Казань: как устроен город - окраины и дальше окраин

Mar 10, 2023 10:21









За полупериферийными районами Казани находятся могучие спальные жилмассивы, которых в Казани несколько и где живёт больше половины населения татарстанской столицы.

1.


Картина, обычная для российского города-миллионника.

2.


Самый динамичный и активно растущий "спальник" Казани протянулся полосой вдоль Большого Казанского кольца (проспект Победы) от Компрессорного на востоке через Азино до Горок и Танкодрома на юге города.

3.


Эти микрорайоны в большой степени появились уже после 1991 года, и поэтому они оказались меньше затронуты той криминальной казанской атмосферой, и даже сейчас дышится тут по-другому.

4.


5.


И даже часть местных улиц названа в честь каких-нибудь академиков (особенно в Азино) - прямо как в Москве.

6.


В этом жилмассиве проживает несколько сотен тысяч человек.

7.


8.


9.


Его юго-западная часть (Горки) находится в пешеходной доступности от станций южного радиуса Казанского метрополитена (Аметьево, Горки, Проспект Победы, Дубравная).

10.


11.


Там же, на юге города, расположен один из крупнейших новых объектов в Казани - Деревня Универсиады.

12.


Она была построена к одноимённым спортивным соревнованиям, которые проводились в городе в 2013 году.

13.


Другой крупнейший жилмассив Казани - это Ново-Савиновский район.

14.


15.


Он тоже расположен на Большом Казанском кольце (проспект Хусаина Ямашева), но на севере города.

16.


Он постарше и в эпоху расцвета "казанского феномена" был самым большим жилым районом города; по неофициальному названию района здешняя ОПГ именовалась "Квартала".

17.


В северном жилом районе Казани живёт пара сотен тысяч человек.

18.


19.


Прямо посередине жилмассива, неожиданно - топкая территория с несколькими озёрами, следы старых торфоразработок.

20.


21.


Она частично превращена в казанский парк Победы.

22.


На западе Ново-Савиново сливается с полупериферийными районами послевоенного времени: Казань довольно давно вытянулась на север, в сторону авиазавода.

23.


Ещё до войны далеко на север, в сторону заводов из центра города вытянулась трамвайная линия, через несколько десятилетий её примеру последовала линия троллейбусная.

24.


В последние десятилетия из центра на северную периферию на электротранспорте уже не доедешь: трамвайная линия туда теперь идёт только от Большого Казанского кольца, а прямой троллейбус отменили.
Зато в конце 2000-х - начале 2010-х на север ушла единственная казанская линия, и несколько станций северного радиуса метрополитена ("Козья Слобода", "Яшьлек", "Северный Вокзал") теперь обслуживают в том числе и здешние спальные микрорайоны.

25.


Интересно, что крупнейшие жилмассивы Казани вытянулись не вдоль мощных радиальных магистралей, как это чаще всего бывает.

26.


А вдоль называемого "Большого Казанского кольца", которое на самом деле полукольцо (или две трети кольца), и на севере, востоке и юге обладает чертами скоростной автодороги.
Последние на данный момент участки были пробиты в 2000-х - 2010-х годах.

27.


Здесь проложена и самая загруженная в городе трамвайная линия, на этом участке приближенная к легкорельсовому транспорту, действует несколько полноценных разноуровневых транспортных развязок.

28.


По сути дела, именно Большое Казанское кольцо, а не радиальные улица Баумана, проспект Ибрагимова или Сибирский тракт - главная улица татарстанской столицы, что делает Казань городом несколько децентрализованным.

29.


Есть на казанских окраинах и промзоны - хотя в целом татарстанскую столицу сложно назвать крупным индустриальным центром.
Прежде всего, это север с авиазаводом (самое прославленное казанское промышленное предприятие), моторостроительным, вертолётостроительным, химическим заводами.
И юго-запад, старая промзона, за советское время вытянувшаяся к городской окраине.

30.


Там находится множество заводов поменьше, много и просто обеспечивающих нужды города предприятий (ТЭЦ, например).

31.


Важное преимущество юго-западной промзоны - непосредственный выход к Волге и городскому речному порту.

32.


В плане топонимики татарстанская столица - один из самых свободных от советского наследия российских городов: в Казани, конечно, есть улицы Карла Маркса, Ульянова-Ленина (тем более что он учился в местном университете), и Баумана (главная пешеходная зона), но они не доминируют в городском пейзаже.

34.


Уже в советское время важное место не только в Казани, но и во многих других татарстанских городах занимал Муса Джалиль - татарский поэт и военный корреспондент, замученный нацистами в берлинской тюрьме.

35.


Многое было переименовано в честь разных деятелей татарского народа, а иногда и иностранцев из тюркского мира (например, улица Назарбаева). В этом проявляется как некая национальная ориентированность Татарстана, так и качество местного управления: новые названия, названия в честь местных или близких местным жителей известных людей или объектов - это тоже признак движения вперёд.

35.


В настоящее время рост Казани происходит в большой степени за счёт развития двух основных жилмассивов, как юго-восточного (Азино и окрестности), в том числе застройки сопредельной территории старого аэропорта, так и северного (в основном северный берег Казанки).

36.


Но крупнейший пример комплексного развития территории на новом месте - это район "Салават Купере" на северо-западной окраине города, за химическим заводом "КазаньОргСинтез".
Ну и ещё разрастаются малоэтажные окраины Казани, прежде всего на востоке (за Азино).
Казанскую агломерацию сложно назвать особенно большой, но она и не маленькая: татарстанская столица здесь, как и во многих других аспектах, "крепкий середнячок" среди российских городов-миллионников. Казанская агломерация концентрирует около 1.7 млн. чел. населения, т.е. где-то на 40% больше чем сама Казань.

37.


Как это часто бывает с агломерациями, Казань с пригородами вытянулась вдоль основных транспортных путей, которых тут два, как и магистральных направлений железной дороги - на запад (до Зеленодольска, Свияжска, марийского Волжска) и на северо-восток (до Арска).

38.


Западный "протуберанец" агломерации протянулся ещё и вдоль левого берега Волги.

39.


Есть ещё "южный луч" - широкая полоса, уходящая в сторону аэропорта, вдоль автодороги; она не такая длинная, как полосы пригородов на запад и на северо-восток.

40.


Ближняя зона агломерации (до 35 км от центра города, 10-20 от границы Казани) - это в основном частный сектор с ядрами плотной городской застройки в крупных посёлках.
В то же время, дальше от Казани попадаются более крупные населённые пункты, жители которых меньше связаны с Казанью по роду деятельности и которые сформировались ещё до вхождения в состав агломерации.

41.


Есть даже несколько городов, в том числе один крупный ( Зеленодольск при судостроительном заводе и железнодорожной станции) и один научно-образовательно-инновационный центр всероссийского масштаба, который так и называется: Иннополис.

август, Казанская агломерация, Казань, казанский феномен, Европа, Россия, Приволжье, Поволжье-2017, Кругостранка-2013, пригороды, Поволжье, июль, Камчатка-Монголия-2022

Previous post Next post
Up