об Италии понемногу...часть 3.1. и снова Рим: по холмам

Sep 22, 2011 20:28

Вот и понедельник, вторая неделя пошла...Обычно она пролетает в 2 раза быстрее первой...я уже боюсь представить, как быстро улетучится третяя...а пока можно сказать себе: "У тебя впереди еще две недели, а лучше сказать полмесяца"
В школе нас переформировали и теперь мой преподаватель Diana...по виду ей лет 25...на деле под 40...а энергии вобще лет на 18.
Но вернемся к городу...по просьбам трудящихся сегодня я веду всех по Яникулу и Авентину, но для начала грех не зайти в San Pietro...за весь наш второй курс план этой постройки втемяшился нам в головы так, что ночью разбуди - нарисуем, а если дадите время и материалы, то и макет соорудим...Так вот...San Pietro...Построен он на месте захоронения апостола Петра, вроде как...К слову апостол Петр будет у нас главной личностью дня... 
Сколько там работало светил архитектуры: Браманте, Рафаэль, Перуцци, да Сангалло...его кстати особенно не любят за то, что он хотел отойти от идеи центрического сооружения, идеала этой эпохи...Микеланджело, а за ним делла Порта, который очень изменил проект купола Буонарроти...тот хотел сделать купол - копию пантеонского,но преемник оказался не таким рисковым...правда центричность вернулась. После них были еще Виньола, Мадерна, избавивший San Pietro от центричности. После и Бернини подоспел и поставил свою колоннаду.

 
Кстати о колоннаде...если встать на круг в центре площади то, оттуда все колонны становятся друг за другом, и объем становится похожим на декорацию...и не уходя с площади, об обелиске...он тут самый старый, еще видавший Нерона...думаю, так оно и было. Раньше здесь были сады цирка Нерона...периодически у меня возникает чувство, что египетских обелисков в Риме больше, чем в самом Египте...
И еще одна особенность...люблю Италию за то, что можно пить воду из колнок, а иногда даже из фонтанов...Попробуйте попить воду из фонтана перед Большим театром в Москве...рискнуть то, конечно, можно, но лучше купить...а тут сплошная экономия без последствий...
Так вернемся к Петру...и просто зайдем внутрь
Летний свет разительно отличается от зимнего. Настолько красивым я не видела собор никогда...На балдахин Бернини будто лилась благодать...





Как я уже упоминала, витражи - моя слабость. Уже сколько раз замечаю, что могу стоять часами и просто смотреть на него...почему-то сразу ощущение чего-то неземного...


Мне определенно приглянулся такой вариант освещения...не сильно выделяется и выполняет все функции...чисто итальянский стиль...


Коридор в хранилище реликвий...Их я за свою жизнь насмотрелась,а вот на потолк бы еще посмотрела...даже не у каждого современного архитектора такие формы выскакивают из-под циркуля...





И куда же без Пьеты Микеланджело...В какой раз я вновь восхищаюсь его гением?Кстати, помню в мою первую поездку в Рим, а это уже почти 10 лет назад, статуя была не за стеклом, но вернувшись через несколько лет в собор, я уже наткнулась на классический триплекс...


Кстати, в этот раз мы попали на какую-то службу, поэтому туристов дальше передних подкупольных колонн не пускали...мы просто стояли и наслаждались песнопениями...еще бы японцы, стоявшие рядом, поменьше галдели,и тогда в совокупности с витражом в алтарной части, я бы вобще не здесь оказалась...
Нет, я не верующая, просто у меня обостренное чувство прекрасного...была бы чуть-чуть неспокойнее и синдром Стендаля обеспечен...вобще, создается впечатление, что у нас в институте такое распространено...слишком бурно реагируем на встречу с очередным архитектурным творением...
Пока я прогуливалась до магазина, друзья поднимались на купол...Я там уже была и не раз, поэтому решила воздержаться сегодня от подъема...поэтому фотографии годичной давности





И куда уж без внутренностей купола


А мы идем дальше. Немного Петра в лучах солнца...


Мимо ospedale S.Spirito на passeggiata d. Gianicolo...порой мне кажется, что я готова целыми днями просто бессмысленно произносить слова типа passeggiata...(вобще сегодня, 22 сентября, я возобновила свое изучение итальянского...а то уже почти 2 месяца почти не говорила).
В гору и еще раз в гору...я уже давно сбилась со счета взятых мною высот...Яникул покоряется мне уже 3 раз...
По пути нам встретился монастырь Sant'Onofrio...закрытый, но думаю церквей нам все равно хватит на сегодня...
Погода сегодня более благоприятная для прогулок, поэтому просто идем и любуемся видами, а на главной площади нам салютует сам Гарибальди...сегодня он на коне...


Вдоль дорог выстроились толпы камуфляжных деревьев платанов, поэтому, если поймать правильный угол, то можно сделать весьма психоделический кадр...а также бюстов гарибальдийцев. Кстати, чуть чуть о холме. Многие ошибаются, но Яникул действительно не входит в число 7 римских холмов. В античные времена холм был покрыт святыми лесами, здесь находился храм Фурины и сантуарий Исиды. В древние времена здесь жили этруски и холм соединялся с Римом единственным мостом - Субличо, через который проходила античная улица идущая из Этрурии, ставшая в последствие via Aurelia.
А впереди нас ждет Fontana Paola...Кстати, воду он получает из античного акведука Траяна, почти как Треви. Сегодня солнце играет на его воде и создается впечатление, будто под ней существует Зазеркалье или правильнее сказать Заводье...там также гуляют люди и также расставлены шатры...





Если пойти от него по via San Pancrazio и выйти из города, то примерно через 15-20 минут наткнешься на катакомбы...кажется Сильвестра...Не знаю, как там внутри, год назад мы туда не попали из-за времени, но внешне все также как в Сан Себастьяно...старая церковь с портиком и вход с правой стороны...
А если пойти чуть ниже, то откроется братская могила гарибальдийцев с девизом "Рим или смерть".
Но не менее интересно в церкви напротив фонтана - San Pietro in Montorio. Внутри - «Бичевание» и «Преображение» Пьомбо при содействии нашего страого знакомого - Микеланджело; большой плафонработы Вазари и могила легендарной Беатриче Ченчи, а к возведению капеллы Раймонди приложил руку Бернини. Но несмотря на все разнообразие, меня всегда влечет к маленьким воротам рядом с церковью. В институте мы тоже серьезно изучали это строение, и я не могла не привести сюда друзей. Это Темпьетто Браманте, именно под ним находится место, где якобы стоял крест Петра, в чем можно убедиться, обойдя храмик сзади и спустившись по маленькой лесенке...Темпьетто стал первой работой Браманте в Риме и это было первое полностью центрическое сооружение...Фурор был обеспечен, ведь сколько архитекторов стремились создать этот идеал Возрождения...Первыми они не оказались...





Вот такой вот он ренессансный идеал...пора спускать с "гор" к реке...по узким, заросшим  улочкам Трастевере, мимо маленьких машин, так любимых итальянцами...


На Ponte Palatino, смотря на маленький островок Тиберина. По легенде он возник из ила и грязи, приставших к трупу тирана Тарквиния Гордого, которого сбросили в реку восставшие. Поэтому остров не пользовался успехом у местных...до чумы. В 293 г. до н. э.на нем устроили святилище Эскулапа. Считается, что после того, как с причалившей к острову лодки выползла змея  - символ бога врачевания. В напоминание об этом случае острову была придана форма лодки, берега облицевали травертином, а вместо мачты установили обелиск (ныне его заменяет колонна с фигурами святых). В 998 году на острове основали церковь, теперь это базалика Сан Бартоломео, в которой хранятся мощи святого Варфоломея.
И от реки снова в "горы", на Авентин...


Хотя подожди-те, а как же Уста истины? Моя подруга безумно любит "Римские каникулы"...Значит в Santa Maria in Cosmedin. Чтобы засунуть руку в эту крышку надо платить деньги, но отстаивать гигантские очереди для меня мучение, поэтому фотографирую сбоку и иду в саму церковь...В VIII веке здесь служили греческие монахи, бежавшие от иконоборцев, отсюда второе название храма - de Schola Graeca. Стилей в ней понамешено не сосчитать, хотя в целом она всегда была мне привлекательна, не говоря уже о колкольне, которую, стати, скопировали для Фриденскирхе в Потсдаме.





И все же Авентин...Существует множество вариантов возникновения этого названия. Мой самый любимый про Ромула и Рема. Во время соревнования между ними, кто быстрее найдет источник, птички (aves) сопровождали Рема, который нашел источник именно здесь. И в честь этих птичек-помощников холм был назван Авентином. На мой взгляд там можно найти занятие каждому...кому-то по церквям, кому-то посидеть и полюбоваться на Рим из апельсиновых садов, а "замочная скважина" вобще никого не оставит равнодушным.
Но мы архитекторы и нам в первую очередь, пожалуйста, "заверните" церкви...
Первая Santa Sabina считается самой старой церковью в Риме, построена он еще аж в 422-432 гг на месте храма Юноны, которому принадлежат белоснежные колонны портика. В целом стандартная позднеримская базилика, но одни только ее деревянные балки чего стоят...всегда восхищалась их мощью





Сабина - первая доминиканская церковь и в ней находятся мощи самого святого Доменика. Кроме того, полезно будет туда сходить актерам, ведь там же и мощи святого Генезия, их покровителя. Еще с церковью связана интересная легенда: в одну из ночей 1220 года Святой Доменик молился в экстазе на земле перед церковью, тогда дьявол схватил своими когтями огромный черный базальтовый камень с крыши и бросил его святого, камень задел святого, но не оставил ни одной царапины.
С тех пор, если верить легенде, дьявол время от времени возвращается к церкви, останавливается у двери, а потом уходит.
В дальнем левом углу здания есть маленькая витая колонна, на которой лежит черный камень с большими надсечками и дырками, похожими на следы когтей, это и есть "камень дьявола".
Рядом с Сабиной находится другая намоловажная церковь - Sant Alessio...они, кстати, выигрышно играют на контрасте друг с другом...как внешне, так и внутри. Первая церковь была построена здесь еще в V веке, после здесь также дислоцировались греки, бежавшие от иконоборцев. Но все же первоначальный ее вид скрыт для нас под баррочной маской XVIII века...теперь только крипта и колокольня XII-XIII веков напоминают о возрасте постройки. В самой церкви все отвечает внешнему декору, а слева от входа находится лестница со скульптурой умирающего Алексия под ней. По преданию, когда он вернулся домой, то никто его не узнал и не пустил в дом. Так он и умер под лестницей собственного дома. Лестница, к слову, из того самого дома его родителей, с которым и связывают постройку более поздней церкви на этом месте.
Правда больше всего мне в душу запал проволочный макет церкви...никогда ничего подобного не видела





Для полного счастья остается только сидеть в лучах закатного солнца в садике при церкви..


Хотя подождите! А как же Пиранези! Ведь не зря он спроектировал площадь рыцарей Мальтийского ордена (piazza dei Cavalieri di Malta)...подходим к высоченным воротам, наклоняемся к замочной скважине и вот он венец сегодняшнего дня...


На мажорной ноте прощаемся с Авентином, а чуть позже и с Римом...но только до завтра... <

Рим, Архитектура, Авентин, природа, пейзажи, дворики, Яникул, Италия

Previous post Next post
Up