об Италии понемногу...часть 2. Флоренция: из века нынешнего в эпоху Ренессанса

Sep 16, 2011 15:57

А.Блок "Флоренция"
2.
Флоренция, ты ирис нежный; 
По ком томился я один 
Любовью длинной, безнадежной, 
Весь день в пыли твоих Кашин? 
О, сладко вспомнить безнадежность: 
Мечтать и жить в твоей глуши; 
Уйти в твой древний зной и в нежность 
Своей стареющей души... 
Но суждено нам разлучиться, 
И через дальние края 
Твой дымный ирис будет сниться, 
Как юность ранняя моя.

Вообще-то Блок не очень любил современную ему Флоренцию и в 1 и 3 частях этого стихотворения очень пренебрежительно относится к городу, явно считая, что великая Флоренция теперь померкла...Но у каждого свое восприятие, поэтому пора нам поехать в столицу итальянского Ренессанса и понять, что чувствуем мы... 
Наш поезд прибывал на Firenze Santa Maria Novella около 9 утра...когда мы только сошли на платформу, первое, что мне пришло в голову, была мамина любимая песня Pupo "Santa Maria Novella"...что не удивительно...необычно то, что в повседневной жизни я не слушаю эту музыку, но в Италии все воспринимается по-другому, и поэтому все песни молодости моих родителей вот уже какой день со мной...Флоренцию часто называют музеем под открытым небом, и слава богу, что все экспонаты здесь находятся достаточно близко...
Но поскольку времени у нас всего 12 часов, то первым номером нашей программы была выбрана Santa Maria del Fiore, она же Дуомо...
Первое, что нам попалось, была вот эта странная штука, похожая на орган...ее назначение так и осталось невыясненным, но мне кажется в дождь ее было бы интересно послушать


Оттуда мимо капеллы Медичи, где находятся всемирно известные надгробия семейства Медичи, выполненные Микеланджело...я люблю его всей душой,но, даже не смотря на это, не могу не сказать, что большинство его скульптур весьма странные...он слишком удлинял человеческое тело, лучше всего это видно на примере как раз этих надгробий...Уж Ночи с гробницы Джулиано явно не хватает позвонков,хоть физически они и лишние...Кстати, в Эрмитаже есть маленький кусочек это капеллы - Скорчившийся мальчик. Он должен был быть во втором ярусе...Еще одна деталь, заслуживающая внимания, это лестница работы все того же Микеланджело.
Пройдя мимо капеллы, мы вышли на рынок San Lorenzo...и попали в кожаный мир...во Флоренции вобще изделия из кожи продаются на каждом шагу, больше здесь, пожалуй, только маленьких Давидов...
Но нас больше интересует одноименная церковь...Внутри нее можно найти бронзовые кафедры Донателло (его последние работы), и еще одну работу Микеланджело - орнамент главного портала...вобщем перечислять все имена долго, да и найти их можно в любом путеводителе. Кстати, построена церковь по проекту Брунеллески (он правда ее не достроил), с которого и началось Возрождение...
Но я больше люблю внутренние дворики...Этот сделан по идее все того же Брунеллески


Отсюда можно попасть в библиотеку Лауренциана, в которую мы стремились, но она оказалась закрыта...Нет, читать мы не собирались...мы, наверно, дальше вестибюля и не ушли бы..выполнен он тоже Микеланджело, а уж про лестницу в нем нам говорили еще в институте...
Но что сделать: закрыто, так закрыто...Идем дальше и...буквально через несколько метров - Palazzo Medici-Riccardi архитектора Микелоццо ди Бартоломео...Именно, начиная с этого здания, начало появляться понятие разделения на этажи по фасаду...хотя здесь они все равно еще не явно выражены...но поезд тронулся! Самое потрясающее в этом здании - это карниз...С виду не скажешь, но высота его 3,5 метра, а вынос 2,5 м! Кстати, до этого дворца Микеланджело тоже добрался...на фотографии в первом ярусе есть две заделанные арки, когда-то они были сквозные. Сюда приходил народ, оставлял свои предложения, а порой и высказывал их лично сильным мира сего...такая открытая политика была...Но времена поменялись и решено было убрать этот символ свободы...позвали Микеланджело...


А от палаццо уже рукой подать до Санта Мария, что мы и сделали...Первое, что мной было замечено при выходе на площадь были вот эти часы...


Санта Мария настолько большая, а площадь на которой она стоит, зажатая между домов, настолько маленькая, что сфотографировать ее полностью нет возможности...


Честно отстояв вот эту среднего размера очередь, мы наконец попали внутрь...Скажу, что по сравнению с римскими церквями флорентийские более простые и...пустые. Но это не лишает их обаяния. Как и со многими итальянскими церквями с фасадом Дуомо была маленькая проблема. Его сделали только через 400 лет после постройки самой церкви. Но главное, что сделали, в Болонье до сих пор завершить не могут...
Перечислять всех, кто приложил здесь свою руку, слишком долго, поэтому лучше просто спуститься в Санта Репарату и осмотреть остатки церкви, на месте которой теперь стоит один из самых известных соборов мира. Сама Репарата не может этим похвастаться. Зато здесь во время раскопок была обнаружена могила самого Брунеллески.


И не уходя далеко от Брунеллески...Если ты в Дуомо, то надо подняться на его купол...Мы заняли очередь, которая была значительно больше первой, но поскольку было утро, то народу все же было не так много...Ожидая восхождения, мы (хоть говорила только я) разговорились с девушкой из Беларуссии, котроая сюда приехала вместе с другом семьи и его друзьями на выходные из Турина. А вот и наша очередь... впереди 463 ступени, но они того стоят...
Сначала внутрення галерея и роспись Вазари... к этому моменту наш туринский знакомый уже сбился со счета ступеней...


Потом проход между двух оболочек купола...наверно самое время поговорить о нем... После возведения барабана ни один архитектор не брался перекрывать подкупольное пространство. И только Брунеллески, тогда совсем неизвестный и забитый матерыми архитекторами, предложил свой безумный, казалось бы, проект... 10 лет он ждал своего звездного часа. Но это того стоило, ведь он не только стал самым известным, но именно с него сейчас принято вести отсчет эпохи Ренессанса... Своим "безумием" он вписал свое имя в историю на века. В своем проекте он предложил небывалую до того стрелу подъема, ребра жесткости,новый тип кладки кирпича, а главное отказался от опалубки...Зато доказал, что человек обладает неимоверными возможностями, что и стало потом девизом Ренессанса...
А мы пока идем между двух оболочек купола: внутренней несущей и внешней декоративной...


И вот мы наверху...


Отсюда весь город как на ладони. И самое лучшее в такую жару - прохладный ветерок.
Но не забудем и другом титане архитектуры - Джотто, благо его кампанила как раз перед нами. Вобщем-то он построил только первый ярус, но его последователи старались придерживаться его проекта...И все же она называется Джотто, а о том, что свою руку приложили здесь и Пизано и Таленти почти не упоминается. Подняться на нее тоже можно...414 ступеней и вы наверху...Для тех, кому лень стоять в очереди на купол, могут выбрать ее...Виды те же, цена ниже, ступеней меньше и очереди никакой даже летом...
Время идет и пора возвращаться на землю. И пока не ушли с piazza San Giovanni надо зайти в Баптистерий...я третий раз во Флоренции,но еще ни разу здесь не бывала...почему-то всегда, когда я приезжала, он был закрыт...в этот раз мне повезло...кстати, билеты в него продаются не у входа, а в арке напротив...
Считается, что раньше на этом месте был храм Марса. Мрамор для облицовки привозили из Прато (зеленый) и Каррары (белый). Вход производят через северные ворота (со сценами из жития Ионна Крестителя) Гиберти, в конкурсе он победил все того же Брунеллески...просто потому что его вариант был в старом готическом стиле. 
Вот мы и внутри...Первое ощущение, будто оказалась в раннехристианских церквях Равенны... повсюду золото


Выход через южные двери Пизано, самые старые, с Новозаветными сюжетами, Евангелистами и Учителями церкви...Самые известные - "Ворота рая" с Ветхозаветными сюжетами все того же Гиберти находятсяна востоке.
Осмотрев всю площадь, мы решили двинуть к церкви Орсанмикеле по via de Calzaioli...Эта церковь объединила в себе гражданскую и религиозную архитектуру. в IX веке здесь был монастырь, который закрыли, а потом снесли и выстроили вместо него хлебный амбар. В 1380 Таленти пробил на фасаде готические окна и оформил внутри готические крестовые своды...Фотграфировать внутри запрещено, но я таки не смогла удержаться


Напротив находится церковь Сан Карло деи Ломбарди. Если хочется псидеть в тишине это самое оно, туристы обходят ее стороной...
Что я очень люблю во Флоренции так это их деревянные крыши и навесы, если бы не толпы туристов в современной одежде и новейшей аппаратурой, то можно было бы сказать, что время здесь остановилось


Надеясь хотя бы на время уйти от шумной толпы, мы свернули на узкую улочку. Неторопясь, мы вышли к церкви флорентийской Бадии. Это древнее с X века бенедиктинское аббатство. Внутри потрясающая атмосфера: синеватый полумрак, свет свечей местами, который выхватывает различные цвета росписей и мозаик. Долго  там находиться мы не решились, чтобы не мешать молящимся, но посидели во внутреннем дворике...


Возвращаясь к шумной толпе, мы вышли к церкви Санта Кроче с памятником угрюмому Данте перед ней. Именно на площади Санта Кроче ежегодно проводится костюмированная игра в мяч. Кстати, не знаю почему, но флорентийцы прозвали статую Данте - "Данте, прыгающий через лужу"...
Оказавшись внутри церкви, первое, что я увидела, это великолепные расписные деревянные балки...Они даже казались какими-то неестественными, пряничными... Внутри церкви находится надгробие Микеланджело, а все гиды утверждают, что здесь похоронен Данте...что на самом деле неправда...В свое время Данте выгнали из Флоренции за то, что он критиковал позицию местной власти...Остаток жизни он провел в Вероне, а потом Равенне, где и похоронен. Флорентийцы просили передать им тело великого писателя, но Равенна отказала, сказав, что-то типа "вы же его прогнали"...


Если выйти во двор, то сразу же оказываешься рядом с капеллой Пацци, еще одним произведением Брунеллески. Это классика жанра архитектора: аркада по колоннам, которой он дал вторую жизнь, строгий ордер...


А после можно просто посидеть, отдохнуть в тени и насладиться тишиной в дальнем монастырском дворике...


И какая же поездка во Флоренцию без площади Синьории? А пока мы шли к ней, я увидела потрясающую картину...Никогда до этого я не видела таких теней...вот оно южное солнце


Вод и площадь вместе с palazzo Vecchio и лоджией деи Ланци. Перед входом во дворец стоит, пожалуй, главный символ Флоренции - Давид. Правда копия, но не о том... Сложно поверить, что Микеланджело в свои 25 лет обладал таким мастерством...Я думаю, что даже в 80 не смогла бы так...я с простым пластилином не всегда справляюсь...
В лоджии тоже есть на что посмотреть: Челлини, Джамболонья...но приглянулся лев...он явно в шоке от наплыва туристов


Оттуда мимо лошадиных повозок, ждущих своих пассажиров, мы направились к рынку. Месту, где Ганнибал Лектер повесил одну из своих жертв в фильме "Красный дракон". Правда, мы думали о друго - о статуе кабанчика, которому хочешь нос потри, а хочешь монету в рот положи, чтобы она потом в водосток провалилась. Вобщем загадываем желания...Загадали?
Тогда обратно на площадь Синьории, чтобы пройтись мимо Уффици, где к моему несчастью и всеобщему смеху я наткнулась на мима...Ходите там аккуратнее, они либо просто достанут, либо испугают, как меня, до смерти...Гораздо больше мне приглянулась эта живая статуя, замысловатая и не агрессивная...


Далее по галерее Вазари, которая была построенна, чтобы связать между собой Уффици и Питти. Удачное решение для тех, кто не хочет толкаться с людьми и боится за свою жизнь...
Вот и Понте Веккио - золотая Мекка...Но перед этим, если не лень, можно заглянуть в Санто Стефано аль Понте. Но вернемся на мост. В первую поездку сюда мои родители купили мне здесь серьги из белого золота, котрое тогда только входило в моду и было очень дорогим...Передвигаться здесь порой просто невозможно, поэтому пролетаем, остановившись только ради панорамы с галереей Вазари...


В городе уже вовсю сиеста и на улицах только туристы. Мы решили немного удалиться, в надежде до закрытия успеть в несколько церквей...Может сложиться впечатление, что я на них помешана.
Наша цель - Сан Спирито и Санта Мария делле Кармине. К сожалению фотографировать ни там ни там нельзя...поэтому просто смотрим и отдыхаем.
Сан Спирито, к слову, тоже по проекту Брунеллески. После Санта Марии его дела пошли в очень высокую гору...
В церкви Кармине самое интересное - капелла Бранкаччи с фресками Мазаччо (этакий Брунеллески среди художников) и Липпи. К нашему приходу было написано, что она уже закрыта. Но каково было наше удивление, когда зайдя в правую часть трансепта мы совершенно спокойн ее осмотрели. Отсюда вопрос: зачем платить деньги и стоять в 4 метрах от картин, если можно не платить и стоять в 5? Разницы-то никакой...
Думаю, мы могли долго сидеть в этой церкви, если бы в ней не началась служба, а поэтому мы вышли и наткнулись на группу людей, снимавших что-то...мы решили сойтись на том, что это независимое кино...
Далее мимо палаццо Питти и церкви Санта Феличита, самой старой на моей памяти во Флоренции, мы двинулись в гору на piazza Michelangelo...По узким улочкам, скрываясь от солнца в тени старины...


...мы двигались в сторону смотровой площадки. Признаюсь, в такую жару это не лучшее времяпрепровождение, но желание все таки больше...наконец мы достигли нашей цели и решили вознаградить себя за это моороженным и гранитой...
Вид, конечно, потрясающий...а площадь это флорентийский вариант Царицыно и Коломенского в Москве...Здесь куча свадьб, все суетятся и фотографируются...


Конечно еще был вариант сходить в церковь Сан Миниато аль Монте, но нам казалось, что мы уже не в состоянии. Правда, судьба распорядилась иначе... В какой-то момент к нам подошел дедушка лет 70, представился Mauro и рассказал, что его жена моет окна и выпроводила его из дома, чтобы не мешался, поэтому ему нечего делать и он ищет себе компанию для прогулки до его любимой церкви Сан Миниато...Мы согласились стать его компанией и не прогадали. Он устроил нам настоящую экскурсию, рассказал обо всем, что только можно, думаю, гораздо лучше многих экскурсоводов.
Итак Сан Миниато...По преданию на этом месте в III веке за свою веру пострадал армянский царевич Миниат...Над входом мозаика в стиле равеннских раннехристианских... Внутренняя и внешняя части сильно перекликаются, создавая гармоничный образ. По стенам кое-где видны остатки старинных фресок, а внизу крипта с мощами св. Миниата. Во время нашего посещения там проходила служба, поэтому мы просто постояли и послушали песнопения...


...а потом вышли и двинулись вниз. На площади Микеланджело у Mauro зазвонил телефон, жена закончила мыть окна и уже накрывала на стол...Поэтому мы распрощались. Правда, перед эти он сказал, что мы обязаны зайти в gelateria на via San Miniato сразу за воротами города, ведь там, на его взгляд, лучшее мороженое...не обманул)))
Времени до отхода поезда у нас оставалось полтора часа и напоследок мы решили просто прогуляться по набережной...





Уезжать абсолютно не было желания...день был настолько насыщенным, что хотелось еще...но время отправления неумолимо приближалось...Только оказавшись в поезде мы поняли насколько устали...
От себя могу сказать, что я не люблю разочаровываться...Первая страна, в которую меня отвезли родители была Франция. Я считала, что лучше нее нет ничего, пока не оказалась в Италии...Теперь я боюсь возвращаться во Францию, потому что знаю, что разочаруюсь в ней, а мне хочется сохранить в памяти свой детский восторг. Также было и в этот раз, в детстве я была заворожена Флоренцией, хоть многого не запомнила и не поняла, и теперь, возвращаясь сюда, через 5 лет, я боялась, что не увижу в ней того, что меня пленило тогда. Но это было ошибочно. Флоренция вновь завоевала меня, правда, теперь и я посмотрела на нее немного по-другому....

Архитектура, Микеланджело, культура, пейзажи, Дуомо, Флоренция, Брунеллески, Италия

Previous post Next post
Up