Череповец

Dec 27, 2017 22:14









В современной России за пределами сохранившихся промышленных районов индустриальные города выглядят как оазисы - или как чёрные дыры, это смотря с какой стороны смотреть.
Для металлургических городов это верно вдвойне; все регионы с металлургическими комбинатами полного цикла выделяются показателями промышленного производства, и, как правило, контрастами между городами ближе к комбинату и дальше от комбината.
Особенно на Севере - с его просторами и вымирающей сельской глубинкой. Можно жить в чистой и незамутненной глуши, с большой вероятностью не иметь работы и перспектив, но дышать чистым воздухом - или жить в городе при комбинате, где есть работа и даже на зарплату можно жить, но с предсказуемо неприятными последствиями для здоровья. Комбинат на севере - это, как правило, комбинат целлюлозно-бумажный, так что металлургический Череповец тут выделяется вдвойне или даже втройне.
Город окружает патриархальная и вместе с тем не самая бедная и не самая глухая Вологодская область - с её древними храмами, городами, сёлами и маслом. Сам Череповец тоже не построен с нуля за несколько десятилетий, как большая часть городов при индустриальных гигантах, но до постройки "Северстали" это был более-менее обыкновенный уездный центр. Впрочем, тут сохранился небольшой исторический центр, вносящий приятное разнообразие в обычный для такого города пейзаж из доменных печей, сталинского ампира и панельных пятиэтажек.
Но в ряд лучших исторических городов России Череповец я всё равно не могу поставить, так что этот пост можно считать лирическим отступлением.
Возникший около существовавшего ещё с XIV века Воскресенского монастыря (впрочем, этот монастырь приказал долго жить ещё во время екатерининской секуляризационной реформы), город рос на проходившей по реке Шексна Мариинской водной системе, соединявшей столичный Петербург с волжским бассейном. Фактически, Череповец оказался столицей этого водного пути - просто потому, что он был единственным более-менее крупным населённым пунктом от Рыбинска до Санкт-Петербурга.
Но сколько-нибудь заметного размера Череповец достиг только после того, как в 1900-е годы через эти места прошла железная дорога Санкт-Петербург - Вологда - Вятка.
Первая советская индустриализация не очень затронула город - впрочем, модернизация Волго-Балтийского водного пути в 1930-е годы не могла не оживить местную экономику.
Металлургический комбинат в городе начал возводиться после войны, начав работу в конце 1950-х годов.

3.


Город стал очень быстро расти, уже к 1970-м годам опередив региональный центр Вологду по численности населения. Так сформировался уникальный для России "двойной регион" - Вологда по своим размерам не очень отстала от Череповца, тем более, что рост населения в последнем несколько замедлился. Но, конечно, почти всё промышленное производство и главный донор регионального бюджета - это Череповец, резко выделяющийся на фоне и сейчас несколько "старозаветной" Вологодской области. Более того, если я не ошибаюсь, Череповец - первый по объёмам промышленного производства на всём Севере, от Мурманска и Воркуты до Тотьмы.
Город оказался благополучнее практически всех постсоветских моногородов - о чём можно судить по тому факту, что население города практически не уменьшалось после 1991 года, а с 2008 года и вовсе растёт.

4.


Сейчас в городе проживает 319 тыс. человек, что на 2% больше, чем в 1989 году - при общевологодском показателе убыли населения -12%.

5.


Сложно сказать, что тут повлияло больше - относительно высокая для советского промышленного гиганта степень диверсификации промышленности, хорошие экономические показатели "Северстали", градообразующего предприятия, или специфика Вологодской области с её относительным экономическим благополучием.
Вообще, Череповец приятно выделяется из ряда крупнейших постсоветских моногородов не только хорошей демографией, но и относительной чистотой воздуха (это, конечно, если сравнивать не с Вологдой, а с подобными Череповцу Липецком, Новотроицком или Магнитогорском). Ну и сам город выглядит ухоженные тех же индустриальных гигантов - что можно отнести на счёт специфики региона и близости к столицам.
Но, так или иначе, Вологда сейчас растёт и развивается быстрее Череповца, вероятно, в течение нескольких лет обгонит индустриальный центр области по населению, и роль этого "инородного тела" в регионе снижается - хотя и очень медленно. Но, конечно, по роли в экономике Череповцу пока нет конкурентов в регионе.
Диверсификация череповецкой промышленности - это что в городе, кроме металлургической "Северстали", есть ещё череповецкое подразделение "Фосагро", производящее азотные удобрения.
Вся эта прекрасная промышленность находится на северо-западе и западе города, занимая не менее трети территории Череповца. Лучше всего эта индустриальная кульминация просматривается от железной дороги - где, кстати, Алексей Балабанов снимал свой "Груз 200", ну или с проходящей в отдалении и чуть выше трассы Санкт-Петербург - Вологда.

6.


Впечатляет, что с обратной стороны к комбинату вплотную подходит вполне себе живая сельская местность с частыми деревнями.
А сам город раскинулся вдоль большой реки Шексна, почти утратившей своё значение транспортной артерии после 1991 года; но в последние годы объёмы перевозок вроде как растут.

7.


Так или иначе, значение реки как источника чистой воды и влажного воздуха, а также заметного фактора оживления пейзажа, незаменимых в городе у металлургического комбината, сложно переоценить.

8.


Город делится на три основные части - старый город, который, как водится, находится поближе к циклопической промзоне; официально он объединён с ней вместе в "Индустриальный район".

9.


Восточнее, за впадающей в Шексну рекой Ягорбой, расположился Заягорбский район (он же - Заречье), остающийся главным спальным районом города.

10.


А за Шексной находится (сюрприз!) Зашекснинский район - самая молодая и самая чистая часть города, где и запах окалины-то иногда по несколько месяцев не почувствуешь.

11.


Ещё есть Северный район за железной дорогой, которая проходит примерно параллельно Шексне по северной границе центра и Заречья - он самый маленький и в значительной степени застроен дачами и частным сектором.

12.


Заречье, центр и промзона соединены единственной линией череповецкого трамвая.

13.


Трамвай в городе появился довольно поздно - в 1958 году, и большой сети в городе не возникло.
Впрочем, до возникновения Зашекснинского района этот вид транспорта соединял друг с другом все жилые районы и практически все точки притяжения. Первоначально трамвай ходил от металлургического комбината к центру и железнодорожному вокзалу. В 1982 году возник план масштабной экспансии трамвайной сети; в случае реализации этого плана на трамвае можно было бы добраться и к азотному заводу, и на север города, и в Заречье, и даже за Шексну.

14.


Но построена была только линия в Заречье; за Шексну впоследствии даже предполагалось строительство троллейбуса (и даже началось строительство линии), но в итоге и этот проект так и не был воплощён в жизнь.
В итоге череповецкий трамвай не стал разветвлённым (как запущенная в то же время бийская трамвайная система) или модернизированным, советским вариантом европейского скоростного трамвая (как, например, трамвай башкирского Салавата). Трамвай в Череповце, несмотря на всю относительную современность этого города - классическая постсоветская система, с волнистыми рельсами и неторопливыми старыми вагонами.
Общая длина сети - всего 14 километров; это 51-е место в России по этому показателю.

15.


Впрочем, даже после строительства новых районов и смещения точек формирования пассажиропотока линия череповецкого трамвая соединяет значительную часть транспортных узлов, жилых районов и точек притяжения.

16.


Несмотря на отсутствие, как водится, грамотной транспортной политики (самое яркое свидетельство - дублирование трамвайной линии автобусными маршрутами), устаревшую инфраструктуру и большую долю выработавшего свой ресурс подвижного состава, городской трамвай пользуется относительным спросом: в сутки им пользуется примерно 20-25 тысяч человек, что немного для 300-тысячного города, но немало для такой компактной системы.

17.


Основная линия городского трамвая почти на всём протяжении проходит по главной череповецкой магистрали, которая на востоке и в центре проспект Победы, а на западе, поближе к промзоне - улица Мира.

18.


Кроме основной трамвайной линии есть ещё совсем немного: примерно посередине - однопутная закольцовка к железнодорожному и автовокзалу, чуть западнее есть ещё одна функционирующая как оборотный круг однопутная трамвайная линия вокруг квартала.
А западный конец линии - в недрах металлургического комбината.
Судя по количеству автобусов на заводской конечной, трамвай уже давно не главный транспорт до комбината:

19.


Подвижной состав городского трамвая, кроме старых добрых КТМ-5 - это ещё КТМ-8, а также переданные из Москвы в 2017 г. бэушные вагоны (судя по всему, КТМ-8 и КТМ-19).
Что касается перспектив развития системы, то существует план построить-таки линию за Шексну (назывался даже год начала строительства - 2018), но, как это часто бывает, существуют большие сомнения в реализации этого плана.

20.


Весь остальной город, логично, обслуживается автобусами; наибольшее значение этот вид транспорта имеет для связи центра с Зашекснинским районом, куда трамвай сейчас не ходит. Впрочем, в защиту городского автобуса стоит сказать, что он тут ещё современнее, чем в "Вологде": нет не только маршруток, но и ПАЗиков, кажется почти нет: почти весь подвижной состав - современные автобусы.

21.


Первый раз я оказался в Череповце уже немало лет назад - в 2011 году, и тогда я ещё передвигался на поездах и автобусах. Так что металлургическая столица Севера началась для меня с вокзала, который, как это бывает в большинстве наших городов, два в одном - железнодорожный и автобусный.

22.


В 1905 г. через тогда скромный уездный Череповец прошла та же железная дорога, что и через Вологду - магистральная линия Петербург - Вятка - Урал; сохранилось небольшое, но изящное здание железнодорожного вокзала того времени.

23.


Станция забита товарными поездами: тут и один из самых напряжённых грузовых железнодорожных коридоров в стране (порты Санкт-Петербурга - Урал - Сибирь), и формирующий огромные грузовые потоки металлургический комбинат.

24.


Пассажирских поездов поменьше, но тоже хватает - около 15 пар дальних поездов в сутки: по линии проходит большая часть оставшегося траффика из Северной столицы на восток.
С пригородными гораздо хуже: 1 пара в сутки, на Вологду (летом, возможно, больше) - но "здесь" я уже писал, как обошлись с электричками в Вологодской области.
Станция Череповец I примыкает с востока к необъятной промзоне.

25.


Несколькими кварталами южнее вокзалов проходит главная улица Череповца, проспект Победы - с трамваями и четырёхполосным автомобильным движением.

26.


За проспектом - то, что осталось от исторического центра; надо отдать должное местным властям, несмотря на "нетуристичность" города, эти остатки содержатся в неплохом состоянии.

27.


В таком советском сверхиндустриальном городе, как Череповец, ожидаешь, что центр жизни города будет смещён куда-нибудь на большие проспекты, к дворцам культуры с колоннами и к подножиям памятников вождям. Но, тем не менее, исторический центр - если не главное место, где бьётся пульс жизни города, то одно из таких мест.
Магазины, кафе, культурные учреждения, даже офисы - и старые дома живут.

Собственно, почти весь череповецкий старый город - это одна улица, Советский проспект.

28.


В прошлом - Воскресенская улица; и в дореволюционное время, и в первые десятилетия социалистического Череповца это была главная улица города - хотя бы судя по тому, какое ей было присвоено название уже после революции.

29.


Застройка - в основном уездные домики второй половины XIX - начала XX века.

30.


За первым рядом домов возвышаются советские панельки - но и то, что тут вообще сохранился исторический центр, это большая удача.

31.


Советская власть вообще не отличалась вниманием к следам прошлого, особенно в первые десятилетия своего существования; и в новых промышленных городах это невнимание достигало наивысшей точки.
Подозреваю, что один из факторов сохранности исторического наследия в Череповце - то, что город стал индустриальным гигантом уже в послевоенное время, когда стремление построить новый мир обязательно на руинах старого немного уменьшилось.

Композиционный центр ансамбля - так называемые "Криули", в прошлом - восьмигранная площадь. Уже в начале прошлого века внутренняя часть площади была застроена, и она превратилась в более-менее обыкновенный четырёхугольный перекрёсток. Впрочем, это не мешает ей оставаться самым историчным и фотогеничным местом Череповца.
И главным средоточием культурной жизни - филармония, камерный театр, художественный музей, ЗАГС.

32.


Набор учреждений, обязательный для регионального центра, а не для промышленно развитого райцентра, пусть даже и таких размеров.
Городская среда, которая формируется в том числе и городской культурой - мне кажется, это один из факторов, благодаря которым Череповец отличается в выгодную сторону почти от всех остальных металлургических сверхгородов нашей страны.
Края бывшей площади стали отдельными проездами; впрочем, в одном из секторов сохранилось незастроенное пространство - площадь Милютина.

33.


На юге бывшая Воскресенская улица упирается в Соборную горку, где стоит Воскресенский же собор.

34.


Приземистый, напомнивший мне храмы Ленинградской области, собор выглядит молодо - но был построен в 1756 году.

35.


Собственно, это всё, что осталось от Воскресенского монастыря, с которого когда-то начинался город.
За горкой - река Шексна.
Как и почти во всех русских городах, с набережными в Череповце так себе - несмотря на просторы двух рек. Впрочем, кое-где есть фрагменты набережных, и почти везде можно ходя бы подойти к реке.
Вытянутый по Советскому проспекту череповецкий старый город с двух сторон окружён позднесоветской застройкой - но если отправиться в западном направлении, то брежневки быстро сменятся настоящим соцгородом.

36.


37.


Такое ощущение, что зримый разрыв между двумя историческими центрами - на мой взгляд, сталианс уже можно считать исторической архитектурой - связан с тем, что в середине XX века каменная дореволюционная застройка была окружена деревянными и не столь примечательными строениями.
Череповец успел получить сталинского неоклассицизма уже на излёте эпохи, в 1950-е годы, и здешняя архитектура той поры не отличается особенной пышностью.

38.


Но зато нет чрезмерной вычурности, и уюта больше.

39.


Кажется, самое красивое здание соцгорода - это Дом музыки и кино "Комсомолец" (в прошлом, судя по всему, бывший ДК):

40.


Перед ним - небольшой парк Ленинского Комсомола классической квадратной формы, отделяющий бывший ДК от площади Металлургов.

41.


Главная площадь социалистического индустриального Череповца.

42.


43.


Рядом с парком, с севера к площади примыкает бульвар с памятником Верещагину, самому знаменитому череповчанину.

44.


Хотя нет - пожалуй, сейчас самым известным череповчанином следует считать телеведущего Леонида Парфёнова.

Советское градостроительство со всеми его издержками прекрасно большими пространствами между домами и огромным количеством зелени, которое не встретишь ни в одном из исконно капиталистических городов; соцгорода 1930-х - 1950-х годов - просто эталон в этом плане.

45.


В центре площади довольно оригинальный памятник металлургам - даже и не скажешь, что советского времени.

46.


Ничего не подозревающий малыш идёт в сторону улицы Металлургов, которая ведёт прямиком к комбинату.

47.


48.


Отправимся туда и мы; как это часто бывало в таких местах, великолепный соцгород непосредственно примыкает к промышленному аду.

49.


Такие понятия, как санитарная полоса или роза ветров, стали применяться в советском городском планировании уже ближе к 1970-м годам. Так что промзона "Северстали" не только вплотную примыкает к городским кварталам, но и находится от них точно на западе, и балтийский ветер несёт копоть на центр города и находящееся восточнее Заречье.

50.


Череповецкий металлургический комбинат - второй по объёмам выплавки стали в России.

51.


Впрочем, у меня было ощущение, что с очисткой выбросов дела в Череповце обстоят получше, чем у его коллег вроде того же Новотроицка или Липецка: даже у самого комбината воняло не очень сильно.
Ещё одна достопримечательность индустриально-исторической части города - это Рождественская церковь в ампирном стиле, восстановленная в 1990-х годах; она стоит на самом берегу Шексны:

52.


Заречье, отделённое от исторического центра рекой Ягорбой, я совсем не посетил, но зато видел с моста расположенный там речной порт, оккупировавший, кажется, всю береговую линию.

53.


С какого моста, спросите вы?
Вантовый Октябрьский мост через Шексну - одна из главных достопримечательностей, а для многих - главная достопримечательность Череповца. Построенный в 1980-е, в самом конце советского периода, этот первый в Советском Союзе вантовый мост и сейчас выглядит современно.

54.


Автомобильные мосты через крупные реки в советское время вообще были редкостью - достаточно вспомнить, что к 1991 г. на Волге ниже Нижнего Новгорода было только два отдельных (не идущих по плотине ГЭС или по железнодорожным пролётам) автомобильных моста.

55.


В Череповце как раз строился новый, Зашекснинский район, а река Шексна широкая, и судоходная (Волго-Балтийский водный путь) - так и появилось это 800-метровое сооружение.

56.


Это лучшая видовая точка в городе из общедоступных; почти с каждого из этих 800 метров открывается более или менее красивый вид.
В одну сторону - порт, в другую - трубы промзоны:

57.


А Зашекснинский район - почти санаторий: несколько микрорайонов на лесистом и высоком левом берегу Шексна.

58.


Практически вне досягаемости дымов комбината.

59.


Воздух чистейший - особенно после правого берега.
Среди всех районов Череповца этот мне больше всего напомнил Питер - хотя и в городе в целом есть что-то от северной столицы.

60.


Хотя серии домов тут больше похожи на московские.

Вот таким я увидел Череповец.
В следующих сериях - о более тихой и исторической Вологодчине.

Русский Север, 2011, 2013, июль, Череповец, июнь, Вологодская область, Север

Previous post Next post
Up