За полупериферийными районами Казани находятся могучие спальные жилмассивы, которых в Казани несколько и где живёт больше половины населения татарстанской столицы.
1.
Картина, обычная для российского города-миллионника.
2.
Самый динамичный и активно растущий "спальник" Казани протянулся полосой вдоль Большого Казанского кольца (проспект Победы) от Компрессорного на востоке через Азино до Горок и Танкодрома на юге города.
3.
Эти микрорайоны в большой степени появились уже после 1991 года, и поэтому они оказались меньше затронуты той криминальной казанской атмосферой, и даже сейчас дышится тут по-другому.
4.
5.
И даже часть местных улиц названа в честь каких-нибудь академиков (особенно в Азино) - прямо как в Москве.
6.
В этом жилмассиве проживает несколько сотен тысяч человек.
7.
8.
9.
Его юго-западная часть (Горки) находится в пешеходной доступности от станций южного радиуса Казанского метрополитена (Аметьево, Горки, Проспект Победы, Дубравная).
10.
11.
Там же, на юге города, расположен один из крупнейших новых объектов в Казани - Деревня Универсиады.
12.
Она была построена к одноимённым спортивным соревнованиям, которые проводились в городе в 2013 году.
13.
Другой крупнейший жилмассив Казани - это Ново-Савиновский район.
14.
15.
Он тоже расположен на Большом Казанском кольце (проспект Хусаина Ямашева), но на севере города.
16.
Он постарше и в эпоху расцвета "казанского феномена" был самым большим жилым районом города; по неофициальному названию района здешняя ОПГ именовалась "Квартала".
17.
В северном жилом районе Казани живёт пара сотен тысяч человек.
18.
19.
Прямо посередине жилмассива, неожиданно - топкая территория с несколькими озёрами, следы старых торфоразработок.
20.
21.
Она частично превращена в казанский парк Победы.
22.
На западе Ново-Савиново сливается с полупериферийными районами послевоенного времени: Казань довольно давно вытянулась на север, в сторону авиазавода.
23.
Ещё до войны далеко на север, в сторону заводов из центра города вытянулась трамвайная линия, через несколько десятилетий её примеру последовала линия троллейбусная.
24.
В последние десятилетия из центра на северную периферию на электротранспорте уже не доедешь: трамвайная линия туда теперь идёт только от Большого Казанского кольца, а прямой троллейбус отменили.
Зато в конце 2000-х - начале 2010-х на север ушла единственная казанская линия, и несколько станций северного радиуса метрополитена ("Козья Слобода", "Яшьлек", "Северный Вокзал") теперь обслуживают в том числе и здешние спальные микрорайоны.
25.
Интересно, что крупнейшие жилмассивы Казани вытянулись не вдоль мощных радиальных магистралей, как это чаще всего бывает.
26.
А вдоль называемого "Большого Казанского кольца", которое на самом деле полукольцо (или две трети кольца), и на севере, востоке и юге обладает чертами скоростной автодороги.
Последние на данный момент участки были пробиты в 2000-х - 2010-х годах.
27.
Здесь проложена и самая загруженная в городе трамвайная линия, на этом участке приближенная к легкорельсовому транспорту, действует несколько полноценных разноуровневых транспортных развязок.
28.
По сути дела, именно Большое Казанское кольцо, а не радиальные улица Баумана, проспект Ибрагимова или Сибирский тракт - главная улица татарстанской столицы, что делает Казань городом несколько децентрализованным.
29.
Есть на казанских окраинах и промзоны - хотя в целом татарстанскую столицу сложно назвать крупным индустриальным центром.
Прежде всего, это север с авиазаводом (самое прославленное казанское промышленное предприятие), моторостроительным, вертолётостроительным, химическим заводами.
И юго-запад, старая промзона, за советское время вытянувшаяся к городской окраине.
30.
Там находится множество заводов поменьше, много и просто обеспечивающих нужды города предприятий (ТЭЦ, например).
31.
Важное преимущество юго-западной промзоны - непосредственный выход к Волге и городскому речному порту.
32.
В плане топонимики татарстанская столица - один из самых свободных от советского наследия российских городов: в Казани, конечно, есть улицы Карла Маркса, Ульянова-Ленина (тем более что он учился в местном университете), и Баумана (главная пешеходная зона), но они не доминируют в городском пейзаже.
34.
Уже в советское время важное место не только в Казани, но и во многих других татарстанских городах занимал Муса Джалиль - татарский поэт и военный корреспондент, замученный нацистами в берлинской тюрьме.
35.
Многое было переименовано в честь разных деятелей татарского народа, а иногда и иностранцев из тюркского мира (например, улица Назарбаева). В этом проявляется как некая национальная ориентированность Татарстана, так и качество местного управления: новые названия, названия в честь местных или близких местным жителей известных людей или объектов - это тоже признак движения вперёд.
35.
В настоящее время рост Казани происходит в большой степени за счёт развития двух основных жилмассивов, как юго-восточного (Азино и окрестности), в том числе застройки сопредельной территории старого аэропорта, так и северного (в основном северный берег Казанки).
36.
Но крупнейший пример комплексного развития территории на новом месте - это район "Салават Купере" на северо-западной окраине города, за химическим заводом "КазаньОргСинтез".
Ну и ещё разрастаются малоэтажные окраины Казани, прежде всего на востоке (за Азино).
Казанскую агломерацию сложно назвать особенно большой, но она и не маленькая: татарстанская столица здесь, как и во многих других аспектах, "крепкий середнячок" среди российских городов-миллионников. Казанская агломерация концентрирует около 1.7 млн. чел. населения, т.е. где-то на 40% больше чем сама Казань.
37.
Как это часто бывает с агломерациями, Казань с пригородами вытянулась вдоль основных транспортных путей, которых тут два, как и магистральных направлений железной дороги - на запад (до
Зеленодольска, Свияжска, марийского
Волжска) и на северо-восток (до Арска).
38.
Западный "протуберанец" агломерации протянулся ещё и вдоль левого берега Волги.
39.
Есть ещё "южный луч" - широкая полоса, уходящая в сторону аэропорта, вдоль автодороги; она не такая длинная, как полосы пригородов на запад и на северо-восток.
40.
Ближняя зона агломерации (до 35 км от центра города, 10-20 от границы Казани) - это в основном частный сектор с ядрами плотной городской застройки в крупных посёлках.
В то же время, дальше от Казани попадаются более крупные населённые пункты, жители которых меньше связаны с Казанью по роду деятельности и которые сформировались ещё до вхождения в состав агломерации.
41.
Есть даже несколько городов, в том числе один крупный (
Зеленодольск при судостроительном заводе и железнодорожной станции) и один научно-образовательно-инновационный центр всероссийского масштаба, который так и называется:
Иннополис.