Крупнейшая на планете страна Россия имеет четвёртую по длине береговую линию, но большая её часть - это вовсе не лицо и даже не фасад страны, а её глубокий тыл.
4.
К побережью Северного Ледовитого океана, протянувшемуся на всю длину нашего государства, почти нигде не подходят никакие круглогодичные сухопутные пути сообщения и, следовательно, оно крайне слабо связано с внутренними населёнными районами России.
5.
Вот почему мы с полным правом можем носить звание "величайшей континентальной державы".
6.
7.
8.
Так что есть у России два окна - на западе (Санкт-Петербург) и на востоке (
Владивосток -
Находка, с форточкой в Советской Гавани), плюс ещё три окошка - юго-западное (Новороссийск) и два северо-западных (Мурманск с Архангельском). Оба окна в своё время были снабжены мощнейшими береговыми и морскими крепостями, призванными не дать врагу получить доступ к нашим континентальным просторам.
9.
10.
И восточная - Владивостокская, и западная - Кронштадтская крепости в то время (примерно столетие назад) относились к числу мощнейших на Земле и, кстати, ни та, ни другая никогда не были взяты и захвачены в бою.
Но и Владивосток, и его крепость достаточно молоды, а вот форштадт Санкт-Петербурга Кронштадт имеет более солидный возраст, и войн пережил побольше.
11.
12.
Укрепления на острове, вокруг
города - это, конечно, хорошо, но для защиты всей восточной части акватории Невской губы и подходов к Петербургу явно недостаточно.
13.
14.
15.
16.
Практически сразу после вытеснения шведов из дельты Невы обращённом к морю берегу Васильевского острова для защиты Санкт-Петербурга была установлена береговая батарея. А уже в 1704 году, ещё до начала строительства собственно на острове Котлин, в проливе между островом и южным берегом Финского залива было начато строительство первого форта Кроншлот.
17.
Глубина моря здесь не превышает нескольких метров, и строить форты на насыпных островах было посильной технической задачей даже 300 лет назад.
В море у выхода из восточной части Невской губы (из так называемой "Маркизовой лужи"), в проливах севернее и южнее острова Котлин были построены пара десятков фортов. Повторюсь, первый из них - Кроншлот - был заложен даже раньше самого Кронштадта, второй ("император Пётр I") был сооружён в 1720-е, в начале XVIII века было построено сухопутное укрепление на западной оконечности острова Котлин (форт Шанц) но основное фортификационное строительство в водах Финского залива развернулось уже в XIX веке, когда было построено ещё 19 фортов, преимущественно в 1850-е - 1870-е годы.
18.
19.
20.
На рубеже XIX и XX века, в рамках масштабного перевооружения и обновления Балтийского флота и защищающих имперскую столицу с моря фортификационных сооружения было построено ещё несколько морских фортов, а уже после Русско-Японской войны и первой русской революции были возведены два мощных береговых укрепления на южном (Алексеевский форт, он же "Красная Горка") и северном (Николаевский форт, он же "Ино") берегах Финского залива, законченные к 1915 году.
21.
Между этими двумя фортами была организована минно-артиллерийская позиция, непроходимый для вражеского флота заслон.
22.
Со строительством двух береговых фортов формирование крепости было в целом завершено, Кронштадтская крепость стала ключевым звеном в обширной Морской крепости Петра Великого, укрепления которой раскинулись от Невской губы почти до Ботнического залива, по всей акватории залива Финского.
23.
Южное укрепление, форт "Красная Горка" сохранилось гораздо лучше:
24.
25.
Форт расположен на высоком (до 20 метров) обрыве над Финским заливом:
26.
Отсюда прекрасно виден не только Кронштадт и другие форты, но и далёкий скайлайн Санкт-Петербурга (более 40 километров):
27.
Состояние практически всех кронштадтских фортов оставляет желать лучшего.
28.
29.
Несмотря на то, что они были внесены в список Культурного наследия ЮНЕСКО ещё в 1990 году, сейчас они в основном заброшены и разрушаются.
30.
"Красная Горка" - одно из немногих исключений.
31.
32.
33.
34.
Нет, и тут у государства не дошли руки привести всё в порядок, этим занялись местные энтузиасты, из Санкт-Петербурга и близлежащего посёлка Лебяжье.
35.
Был организован народный музей.
36.
К сожалению, работающий только по выходным, и я туда не попал.
37.
Рядом с "Красной Горкой" находится действующая военная часть:
38.
И закрытая станция Краснофлотск - по этим железнодорожным путям когда-то происходило обслуживание всего фортификационного комплекса, а потом сюда просто приходили электрички с Балтийского вокзала.
39.
40.
Около мёртвой станции сохранился посёлок из нескольких домов:
41.
42.
К автодороге Санкт-Петербург - Сосновый Бор - Усть-Луга идёт атмосферная, вымощенная камнем дорога:
43.
С запада "Красную Горку" поддерживала артиллерийская батарея "Серая Лошадь", расположенная на одноимённом мысу, не так далеко от деревни с загадочным названием Гора-Валдай и Горовалдайского озера. Если в "Красной Горке" всё закрыто и что-то внутри форта что-то можно увидеть только в часы работы музея, то на "Серой Лошади" всё традиционнее.
44.
45.
46.
47.
Всё открыто, заходи на свой страх и риск.
48.
49.
50.
Кроме батареи на самом берегу, есть ещё командно-дальномерный пункт в несколько этажей, построенный уже после войны - в нём тоже можно всё посетить:
51.
52.
53.
54.
55.
Достроенная к Первой Мировой войне Кронштадтская крепость не пустила в Петроград врага, но экипажи огромных новых кораблей Балтийского флота, стоявших тут в бездействии в ожидании атаки с запада, сыграли не последнюю роль в обеих революциях 1917 года.
56.
В Гражданскую войну форт "Красная Горка" и Кронштадт целиком восставали против закрепившихся в Петрограде красных, но не одновременно, и поэтому это не нанесло большевикам сколько-нибудь серьёзного ущерба.
Часть укреплений (на северном берегу залива, форт Ино) отошла финнам, но после 1940 года.
После обретения независимости Финляндией Кронштадтская крепость стала ещё и приграничной (берег залива севернее Кронштадта, дальняя часть нынешнего Курортного района Санкт-Петербурга, оказался в составе другого государства), и сыграла некоторую роль в советско-финской Зимней войне 1939-1940 годов.
В Великую Отечественную войну орудия фортов, усиленные орудиями, снятыми с балтийских кораблей, сыграли не последнюю роль в обороне Ленинграда, и особенно важную - в удержании Ораниенбаумского плацдарма на южном берегу залива.
57.
Часть наиболее старых фортов на заливе рядом с Кронштадтом были разоружены и превращены в склады ещё в 1920-е - 1930-е годы (а, например, форт "Павел I", он же "Рисбанк", взлетел на воздух ещё в Гражданскую войну), а в 1950-е пришла очередь оставшихся фортов Кронштадской крепости, в том числе и "Красной Горки" с "Серой Лошадью".
58.
Некоторые укрепления были сразу заброшены и начали разрушаться, оттуда вынесли всё мало-мальски ценное, а некоторые остались на территории военных частей и/или использовались в хозяйственных целях. Но к 2010-м гг. практически все форты были оставлены и брошены, и, несмотря на охранный статус на уровне ЮНЕСКО, ничего пока не меняется, и тот факт, что большая часть фортов расположена посреди залива, только несколько замедляет процесс разграбления и разрушения.
59.
60.
Хотя крупнейшая в мире морская крепость может дать немалый материал для хорошего музея.
61.
Наверное, самый большой "провал" в деле сохранения исторического наследия на всём российском Северо-Западе.