Коллеги с WarHead опубликовали любопытную
статью по тематике нашего блога, и мы ее немедленно репостим. Во время Второй мировой на борту американской подлодки «Сидрэгон» провели уникальную операцию. Санитар, не имевший хирургического опыта, удалил аппендикс с помощью ложек, дуршлага и торпеды…
Злейший враг подводника
Аппендицит был злейшим врагом подводников Второй мировой. Если приступ начинался во время похода, помощь больному не мог оказать никто. Сейчас на современных подлодках есть корабельный врач, который прооперирует прямо на борту. А в те времена подобная роскошь морякам и не снилась. Врачебную помощь на лодках оказывали санитары или те, кто прошёл краткие медицинские курсы.
До начала войны немногие задумывались, как защитить подводников от аппендицита в море. Считалось, что на борту операцию провести нельзя. Принятые процедуры предписывали устроить больного на койку, обложить льдом и держать на строгой жидкой диете, пока субмарина не вернётся из похода.
Приступов болезни у подводников в те годы было немало; и случалось моряки, не получив необходимой помощи, умирали на подлодках.
Подводная лодка «Сидрэгон»
В американском флоте нашлись мудрецы, которые ещё до вступления США в войну предлагали удалять аппендикс всем подводникам во избежание трагических инцидентов в море. Эту идею посчитали абсурдом.
В общем, когда у Дарела Ректора, служившего на субмарине «Сидрэгон», случился приступ, надежды на счастливый исход практически не было.
Что делать?
Когда матрос Ректор потерял сознание на палубе лодки, осмотревший его санитар Уилер Лайпс поставил диагноз: аппендицит.
Что делать? Он доложил командиру субмарины Биллу Ферроллу, что больной долго не продержится.
Командир начал уговаривать Лайпса прооперировать матроса, но санитара мучили сомнения. Во-первых, он никогда не делал такой операции. Во-вторых, на лодке из инструментов - только карманный хирургический набор (зажимы и скальпельные лезвия).
Однако медик всё-таки принял решение и, заручившись согласием больного, начал действовать.
Операционной стало самое просторное помещение на «Сидрэгоне» - кают-компания. Торпедисты «надоили» спирта из торпеды. На камбузе взяли дуршлаг и обложили его ватой. Хирургическими халатами стали пижамы, медицинскими перчатками - резиновые, а марлевые промокашки заменили пакеты с туалетными салфетками. Согнув ручки у серебряных столовых ложек получили импровизированные полостные зеркала. Все «инструменты», «операционную» и одежду продезинфецировали спиртом и приступили к делу.
Своим помощником Лайпс назначил старпома, роль медсестры играл штурман. Работа нашлась даже командиру, который должен был вести счёт губкам, использованным во время операции.
Операция началась!
Больного положили прямо на обеденный стол. Для анестезии из дуршлага соорудили конус. Его надели на лицо пациента как маску и сверху начали медленно капать на вату эфир. Вдыхая вещество, Ректор быстро уснул.
Затем кожу оперируемого протёрли спиртом. Рукоятки для скальпелей не входили в карманный хирургический набор, так что лезвия решили фиксировать зажимами.
После обработки кожи паховую область изолировали льняными скатертями и сделали надрез длиной 10 см. Для разведения мышц и проникновения в брюшную полость применили гнутые ложки.
Внезапно операция приостановилась - Лайпс не сразу нашёл скрытый за слепой кишкой воспалённый орган.
Наконец, найдя аппендикс, он успешно удалил его. Оставшуюся часть отростка санитар закрутил узлом и каутеризовал фенолом.
Чтобы избежать повреждения внутренних органов бальзамирующей жидкостью, брюшную полость промыли спиртом. Затем стерилизовали рану таблетками сульфадимезина, перемолотыми в порошок, и зашили брюшину бычьими жилами. Операция заняла два с половиной часа.
Лишённый признания
Невероятно, но после такой операции Ректор пошёл на поправку. Спустя две недели он смог частично выполнять свои обязанности, а к концу похода восстановился окончательно. Примечательно, что день операции был днём его рождения - 11 сентября 1942 года подводнику исполнилось 19 лет!
Уилер Лайпс с ложками, дуршлагом и женой
20 октября «Сидрэгон» вернулась на базу. Врач флотилии, осмотревший Ректора, нашёл его состояние хорошим: шов не причинял матросу никаких болезненных ощущений.
Правда, дальнейшая судьба Ректора сложилась печально. Он погиб спустя два года на подлодке «Тэнг». Воистину злая судьба.
Весть о необычной операции быстро разлетелась по флоту. Однако воодушевление она вызвала не у всех. Командир флотилии, в состав которой входила субмарина, был в шоке. По его мнению счастливый исход операции не должен побуждать другие экипажи подлодок так же рисковать в подобной ситуации.
Врачи ВМС США историю с удалением аппендицита их «коллегой» восприняли и вовсе враждебно.
Они подвергли Лайпса остракизму даже несмотря на то, что операцию он провёл по приказу командира «Сидрэгона». Более того, поднимался вопрос о военном трибунале.
К счастью, тогда всё обошлось, и санитар продолжил службу на подлодках до самого конца войны.
За уникальную операцию он не получил ни награды, ни признания. ВМС США «заметили» его заслуги только спустя 63 года и наградили Лайпса Благодарственной медалью за службу в ВМС.
Лайпс во время службы на флоте и во время интервью 2002-го года
Комментируя награждение он вспомнил своего пациента следующими словами: «Я всегда считал его смелым парнем. Я часто спрашивал себя - полез бы я на тот стол, чтобы кто-то сделал со мною подобное?».
Любопытно, что Лайпс не был первым. На четыре дня раньше аппендицит на подлодке удалил врач японской субмарины I-27 в глубинах Бенгальского залива. Однако это не делает операцию, проведённую санитаром с «Сидрэгона» практически подручными средствами, менее уникальной.