Мой балетный марафон продолжился "Роденом" Бориса Эйфмана. В хорошем составе, между прочим. Олег Габышев (Роден) - Любовь Андреева (Клодель) - Нина Змиевец (Бере). Я такой псих - вспомнила о балете только пару дней назад, решила не ходить, а сегодня за полтора часа до спектакля, как сумасшедшая металась по кассам в поисках билета.... Кажется, не зря.
Балет поставлен на музыку Равеля, Сен-Санса и Массне. С одной стороны, есть в таком подходе - смешивании музыки разных авторов да еще и не предназначенной для балета как такового, что-то ошибочное, что ли... Получается, что музыка отанцовывается, но ее роль в создании образов сводится к минимуму, потому что изначально писалась она с иной целью. Но с другой стороны, Эйфман придерживается такой политики довольно давно и не безуспешно, так что всякое бывает.
.О впечатлениях и мыслях.
В "Родене" велика и совсем не декоративна роль кордебалета. Особенно мне понравились безумные "подружки" Камиллы. Они уродливы и косноязычны (в плане хореографического языка), вызывают какой-то животный страх и отвращение. И они поставлены в оппозицию художественным образам, скульптурам, которые создают Роден и Камилла, что еще больше подчеркивает их безобразие. В балете есть несколько сцен, где герои карабкаются/танцуют на высокой решетке-паутине. И в этих сценах очень ярко видно, сколь уродливо безумие (когда Камилла пытается укрыться на решетке от преследующих ее сумасшедших). Особенно по сравнению с красивыми "скульптурными" мужчинами, манифестирующими красоту человеческого тела, запечатленную в камне и бронзе Роденом и Клодель.
В балете, как известно, речь идет не только и не столько о творчестве и безумии, но и о любви, а точнее любовном треугольнике: Роден-Клодель-Бере.Силы двух женщин не равны. Роза Бере в спектакле появляется довольно редко и не надолго, свою позицию по отношению к любимому мужчине выражает скупо, но крупными жестами. Камилла Клодель танцует много и разнообразно. Но Роден в итоге все равно выбирает Розу.
Трио, которое подводит итог всем этим непростым отношениям, мне понравилось, пожалуй, больше остальных сцен в балете. Борьба двух очень разных женщин за возлюбленного. Который в данном случае, кажется, не сильно сопротивлялся расставанию с Камиллой, видимо, все решил для себя заранее.
Очень эффектно поставлены сцены, где Роден ваяет свои скульптуры. Все вот эти штучки с тканью, я так поняла, Борису Яковлевичу очень удаются.
О персонажах и исполнителях.
Роден - Олег Габышев. Вероятно, тут я буду очень необъективна, потому что Олег меня очаровал еще во время интервью. Но образ, им созданный, мне понравился. Он был и страстным, и нежным, и жестоким, и одухотворенным, и безразличным - очень разный.
Камилла - Любовь Андреева. "Бескостная" танцовщица с хорошим шагом, с крутящимися, кажется, во все стороны суставами. Камилла у нее почти прошла весь путь от наивной влюбленной девушки до безумицы, но чуть-чуть,не хватило убедительности в конце, чтобы зритель окончательно осознал глубину ее падения в пучину сумасшествия. Вот, кстати, что интересно. Финальный танец Камиллы поставлен так, будто она сама делает выбор - оставаться в сознании или сойти с ума. И выбирает сумасшествие. Безумие не охватывает ее, а как бы предлагает выход из сложившейся ситуации... В общем, такой подход показался мне занятным.
Роза - Нина Змиевец. Про Розу особенно нечего говорить, партия такая, неожиданно неяркая. Даже Нина ее не украсила...
О публике.
Еще обратила внимание на публику. Когда закрылся занавес, и зазвучали аплодисменты, никто не встал и не пошел ломиться в гардероб, как это обычно бывает. Весь партер сидел, а потом стоял - и хлопал. Это было приятно. Меня всегда удивляют и раздражают люди, которые вскакивают со своих мест, лишь только закончится спектакль. И вообще, зал был теплый, видно было, что пришли специально на Эйфмана, на хороший спектакль, а не отметиться - мол, вот я, на балет сходил и теперь очень культурный стал.
Если резюмировать, то балет мне скорее понравился, чем нет. Но окончательно определиться в своем отношении к Эйфману, как хореографу, я пока не могу. С одной стороны, мне нравится режиссерское и сценографическое решение его балетов, пластика артистов, даже вот эта акробатичность его хореографии. А с другой стороны - все это как-то чересчур у него: слишком подробно разжеван сюжет, танцовщики не-классичны, за сложностью хореографии зачастую теряется внутренний мир персонажей. Не знаю. Надо еще что-нибудь посмотреть=))
Ну и фотографии. Куда без них. Авторы - Станислав Беляевский и Николай Круссер.