May 18, 2013 11:31
Я, честно говоря, даже не знаю с чего начать свой рассказ о премьерном спектакле... Слова подбираются плохо, так что не обессудьте.
Древнее племя, порожденное, кажется, самой Землей, приносит в жертву Избранницу. Землистого цвета костюмы - серые, бежевые, коричневые - у большей части артистов словно украшены яркими самоцветами - малиновыми, фиолетовыми платьями и балахонами у нескольких танцовщиков. Будто аместистовые жилы в грубой породе - какие-то такие ассоциации у меня возникли. Куча пылящего шлака по центру сцены - как живительный источник. Каждое облако пыли - глоток материнского молока для членов племени. Золотая игла, опускающаяся сверху - как сталактит в черном кубе-пещере сцены. Движения кордебалета - как тектонические сдвиги, как бурлящий поток магмы - слияние против разъединения. Материки-группы то сходятся, то вновь расползаются в Мировом океане танца. Хореограф предлагает человечеству взглянуть на себя со стороны - перенося человеческое в нечеловеческий мир.
Саша Вальц приводит зрителя в мир не просто грубый и архаичный, но максимально природный, искренний, иррациональный. Мир, где правят инстинкты и ощущения - инстинкт продолжения рода, инстинкт самосохранения. Подчиняя этим инстинктам действия танцовщиков на сцене, Саша вводит не только тему противопоставления индивидуального и массового, но и сравнивает в дуэтах борьбу с соитием, или, если хотите, войну с любовной игрой. И сложно сказать, ставит она эти человеческие занятия в оппозицию или, напротив, подчеркивает их единую природу.
Больше человеческого или человечного в сцене выбора Избранницы. Племя будто замирает на некоторое время, не слыша зова природы, но прислушиваясь к первым звукам новой жизни - в чреве каждой потенциальной Избранницы. А когда выбор сделан -племя снова, не слыша ничего, кроме голоса крови, требует смерти Избранницы. Саша Вальц фокусирует внимание на самом моменте выбора, но не того, что каждый человек делает для себя. А того, что за него часто делает кто-то другой, общество, если хотите.
Самое занятное, что во время просмотра у меня не возникало никаких ярких ассоциаций и ощущений. Глаз просто считывал картинку со сцены. И только спустя несколько дней в голове что-то стало проясняться. Такой вот балет с пролонгированным действием.
Такие дела.
А, чуть не забыла - танцевали, помимо безвестных артистов кордебалета - Екатерина Кондаурова, Александр Сергеев, Юрий Смекалов, Дарья Павленко.
Весна Священная,
Саша Вальц,
Мариинский театр-2