Алтайский край

Nov 30, 2016 14:05















Сибирская житница, северо-восточный край Великой Степи, преддверие загадочно-манящих Алтайских гор.
Небогатый регион на богатых почвах, с недоброй криминальной славой, при этом довольно цивильный и живописный.

5.


Бескрайняя Сибирь встречается с ещё более суровой Великой Степью и Горным Алтаем, получается алтайская степь, гораздо более благодатная и пригодная для жизни, чем все соседние области.
С одной стороны, это крайний юг Западной Сибири, температуры тут повыше, с другой стороны - многочисленные реки, берущие своё начало в лежащих южнее и восточнее горах, делают эти места не такими сухими, как расположенные западнее и юго-западнее степи; над алтайскими предгорьями (юг и восток края) гораздо чаще проливаются идущие с далёкого запада дождевые облака.

6.


Значительная часть Алтайского края - это степь и лесостепь; на возвышенностях, вдоль крупных рек распространены таёжные и сосновые леса, и берёзовые колки (26% территории региона).

7.


Отдельно стоит упомянуть ленточные боры - полоски соснового леса шириной 30-50 и длиной до 500 км, вытянутые с северо-востока на юго-запад от Барнаула и долины Оби до казахстанской границы; они растут на песчаных отложениях, образовавшихся в руслах огромных ледниковых рек, хлынувших на равнину во время таяния последнего ледника.
Речная сеть густая в алтайских предгорьях, относительно развитая на равнине в пределах 100 км от предгорий и на правобережье Оби, редкая в степных центральных и западных районах, местами поверхностный сток практически отсутствует.

8.


В центре региона настоящими вышепомянутые ленточные боры являются настоящими озёрами - здесь среди степи можно найти озёра и небольшие реки, как правило, текущие по идеально прямой линии вдоль бора. Все реки относятся к бассейну Оби или к бессточному бассейну Кулундинской равнины (солёные озёра).

Большая часть региона - это плодородные чернозёмы; ближе к казахстанской границе встречаются характерные для полупустынь и сухих степей каштановые почвы.
Западная часть региона - это край солёных бессточных озёр, единое целое с озёрным краем юго-запада Новосибирской области; ещё есть несколько систем солёных и пресных озёр в пределах ленточных боров. Это Кулундинская равнина, самая низменная часть Алтайского края; по обеим сторонам Оби и ближе к Алтайским горам расположены холмистые возвышенности.
Довольно предсказуемо самая живописная часть края - это алтайские предгорья.
Особенно на крайнем юге региона, где посреди холмистой степной равнины тут и там виднеются одиночные горы-останцы.

9.


Из-за близости к Великой Степи заселение Алтая началось позже, чем лежащих севернее западносибирских земель; в начале XVIII в. здесь были основаны первые крепости, призванные защищать от набегов джунгар юго-восточные окраины империи.
C 1730-х гг. началось освоение рудных богатств алтайских предгорий; территория края вошла в состав Алтайского горного округа. Добычу и строительство заводов начали уральские промышленники Демидовы, Алтай стал своеобразным "уральским форпостом", выдвинутым на 2 тысячи километров на восток; почти все старые алтайские города, как на Урале, основывались и росли при заводах.
Только в XIX в. началась распашка степи и заметную роль в местной экономике стало играть сельскохозяйственное производство; особенно роль его возросла после упадка алтайской горной промышленности, который, как и на Урале, обострился после отмены крепостного права в 1861 году.
Но регион оставался периферийным и относительно слаборазвитым, заметное оживление наступило только после начала переселения крестьян в рамках столыпинской реформы; железная дорога здесь появилась позже, чем во многих сибирских регионах - только в 1915 г. через эти места прошла Алтайская железная дорога, в следующем десятилетии ставшая начальным участком Турксиба.
Гражданская война на Алтае не была более жестокой, чем в других частях необъятной страны; летом 1918 г. в сибирских городах вдоль Транссиба власть перешла к белым, вскоре подошедшим со стороны Новосибирска отрядом был взят Барнаул, уже в 1919 г. на Алтае началось партизанское движение против белых, к концу 1919 г. власть опять перешла к красным.
Первая волна советской индустриализации не затронула в полной мере Алтай; полномасштабное промышленное развитие началось здесь в 1940-е гг. на базе эвакуированных из европейской части страны заводов, и особенно в 1950-е гг. Тогда осваивалась целина - в том числе и алтайская - и в том числе на этой базе строились новые предприятия; темпы промышленного развития превышали среднесоюзные.
Тем не менее, уровень жизни здесь оставался несколько ниже; в то же время, кризис 1990-х гг. был особенно болезненным для края, значительную часть которой составляло станкостроение, машиностроение и агропромышленный комплекс - эти отрасли относились к числу наиболее пострадавших в результате структурных перемен в экономике.
В Алтайском крае всего 11 городов, это немного для региона с таким населением, даже учитывая лишь 56% уровень урбанизации. Впрочем, города очень разные - есть настоящий мегаполис Барнаул, с очень развитой городской средой, благоустроенный и относительно богатый, который концентрирует почти 30% населения края,

10.


его пригороды (Новоалтайск); есть благополучная туристическая Белокуриха,

11.


есть Бийск с военкой, историческим центром и фармацевтикой, недавно запущенный и пугающий, сейчас улучшающийся;

12.


относительно процветающий моногород Заринск, относительно депрессивный машиностроительный Рубцовск со сталинским ампиром в центре;

13.


бедная периферия (Змеиногорск, Горняк, Славгород и Яровое, Камень-на-Оби).

14.


Роль Алтайского края в российской промышленности сравнительно невелика; однако, регион выделяется теми отраслями, которые значительно пострадали в результате постсоветских рыночных преобразований и сейчас занимают не самое заметное место в стране - машиностроением (в том числе практически вымершим у нас станкостроением), и специфическими отраслями, которыми наша страна никогда не была сильна (фармацевтика).

15.


Население в основном сосредоточено в пригородных зонах крупнейших городов (Барнаула, Бийска); пригородная зона Бийска одновременно и часть густонаселённой предгорной равнины, более увлажнённой, чем равнинные районы вдали от гор.

16.


Также выделяется плотностью населения полоса вдоль железной и автодороги в сторону Новосибирска, и окрестности степной агломерации Яровое/Славгород на западе края.
Весь центр, почти весь восток, запад и крайний юг Алтайского края - это сельскохозяйственные районы, где нет не только городов, но и ПГТ.

17.


Вообще, раньше последних на Алтае было больше, но многие они были преобразованы в сёла, кроме пяти.

18.


Внушительные размеры региона, исторически развитая железнодорожная сеть (Турксиб, железная дорога через северо-казахстанские целинные земли Урал - Кузбасс), относительно приличное, судя по всему, финансирование местными властями пригородных железнодорожных перевозок - всё это обуславливает высокое значение железной дороги в региональных и межрегиональных перевозках. Все основные железнодорожные линии кроме периферийного участка Кулунда - Локоть (Веселоярск), ставшего невостребованным после сооружения Казахстаном связки Павлодар - Восточно-Казахстанская область по своей территории продолжают функционировать; сейчас в Алтайском крае 1 800 км железнодорожных линий (4% национальной сети). Как и во всей Сибири, в Алтайском крае много местных поездов дальнего следования (экспрессы в сторону Новосибирска, Бийска, Рубцовска, поезда из Новосибирска в отдалённые районы на юго-западе - Кулунда, Карасук, Славгород); на участке Барнаул - Новосибирск весьма интенсивное движение электричек (не менее 6 пар на самых периферийных участках).

19.


Транзитное дальнее пассажирское сообщение невелико - в основном оно представлено поездами из Новосибирска в Среднюю Азию (Турксиб). В последние десятилетия транзитных поездов через Казахстан не осталось, следовавшие в прошлом напрямую с Урала поезда из Центральной России сейчас идут по основному ходу Транссиба через Тюмень и Омск.

20.


Нельзя не упомянуть и грузовые железнодорожные перевозки: алтайские участки Турксиба и магистрали Урал - Северный Казахстан - Алтай - Кузбасс - Восточная Сибирь - БАМ пропускают немалое количество товарных поездов; хотя по сравнению с советским временем объёмы грузоперевозок на порядок меньше.

21.


22.


23.


Как это часто бывает у нас, в востребованности железнодорожного транспорта не последнюю роль играет недостаточно развитая автодорожная инфраструктура - дороги в Алтайском крае довольно неплохие, федеральные трассы вообще выше всяких похвал;

24.


но их сеть довольно редка, особенно это заметно в сельской глубинке в центре и на западе региона.
Основные автодорожные направления частично совпадают с железнодорожными - это начальный участок магистрали М52 "Чуйский тракт" со стороны Новосибирска до Барнаула, за пригородом Новоалтайском на восток отходит продолжение Чуйского тракта в Бийск и Горный Алтай.

25.


Дорога к Барнаулу от развилки официально является частью Чуйского тракта, а за Барнаул на юг уходит международная магистраль на Алма-Ату и Ташкент.

26.


На развилке - одна из немногих в крае настоящих транспортных развязок.

27.


Собственно, в регионе лишь два участка, которые можно отнести к автомагистралям с транспортными развязками и бессветофорным движением - это объездная Бийска и часть Чуйского тракта в сторону Новосибирска, а также объездная Бийска.
Другие важные автодороги - из Барнаула на Павловск, откуда ответвляется более основная (международного значения) дорога на юго-запад (Кулунда - Павлодар - Астана), и менее основная, но более оживлённая дорога на Камень-на-Оби (Славгород и где-то там вдали Омск). Также стоит упомянуть автодороги Новоалтайск - Заринск - Новокузнецк, Бийск - Тогул - Таштагол (проложенная по полотну строившейся в позднесоветское время железной дороги), Бийск - Белокуриха, Рубцовск - Змеиногорск - восточно-казахстанские Шемонаиха и Усть-Каменогорск.

28.


Большая часть остальных автомобильных дорог, в том числе областного значения - грунтовки "улучшенного типа" (грейдерные).

29.


Алтайский край - самый крупный за Уралом аграрный регион, производящий 20% сельхозпродукции Сибирского федерального округа; по сбору зерновых он занимает 4-е место в стране, по общему объёму - 8-е (примерно на уровне Башкирии и Волгоградской области). Продукция сельского хозяйства составляет более трети регионального ВВП.

30.


Казалось бы, тут могла быть вторая Кубань, русская Америка - необозримые благоустроенные сёла, неотличимые от сёл города, вспаханные поля и перелески, прекрасные дороги и высокая автомобилизация, горы где-то на горизонте, высокий турпоток как бонус. Даже сибирский (смягчённый сибирский) климат бы не помешал. Необозримые сёла и вспаханные поля/перелески тут присутствуют, а в остальном Алтайский край мало напоминает Краснодарский - как и весь аграрный юг Западной Сибири, регион депрессивен, это один из самых бедных русских регионов России; в Западной Сибири беднее только соседняя республика Алтай.

31.


Впрочем, туристический поток вот-вот приложится: Алтайский край - ворота Алтая, а общее количество туристов, желающих увидеть эти горы, растёт процентов на 10-15 в год. В то же время, в Алтайском крае безопаснее и получше с сервисом - так, единственный в Сибири федеральный курорт Белокуриха расположен именно здесь. Так что, несмотря на то, что Алтайскому краю остались только края, предгорья Алтайских гор, алтайский туристический бум заметен и здесь. Впрочем, он затрагивает только северо-восточные и восточные районы края, которые уже и так наиболее урбанизированные и развитые (Барнаул - Бийск - Белокуриха, отчасти Солонешное), несколько меньше юго-восточные (окрестности Змеиногорска и долину Чарыша), степная периферия на западе и юго-западе, занимающая большую часть территории региона остаётся в стороне.

32.


Но в целом получается, что по убыли населения Алтайский край занимает второе место в Западносибирском регионе после Кемеровской области - за постсоветское время местных жителей стало меньше на 10%; это уступает темпам уменьшения населения в нечернозёмных провинциальных регионах Центральной России и на Дальнем Востоке, но в чернозёмных регионах на юге Европейской России (южнее Орловской и Курской областей) население, как правило, растёт.

33.


Сёла всё ещё огромные - в крае 7 сельских населённых пунктов с населением больше 10 тысяч человек - но сельское население уменьшается наиболее быстрыми темпами.

34.


Депопуляция и деградация сёл сдерживается (или, по крайней мере, замедляется), как мне кажется, сибирскими расстояниями и редкой автодорожной сетью - тут так просто не уедешь в большой город, как где-нибудь в деревне на трассе Е95, которая официально гораздо богаче, но выглядит гораздо хуже, чем какое-нибудь село Маральи Рожки здесь, на Алтае.
В общем, как сказал классик "отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь".

35.


Или, может быть, точнее тут будет "до бога высоко, до царя далеко".
Алтайский край, уступив за последние десятилетия по населению Дагестану, Ставропольскому краю, Новосибирской области, остаётся весьма населённым регионом - 2.4 млн. человек, 22-е место в России.

36.


Как и многие бедные (и северные) русские регионы России, Алтайский край весьма однороден по национальному составу - 94% населения составляет наша титульная нация, это самый русский регион Сибири.

37.


Расстояния тут всё-таки сибирские - хотя по зауральским меркам Алтайский край совсем не так уж и огромен (всего-то 170 тыс. квадратных километров), в Европейской России крупнее только северные Карелия, Коми и Архангельская область. Может это, одна из причин того, что сельская местность в регионе выглядит всё-таки неплохо - до большого города очень далеко, а земля всё-таки плодородная.

38.


Население тут часто имеет настоящий традиционно русский облик, много старообрядцев; даже больше это заметно в русских сёлах и районах соседней республики Алтай.
Другая особенность этнического состава Алтайского края - это то, что на втором месте после русских и сейчас немцы, причём это не только ссыльные репрессированные советских времён, но и потомки добровольных переселенцев времён Российской империи (в основном в рамках столыпинский реформ на рубеже 1900-х и 1910-х годов).
В 1990-х гг. здесь был восстановлен упразднённый ещё в 1930-е гг. Немецкий национальный район; наряду с созданным в Омской области Азовским немецким национальным районом, это была попытка некоторого решения проблемы российских немцев, когда восстановить автономную республику в Поволжье не получилось, а эмиграция немецкого населения в условиях первых постсоветских лет росла взрывными темпами. Сложно сказать, насколько получилось удержать местных немцев с помощью создания национальных районов; в Немецком районе Алтайского края собственно немецкое население составляет лишь чуть менее трети населения района, в регионе больше всего немцев (6 тысяч из 50) проживает в региональной столице Барнауле.
Но, как бы то ни было, присутствие немцев немного заметно по внешнему облику сёл немецкого национального района:

39.


Думаю, это не только трудолюбивость и аккуратность местных, но и внушительные инвестиции из Германии (жилые дома, модернизация производственных мощностей - молочного и мясокомбината).
Ну и демографическая динамика конкретно в Гальбштадте благоприятнее, чем в других сёлах-райцентрах края - с 1991 г. численность населения здесь практически не изменилась.

40.


Я даже слышал мнение, что бесподобная по качеству и функционированию система наземного электротранспорта Барнаула (на уровне Коломны, Минска, сравнимая с уровнем Варшавы и Праги) - это следствие немецкого присутствия в регионе; дескать, оно было пусть и не очень значительное, но ростки немецкого менталитета на сибирской земле всё же появились.
Я провёл в Алтайском крае в общей сложности 4 с половиной дня - 3 дня по дороге из Казахстана через Барнаул и Бийск в Горный Алтай, и полтора дня когда я не смог напрямую проехать из Горного Алтая в Казахстан, и сделал 1000-километровый крюк через Солонешное, Алейск, Рубцовск и Змеиногорск.
Изначально я хотел ехать из Павлодара напрямую через Кулунду в Барнаул; посещение степной глубинки на западе региона не входило в мои планы. Но автостопщик предполагает, а бог располагает - когда я, часа 3 преодолевая 25 километров между павлодарским райцентром Шарбакты и российской границей, наконец оказался в Кулундинском районе, то водитель, подвозивший меня, направлялся мимо Кулунды в Славгород - локальную столицу Кулундинской степи. День уже перевалил за половину, и покрыть за несколько часов отделяющие меня от Барнаула 400 километров было маловероятно; так я отклонился от маршрута и соблазнился Славгородом. Подвозил меня молодой парень, ловящий рыбу в кулундинских солёных озёрах и продающий её в Казахстане. Местность после пересечения границы резко изменилась, на смену бескрайней "галимой" (по выражению водителя) пришла степь поаккуратнее, ограниченная лесополосами; такие резкие природные контрасты на условных административно-политических границах наблюдаются чаще, чем кажется.
Славгород меня не подвёл, оказавшись не самым интересным, но атмосферным городом; его спутник Яровое - курорт на солёном озере в тясчах километров от ближайшего моря - впечатлил даже больше.
От Славгорода-Ярового была 500-километровая гонка до Барнаула - я заметно отставал от графика - но сначала пришлось заночевать на окраине центра немецкого района Гальбштадта.

41.


Тут надо сказать, что Алтайские горы, синие (золотые), загадочные, манящие и мистические, всегда манили к себе просветлённых самых разных мастей и степеней, смущая умы непосвящённых. Так и от самых границ края мне стали попадаться вдохновлённые люди - вдохновлённые самым разным. Вот, я сажусь в машину в Славгороде, вижу надпись под лобовым стеклом "сей автомобиль охраняется Христом", думаю "так, сейчас начнётся". И действительно, интеллигентного вида мужик лет 55 стал мне рассказывать о том, как важно верить в Бога и вообще переселяться из городов в деревни, потому что чем выше живёшь от матушки-земли, тем меньше у мужчин потенция и вообще хуже жизнь.
На следующий день мне довольно быстро удалось добраться до Барнаула часам к 5 вечера, проскочив с небольшой обстановкой сероватый и довольно печальный Камень-на-Оби, где уходит короткая дорога на Новосибирск.

42.


Уже в Павловске, крупном селе километров за 60 до Барнаула, уже стала ощущаться близость крупного города - поток стал плотным, стало чуть больше домов, чуть меньше степи; Касмалинский ленточный бор проскочили быстро. Но Барнаул всё же появился внезапно - дорога вдруг расширилась вдвое, справа замаячили трубы ТЭЦ-3,

43.


прямо от края до края с севера на юг - белые многоэтажные микрорайоны.

44.


Барнаулу будет посвящён отдельный пост и, может быть, не один, сейчас скажу только, что город очень приятный, с прекрасным общественным транспортом и немалым для Сибири историческим центром. Из Барнаула я планировал направиться на бийском экспрессе до станции Налобиха, лежащей примерно на полпути между Барнаулом и Бийском среди болотистых лесов Приобского массива. Я даже купил билет, но - Барнаул меня зачаровал, а прекрасный чешский трамвай был небыстр и на поезд я опоздал. В итоге поехал на новоалтайской маршрутке до того места, где от барнаульской объездной отходит Чуйский тракт на Бийск и Горный Алтай. Тут просветлённые водители продолжились: в сгущающихся сумерках меня подвёз молодой мужчина с причёской а-ля древние славяне, рассказывал про свои духовные поиски, как он жил в разных религиозных и околорелигиозных общинах, которых так много в Сибири, и как нашёл какую-то общину на Алтае, которая ему подошла. И всё бы ничего - ну, там единение с природой, сон на полянах, высадка четырёх садов (кажется, яблочный, сливовый, вишнёвый и ещё какой-то), но потом, вдруг - китайцы, напали на доисторическую Великую Русь, русы пришли, наваляли им, и заставили построить Великую Китайскую Стену (чтобы китайцы больше не лезли на Великую Русь).
Я в итоге заночевал в той же Налобихе, но не у железнодорожной станции, а на трассе, в прекрасном берёзовом лесу. На следующий день водители тоже были просветлённые - баптисты - но более здравомыслящие и вообще мирные. Соблазнившись тем, что они ехали в Белокуриху, лежащую уже у самых Алтайских гор, я проехал транзитом Бийск, намереваясь посетить второй город Алтайского края вечером. Это было ошибкой - и столицу Чуйского тракта, фармацевтики и взрывчатых веществ я увидел только вечером, в сумерках и не полностью.
А на следующий уже пришло время гор, и я направился дальше по Чуйскому тракту, позорно проехав село Сростки, родину Василия Шукшина - чуть ли не главную культурную достопримечательность Алтая; я решил, что понедельник, выходной, а времени и так мало. До Горного Алтая меня довезла статная, красивая женщина - из тех, на внешность которых годы действуют если не хорошо, то облагораживающе. Если мужик из предыдущего дня на вид был стереотипный почитатель славного славянского прошлого, то эта женщина была настоящая сибирячка; сама с Алтая, она ехала к внукам, которые живут в Москве, но приехали на лето в какую-то деревню у границ Горного и равнинного Алтая. Она помолилась за меня вполголоса, снабдила меня каким-то невероятным количеством помидоров - которые очень пригодились мне в ближайшие дни. За деревней с поэтичным названием Долина Свободы началась республика Алтай, ещё более прекрасный и таинственный, но гораздо более дикий край.
Через 10 дней я вновь оказался в Алтайском крае, но это уже немного другая история.

регион, дорожное, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, Алтайский край, автостоп, большое путешествие

Previous post Next post
Up