретили идеи Листера скептически, но Эсмарх, напротив, лично познакомился с ним. Оба ученых впоследствии сохранили теплые воспоминания об этой встрече.
Кроме того, Эсмарх внедрял медицинские практики, способствовавшие уменьшению кровопотери у пациентов - так называемое «искусственное обескровливание», то есть тугое бинтование поднятой конечности в сочетании с последующим наложением кровоостанавливающего жгута. Кровоостанавливающий жгут изначально представлял собой толстую полутораметровую резиновую трубку с металлическим крючком на одном конце и металлической цепочкой на другом (жгут Эсмарха или турникет Эсмарха), однако позднее наставник Эсмарха - Бернард фон Лангенбек - предложил более удобное техническое решение проблемы, заменив резиновую трубку тонкой резиновой лентой (бинт Эсмарха - Лангенбека).
Оригинальные шины Эсмарха
Впервые доклад на тему обескровливания Эсмарх сделал в 1873 году на конгрессе германских хирургов, и вскоре данный метод получил массовое распространение и всеобщее признание. Согласно оценке одного из учеников Эсмарха, известного хирурга Августа Бира, даже если бы у его учителя не было в медицинской сфере никаких достижений, кроме «искусственного обескровливания», он все равно мог бы по праву зваться гением. Кроме того, Эсмарх внедрил нож для разрезания гипсовых повязок (нож Эсмарха), позволяющий не травмировать кожу, проводя лезвием между ней и повязкой.
Также Эсмарх выступил за внедрение транспортной шины (шины Эсмарха) для фиксации конечностей - сейчас она представляет проволочный каркас корытообразной формы. Кроме того, он разработал оригинальный способ экзартикуляции плеча, позволяющий удалять из плеча поврежденную кость посредством рассечения мягких тканей предплечья, а также метод наружного свища желудка, позволяющий после иссечения свища эллипсовидным разрезом зашить нанесенное желудку ранение. За свои многочисленные заслуги он в 1894 году был избран президентом Германского общества хирургов - одним из учредителей и почетных членов которого он ранее стал.
Помимо вышеупомянутых своих достижений, Эсмарх продвигал внедрение анестезии в хирургии. Для борьбы с таким побочным эффектом от анестезии, как асфиксия, он продвигал метод выдвижения передней челюсти пациента посредством ее захвата пальцами обеих рук врача. Это позволяло не допустить западания нижней челюсти и атонии языка, которые вызывали смерть от удушья. Помимо прочего, он разработал проволочную наркозную маску для эфирной анестезии по открытому контуру.
Но, к сожалению, в наши дни Эсмарха нередко вспоминают в первую очередь в связи с пресловутой кружкой Эсмарха (клизмой) для очистки желудка. Печально, что человека, столько сделавшего (в том числе и лично) не только для науки как таковой, но и для минимизации человеческих жертв и спасения пациентов от инвалидности, часто вспоминают за не самое значимое его изобретение, воспринимающееся массовым сознанием в комическом ключе. Но так бывает.
Автор: Семен Фридман с дополнениями Алексея Паевского