Казахстан огромен и почти безлюден, и все перемены на сухой степной равнине происходят не быстро.
1.
Но расстояния велики, и через 800 километров от российской границы, когда
Актюбинская область осталась позади, да и Атырауская почти закончилась, даже самый невнимательный путник заметит, что за окном всё уже не совсем так, как у приграничного
Орска.
2.
3.
Вместо разнотравной степи - полынная полупустыня, ещё пепельно-бурая в октябре после летней жары.
4.
5.
А ближе к Каспийскому морю - всё больше песка, глины и камней настоящей пустыни, дальней северо-западной окраины Каракумов.
6.
7.
На полуострове Мангышлак начинается совсем другой мир - верблюды, бесконечные пространства глины и песка, сухие впадины и долины-чинки, пересохшие озёра и заливы Каспийского моря.
8.
Вотчина самых грозных казахов из племён Младшего Жуза, Мангышлакский полуостров выглядит даже суровее и инопланетнее, чем далёкий
Восточный Казахстан.
9.
10.
Но Мангышлак, вместе с окрестностями Атырау - это ещё и самая богатая часть
Казахстана, если не считать столичных Астаны и Алматы.
11.
Именно здесь добывается бо́льшая часть (на одном Мангышлаке - 25%) казахстанской нефти, которая здесь, как и в России, служит одной из основ национального благосостояния.
12.
13.
Качалки разнообразят мангышлакский пейзаж во многих местах, особенно на западе полуострова, ближе к столичному Актау и бунташному Жанаозену.
14.
(отсюда) Да, именно с нефтедобывающего Жанаозена (бывшего Нового Узеня) начинались практически все волнения и протесты национального масштаба.
15.
Ну а Актау остаётся "городом-садом", оазисом светлых многоэтажек на высоком берегу моря, посреди пустынного ландшафта, чуть ли не самым цивильным городом во всей стране.
16.
17.
17а.
Есть на полуострове и российское наследие.
18.
Небольшой портовый город
Форт-Шевченко действительно когда-то был местом ссылки знаменитого украинского поэта, там сохранилось и немного исторической застройки, и старинные русские кладбища, при отсутствии деревьев смотрящиеся особенно эффектно.
19.
Но самое примечательное на Мангышлаке - это всё же природа.
20.
21.
22.
23.
"Высохшее море", "Упавшая земля" - все эти причудливые ландшафты на границе пустынных плато и циклически колеблющегося Каспийского моря выгодно смотрятся на фоне безбрежных равнинных степей большей части остального Казахстана, где только столбы оживляют пейзаж.
24.
25.
Мангышлакские ландшафты напоминают то о североамериканском Среднем Западе, то вообще о других планетах.
26.
27.
На казахстанских просторах до сих пор так себе с дорогами, хуже чем в среднем по России - даже в нефтегазовых и столичных регионах.
28.
Но на Мангышлаке я не видел плохого асфальта на главных дорогах.
29.
30.
31.
А из Актау в Жанаозен ведёт один из немногих в Казахстане автобанов.
32.
Железная дорога на полуострове устроена более обычно для Казахстана: небольшой куст однопутных неэлектрифицированных линий отходит от узловой станции Бейнеу на магистрали (тоже однопутной и неэлектрифицированной, впрочем) Астрахань - Макат - Узбекистан.
33.
В огромном и не избалованном дорожной сетью Казахстане
железнодорожный транспорт продолжает играть большее значение, чем в России, и по мангышлакской ветви от Бейнеу курсирует сразу шесть поездов.
34.
Собственно, все эти поезда идут на Актау (станция Мангистау), остальные железные дороги на полуострове остаются без пассажирского сообщения.
35.
36.
В Казахстане не очень развито пригородное железнодорожное сообщение, электрички и пригородные дизель-поезда курсируют либо в густонаселённых ещё с советского времени и урбанизированных районах (окрестности Астаны и Караганды), либо там, где кроме железной дороги нет никакого другого транспорта.
37.
Мангышлак и Мангистауская область, видимо, оказались в промежуточном положении: это не очень населённые места, но при этом довольно развитой автодорожной сетью, так что пригородных поездов здесь нет. Условно пригородным можно считать местные поезда Актау (станция Мангистау) - Бейнеу, который пересекает практически весь регион, делая кучу остановок посреди пустыни.