Кронштадт: крепость

Sep 20, 2020 04:19









Крупнейшая на планете страна Россия имеет четвёртую по длине береговую линию, но большая её часть - это вовсе не лицо и даже не фасад страны, а её глубокий тыл.

4.

К побережью Северного Ледовитого океана, протянувшемуся на всю длину нашего государства, почти нигде не подходят никакие круглогодичные сухопутные пути сообщения и, следовательно, оно крайне слабо связано с внутренними населёнными районами России.

5.

Вот почему мы с полным правом можем носить звание "величайшей континентальной державы".

6.

7.

8.

Так что есть у России два окна - на западе (Санкт-Петербург) и на востоке ( Владивосток - Находка, с форточкой в Советской Гавани), плюс ещё три окошка - юго-западное (Новороссийск) и два северо-западных (Мурманск с Архангельском). Оба окна в своё время были снабжены мощнейшими береговыми и морскими крепостями, призванными не дать врагу получить доступ к нашим континентальным просторам.

9.

10.

И восточная - Владивостокская, и западная - Кронштадтская крепости в то время (примерно столетие назад) относились к числу мощнейших на Земле и, кстати, ни та, ни другая никогда не были взяты и захвачены в бою.
Но и Владивосток, и его крепость достаточно молоды, а вот форштадт Санкт-Петербурга Кронштадт имеет более солидный возраст, и войн пережил побольше.

11.

12.

Укрепления на острове, вокруг города - это, конечно, хорошо, но для защиты всей восточной части акватории Невской губы и подходов к Петербургу явно недостаточно.

13.

14.

15.

16.

Практически сразу после вытеснения шведов из дельты Невы обращённом к морю берегу Васильевского острова для защиты Санкт-Петербурга была установлена береговая батарея. А уже в 1704 году, ещё до начала строительства собственно на острове Котлин, в проливе между островом и южным берегом Финского залива было начато строительство первого форта Кроншлот.

17.

Глубина моря здесь не превышает нескольких метров, и строить форты на насыпных островах было посильной технической задачей даже 300 лет назад.
В море у выхода из восточной части Невской губы (из так называемой "Маркизовой лужи"), в проливах севернее и южнее острова Котлин были построены пара десятков фортов. Повторюсь, первый из них - Кроншлот - был заложен даже раньше самого Кронштадта, второй ("император Пётр I") был сооружён в 1720-е, в начале XVIII века было построено сухопутное укрепление на западной оконечности острова Котлин (форт Шанц) но основное фортификационное строительство в водах Финского залива развернулось уже в XIX веке, когда было построено ещё 19 фортов, преимущественно в 1850-е - 1870-е годы.

18.

19.

20.

На рубеже XIX и XX века, в рамках масштабного перевооружения и обновления Балтийского флота и защищающих имперскую столицу с моря фортификационных сооружения было построено ещё несколько морских фортов, а уже после Русско-Японской войны и первой русской революции были возведены два мощных береговых укрепления на южном (Алексеевский форт, он же "Красная Горка") и северном (Николаевский форт, он же "Ино") берегах Финского залива, законченные к 1915 году.

21.

Между этими двумя фортами была организована минно-артиллерийская позиция, непроходимый для вражеского флота заслон.

22.

Со строительством двух береговых фортов формирование крепости было в целом завершено, Кронштадтская крепость стала ключевым звеном в обширной Морской крепости Петра Великого, укрепления которой раскинулись от Невской губы почти до Ботнического залива, по всей акватории залива Финского.

23.

Южное укрепление, форт "Красная Горка" сохранилось гораздо лучше:

24.

25.

Форт расположен на высоком (до 20 метров) обрыве над Финским заливом:

26.

Отсюда прекрасно виден не только Кронштадт и другие форты, но и далёкий скайлайн Санкт-Петербурга (более 40 километров):

27.

Состояние практически всех кронштадтских фортов оставляет желать лучшего.

28.

29.

Несмотря на то, что они были внесены в список Культурного наследия ЮНЕСКО ещё в 1990 году, сейчас они в основном заброшены и разрушаются.

30.

"Красная Горка" - одно из немногих исключений.

31.

32.

33.

34.

Нет, и тут у государства не дошли руки привести всё в порядок, этим занялись местные энтузиасты, из Санкт-Петербурга и близлежащего посёлка Лебяжье.

35.

Был организован народный музей.

36.

К сожалению, работающий только по выходным, и я туда не попал.

37.

Рядом с "Красной Горкой" находится действующая военная часть:

38.

И закрытая станция Краснофлотск - по этим железнодорожным путям когда-то происходило обслуживание всего фортификационного комплекса, а потом сюда просто приходили электрички с Балтийского вокзала.

39.

40.

Около мёртвой станции сохранился посёлок из нескольких домов:

41.

42.

К автодороге Санкт-Петербург - Сосновый Бор - Усть-Луга идёт атмосферная, вымощенная камнем дорога:

43.

С запада "Красную Горку" поддерживала артиллерийская батарея "Серая Лошадь", расположенная на одноимённом мысу, не так далеко от деревни с загадочным названием Гора-Валдай и Горовалдайского озера. Если в "Красной Горке" всё закрыто и что-то внутри форта что-то можно увидеть только в часы работы музея, то на "Серой Лошади" всё традиционнее.

44.

45.

46.

47.

Всё открыто, заходи на свой страх и риск.

48.

49.

50.

Кроме батареи на самом берегу, есть ещё командно-дальномерный пункт в несколько этажей, построенный уже после войны - в нём тоже можно всё посетить:

51.

52.

53.

54.

55.

Достроенная к Первой Мировой войне Кронштадтская крепость не пустила в Петроград врага, но экипажи огромных новых кораблей Балтийского флота, стоявших тут в бездействии в ожидании атаки с запада, сыграли не последнюю роль в обеих революциях 1917 года.

56.

В Гражданскую войну форт "Красная Горка" и Кронштадт целиком восставали против закрепившихся в Петрограде красных, но не одновременно, и поэтому это не нанесло большевикам сколько-нибудь серьёзного ущерба.
Часть укреплений (на северном берегу залива, форт Ино) отошла финнам, но после 1940 года.
После обретения независимости Финляндией Кронштадтская крепость стала ещё и приграничной (берег залива севернее Кронштадта, дальняя часть нынешнего Курортного района Санкт-Петербурга, оказался в составе другого государства), и сыграла некоторую роль в советско-финской Зимней войне 1939-1940 годов.
В Великую Отечественную войну орудия фортов, усиленные орудиями, снятыми с балтийских кораблей, сыграли не последнюю роль в обороне Ленинграда, и особенно важную - в удержании Ораниенбаумского плацдарма на южном берегу залива.

57.

Часть наиболее старых фортов на заливе рядом с Кронштадтом были разоружены и превращены в склады ещё в 1920-е - 1930-е годы (а, например, форт "Павел I", он же "Рисбанк", взлетел на воздух ещё в Гражданскую войну), а в 1950-е пришла очередь оставшихся фортов Кронштадской крепости, в том числе и "Красной Горки" с "Серой Лошадью".

58.

Некоторые укрепления были сразу заброшены и начали разрушаться, оттуда вынесли всё мало-мальски ценное, а некоторые остались на территории военных частей и/или использовались в хозяйственных целях. Но к 2010-м гг. практически все форты были оставлены и брошены, и, несмотря на охранный статус на уровне ЮНЕСКО, ничего пока не меняется, и тот факт, что большая часть фортов расположена посреди залива, только несколько замедляет процесс разграбления и разрушения.

59.

60.

Хотя крупнейшая в мире морская крепость может дать немалый материал для хорошего музея.

61.

Наверное, самый большой "провал" в деле сохранения исторического наследия на всём российском Северо-Западе.

Кронштадт, октябрь, Санкт-Петербург, Красная Горка, 2019, Финский залив, Ленинградская область, Балтийское море

Previous post Next post
Up