Город на крайнем севере Вологодской области, больше тяготеющий к Карелии и Петербургскому региону, чем к своему официальному региональному центру: до Вологды 320 километров, в то время как до Петрозаводска 220 км; до Петербурга 420 км, но Северная столица гораздо крупнее Вологды, и, следовательно, оказывает влияние на большую территорию и гораздо притягательнее для мигрантов. И на вид Вытегра больше похожа на карельский или архангельский Дальний Север, чем на вологодский Ближний:
3.
Как и Подпорожье, Вытегра находится в слабозаселённом лесном регионе между реками Волхов и Шексна, рекой Молога и Онежским озером, таком преддверии настоящего Севера. Вытегра расположена в его северо-восточном углу; как и Подпорожье и почти все здешние города, она стоит на водных путях, которые и сейчас - основа местной системы расселения. Несмотря на то, что сейчас основные перевозки выполняются автомобильным транспортом, автодороги тоже в основном проложены по берегам озёр, вдоль рек и каналов.
Вытегра не просто стоит на водных путях, она в некотором смысле - центр всех водных путей Севера: здесь в Онежское озеро впадает река Вытегра, по которой со времён средневековья проходит маршрут из бассейна Балтийского моря в бассейн Волги.
4.
Если плыть не на запад, а на север, то можно попасть в бассейн Белого моря; таким образом, Вытегра - настоящий перекрёсток водных путей.
Благодаря такому своему местоположению поселение и административный центр здесь существовали уже в XV веке: через Онежское озеро и Вытегру пролегал водный путь, соединяющий Великий Новгород с северо-восточными русскими землями; путь через Онежское озеро на север был единственным способом попасть уже освоенное новгородцами Поморье.
Как и на всём Севере, экономический подъём в Вытегре начался в XVIII веке, после строительства Петербурга. Через эти места по-прежнему проходили пути сообщения между Северной столицей и Поморьем; тут была построена верфь, уже при Екатерине II Вытегра стала уездным городом.
Но настоящий расцвет города наступил после строительства в начале XIX века Марфо-Мариинской водной системы, заменившая древнюю систему волоков, связывающих бассейны Волги и Невы через реки Шексна и Вытегра.
5.
В последующее столетие Мариинская система неоднократно реконструировалась, достраивались новые объекты; в 1960-1964 она была коренным образом перестроена и превратилась в Волго-Балтийский канал.
6.
Вытегра стала главным портом на канале, с чем связано было её развитие в позднесоветские годы.
Вытегра - один из самых удалённых от железных дорог городов в России, если брать сплошную полосу расселения: до ближайшей станции Подпорожье от Вытегры 150 км. Вытегра - фактический центр довольно обширной территории, к ней тяготеет не только один из крупнейших в Вологодской области Вытегорский район, но и восточная заонежская часть Карелии (Пудожский район). Хотя Вытегорский район характеризуется обычными для Севера двузначными показателями убыли населения (почти на 40% за последнее десятилетие), демографическая ситуация в самой Вытегре относительно благополучна: за те же годы население города снизилось с 11 до 10 тыс. чел. (менее чем на 10%), что свидетельствует о миграционном притоке в город.
7.
Тем не менее, Вытегра - один из самых бедных городов благополучной по северным меркам Вологодской области; из промышленности здесь действует только лесопильно-древообрабатывающий комбинат. Другого значительного индустриального развития, насколько я понял, не было и в советские годы - после 1960 года население города практически не росло. После 1991 года объём перевозок на Волгобалте (а, значит, и загрузка городского порта) сильно упал, но в последние годы, по словам местных жителей, движение стало более активным. Но, так или иначе, город выглядит довольно бедным и неухоженным; Ленинградский тракт (западный въезд в город) - одна из самых разбитых городских улиц, что я видел в России:
8.
Я ехал автостопом со стороны Подпорожья, ночевал в районе Палтоги, где видел, наверно, самый красивый в своей жизни закат:
9.
Утром, когда я на попутной машине-вахтовке въезжал в Вытегру по этому самому Ленинградскому тракту, один раз нас так подбросило на ухабе, что меня хорошо так приложило скулой о металлическую деталь кузова. На лице образовался небольшой синяк, что немного затруднило мне моё дальнейшее продвижение. Но, с другой стороны, сделали более-менее дорогу в сторону Вологды:
10.
Но Вытегра бедна и неухоженна только в сравнении с городами Вологодчины; на фоне провинциальной Карелии или Архангельской области она смотрится совсем неплохо.
До революции Вытегра благодаря Мариинской водной системе была богатым городом, по меркам и сейчас деревянного Севера здесь было много каменных зданий. Однако, город не очень хорошо сохранился - несмотря на то, что здесь не было значительного промышленного развития, не было масштабной перестройки центра города и старинные кварталы почти не пострадали при строительстве Волго-Балтийского канала:
11.
Пожалуй, главная достопримечательность города - это его музеи; регулярно проходящие через Вытегру круизные теплоходы генерируют значительный для российской глубинки туристический поток. В результате в городе на 10 тысяч человек 3 музея. Самый интересный из них - музей Водных путей Севера, сам расположенный в сохранившемся здании старого шлюза Мариинской водной системы:
12.
13.
Второй по интересности и тоже очень необычный для районного центра музей - подводная лодка Б-440, стоящая у набережной Вытегорского водохранилища. Сам я туда не успел, но слышал, что точно такая же подлодка-музей имеется в московском музее ВМФ в Северном Тушине (который, впрочем, вроде как закрыт с 2013 года).
Не был я и в доме-музее поэта Николая Клюева, который был родом из Вытегорского района.
Краеведческий музей в Вытегре довольно обычен - небезынтересен, но ничего особенного.
Так как в городе не было значительного промышленного развития, то здесь и очень мало многоквартирных домов: практически вся Вытегра - это частный сектор:
14.
15.
Несмотря на относительно благополучную демографическую ситуацию, в городской ткани, как в деревне, встречаются прорехи, где раньше, по-видимому, стояли дома:
16.
Практически все пятиэтажки (несколько штук) находятся между водохранилищем и сквером с мемориалом Победы (где находится краеведческий музей).
17.
На площади помимо мемориала - настоящая общественная зона:
18.
Короткий бульвар, вдоль которого стоят пятиэтажки, носит гордое название проспект Победы:
19.
20.
Собственно исторический центр города, от которого мало что осталось, разделён надвое рекой Вытегрой.
Западнее, на левом берегу расположена площадь с автовокзалом и Сретенской церковью, которую я ошибочно принял за центр города.
21.
22.
23.
Сретенская церковь 1870-х годов постройки велика и вполне подходит на роль главной городской доминанты; однако, построенный веком ранее Воскресенский собор, расположенный в основной части исторического центра на другом берегу Вытегры до сноса колокольни и барабанов (его превратили в ДК Водников) был больше.
В основной части исторического центра расположены и немногие уцелевшие каменные дореволюционные гражданские здания (дом Невежиных).
Самое уютное место в городе - парк около музея Водных путей Севера.
24.
Он уютный и с каким-то наивным, но душевным оформлением.
25.
26.
Даже обычные для парков провинциальных городов аттракционы не забивают собой всё, а встроены в пейзаж:
27.
А обычный вытегорский вид вполне можно принять за какую-нибудь Архангельскую область, только поухоженнее:
28.
Некрашеные деревянные дома, не очень много деревьев и бараки.
29.
30.
Везде пахнет деревом и много небольших лесопилок:
31.
Вытегорский дворик:
32.
Вытегорские задворки:
33.
На южном выезде из города, который, как и западный, по-сибирски именуется тракт (Архангельский тракт), я обнаружил практически торговый центр, на строительстве дорожной инфраструктуры здесь, как это часто бывает и в Москве, сэкономили:
34.
Такой большой магазин в небольшом городе также говорит о Вытегре как о центре обширного (хотя и слабо заселённого) района, куда люди приезжают за покупками.
Ещё из запомнившегося: жители Вытегры довольно гордо зовутся вытегорами - тянет на название какого-то непокорного горного племени.
Вот такая вот Вытегра.
35.