FAQ по административному суду

Oct 26, 2010 13:03

Что делать, если в Инспекции Труда/Налоговой/Экологической/По защите прав потребителя/Строительной/Пожарной или в Министерстве Труда/Экономики/Внутренних Дел, Примэрии и тд отказали в проведении проверки по моей жалобе/отписались не по существу/не ответили на запрос? Куда идти жаловаться? Насколько реально добиться справедливости в нашей закумэтренной по самые гогошары стране? Холопы мы или без пяти минут права имеющие Эуропейцы? Эти и другие вопросы попробуем обсудить в данном факе.

В качестве общего введения в суть вопроса можно почитать Правовые аспекты процедуры письменного обращения в государственные органы. Андрея Андронатий.

1. Правовые основы административного суда Молдовы

1) Конституция Молдовы
- ст. 34 Право на информацию
- ст. 52 Право на подачу петиций
- ст. 53 Право лица, ущемленного властью

2) Закон №190 о Подаче Петиций от 19.07.1994

3) Закон №982 о Доступе к Информации от 11.05.2000

4) Закон №64 о Правительстве от 31.05.1994
- ст. 16, 20, 23

5) Закон №793 об Административном Суде от 10.02.2000

6) Гражданский-Процессуальный Кодекс Молдовы

2. Куда обращаться с жалобой?
Очевидный ответ вполне может оказаться неправильным, поэтому очень важно перед обращением в гос. орган точно ознакомиться с его компетенцией, т.к. в случае ошибки решение вашей проблемы может затянуться как минимум на 2 месяца: 1 месяц уйдет пока ответят с органа, куда вы обратились не по адресу и второй на ответ от нужного. Поэтому обязательно изучите закон, регламентирующий деятельность инспекции/министерства куда вы хотите обратиться. Для этого выберите из - списка министерства, необходимое, найдите подведомственную ему инспекцию/учреждение и внимательно изучите соответствующие нормативные акты.

Например, в случае Инспекции Труда кликаем на министерство труда, затем идем в подведомственные учреждения и оттуда переходим на сайт Инспекции Труда. Там же в разделе Legislatie смотрим список законов и конвенций, относящихся в защите труда. Среди них натыкаемся на " Legea nr. 140-XV din 10.05.2001 cu privire la Inspecţia Muncii, M.O. al R.M., 2001, nr. 68-71, art. 505, ", который регламентирует деятельность данного гос. учреждения и с к-ым нам следует ознакомиться в первую очередь.

По аналогии попробуем выйти на Национальный Центр Переливания Крови. Идем на сайт министерства здравоохранения, оттуда переходим на структуру министерства, потом на подведомственные учреждения и в списке бюджетных организаций находим искомый центр с контактами и сайтом.

Нафига нам ехать в Дондюшаны через Унгены, если есть гугл/яндекс? Объясняю. На сайтах подведомственных учреждений информация о том, кому они подчиняются, как правило, отсутствует. Поэтому кому жаловаться на данную инспекцию так вот сходу определить может и не выйти. Например, до 2009 года Инспекция Труда была подведомственным учреждением министерства…экономики, а не труда, как сейчас.

Внимание 90% сайтов гос. учреждений не обновляют свой контент на русском языке. Даже русские версии законов в базе министерства юстиции часто забывают обновить, в отличие от их вариантов на гос. языке. Поэтому по возможности пользуйте румынские версии сайтов - они будут более свежими и полными.

3. Как правильно составить и передать свою жалобу/заявление?

Более подробно эти моменты раскрыл г-н Андронатий в представленных выше "Правовых аспектах процедуры письменного обращения…", поэтому остановимся на следующем:

1) Жалоба должна быть по возможности краткой и сухой. Понятно, что хочется как можно подробнее описать допущенную по отношению к вам несправедливость, но все-таки следует придерживаться фактов, которые могут быть письменно доказаны/подтверждены. В идеале жалоба не должна быть больше одного листа с текстом 12го шрифта.
2) К жалобе обязательно прилагаем имеющиеся документы, подтверждающие факты, изложенные в вашей жалобе.
3) В шапке обязательно должен быть указан адрес учреждения куда вы обращаетесь - его можно посмотреть на сайте.
4) Жалоба составляется в 2х экземплярах - один вы отдаете в канцелярию учреждения, на втором вам обязаны поставить мокрую печать с регистрационным номером и датой приема. Если возникают какие то проблемы со стороны работника канцелярии, задаем ему простой вопрос: "на каком основании вы отказываетесь принимать у меня жалобу?" или "а вы уже рассматриваете мою жалобу своими комментариями?". Это их должно привести немного в чувство, т.к. отказ в приеме жалобы является дисциплинарным проступком, за к-ый работник вполне может схлопотать выговор. В особо тяжелых случаях, когда вам начинают хамить достаем мобилку и звоним не отходя от кассы по тел. 250-153 или 250-227 - это управление кадровой политики гос. канцелярии (руководитель управления кадровой политики г-жа Георгица). Сообщаем, что гос. служащий в таком то учреждении игнорирует свои служебные обязанности и просим принять меры.
Если отказывают в проставлении печати, то ссылаемся на Постановление Nr. 208 от 31.03.1995 об утверждении Инструкции о ведении делопроизводства по петициям физических и юридических лиц, поданным в государственные органы, на предприятия, в учреждения и организации Республики Молдова. Cогласно 6му пункту вам обязаны на всех жалобах проставлять штамп "6. При регистрации петиций на первой странице проставляется регистрационный штамп (приложение N 4), в котором указывается дата поступления петиций и регистрационный индекс." Если ссылка на закон не работает, просим работника представиться, отмечаем его фамилию/отказ и пишем на него жалобу в вышестоящий орган, т.к. свой начальник наверняка отмажет. В жалобе помимо 208го постановления ссылаемся на ст. 17 Закона о подаче петиций, ст. 22, 56-57 Закона о статусе гос. служащего.
Почему так важно иметь штамп на своей жалобе? Потому что часто бывает, что чиновники неудобные жалобы "теряют" или вообще открещиваются от их получения.
5) Помимо личного обращения жалобу еще можно выслать заказным письмом с уведомлением (стоит около 10 лей). После получения уведомления можете позвонить в канцелярию и узнать под каким номером зарегистрировали вашу петицию.
6) Ссылки на статьи закона, на основании которого вы обращаетесь с жалобой, следует приводить полностью. Часто бывает, что чиновники элементарно не знают законов и пишут отписки в виде "тралеу-валеу, Это нам не задавали". Поэтому чтобы не дать им лишний раз отписаться "раскрывайте" тему и как для особо умных подчеркивайте относящиеся к вашей проблеме буквы закона. Только на моей памяти наши комиссариаты уже 3 раза отписываются, что наложение штрафа за нарушение закона о подаче петиций не входит в их компетенцию, не смотря на развернутую ссылку закона в жалобе, где четко указанно, что это именно их обязанность. Так что не надейтесь на знание закона чиновником - лучше разжуйте и где надо лишний раз черточками подчеркните, еще можно было бы стрелочками, но до такой степени им помогать не положено...

При этом бывают приятные исключения

- например Комиссариат Рышкановки в данном случае таки оштрафовал чиновника Инспекции Труда за нарушение закона о доступе к информации. Как минимум 400 лей ему пришлось заплатить со своего кармана. Возможно желание нарушать закон о доступе к информации у него отбило на долго...

4. Прислали отписку "мопед мол не наш", что делать дальше?
По закону об административном суде (ст. 14 (2)) у вас есть два варианта:
1) Написать предварительное заявление, где помимо уже изложенного в вашей жалобе добавить пункты об игнорировании учреждением своих обязанностей согласно закона, регламентирующего его деятельность. Также там следует написать, что в случае отказа в удовлетворении вашей жалобы вы будете вынуждены обратиться в административный суд, а также в вышестоящие органы с жалобой на нарушение ваших прав.
2) Подать предварительное заявление в вышестоящий орган (министерство/правительство) и в административный суд тянуть уже его.

Дальше, вне зависимости от того, куда вы подали предварительное заявление - в само учреждение или в его вышестоящее министерство, в случае явного нарушения ваших прав и игнорирования закона можно еще пожаловаться на чиновника, который подписал вам ответ на вашу жалобу в вышестоящий орган с требованием привлечь его к дисциплинарной ответственности. Например, на главного государственного инспектора труда можно пожаловаться в правительство. Если же вы обратились с предварительным в министерство труда, а вам опять отписку выслали, то жалоба с требованием привлечь к дисциплинарной ответственности уже зам. министра/министра труда и генерального инспектора подается в правительство.

При этом не забудьте о сроке подаче предварительного заявления - он составляет 30 дней. Т.е. получили ответ с отпиской - у вас месяц на регистрацию в учреждение предварительного заявления.

5. Что делать, если ответ на жалобу в течение 30 дней я не получил?

1. Позвонить в канцелярию, узнать фамилию и телефон исполнителя и обратиться к нему за объяснениями. Если его объяснения вас не удовлетворили, звоним или обращаемся с жалобой к его начальнику. На форс-мажоры можно дать неделю, максимум 2. Если через это время ответа нет, то подаем предварительное заявление, в котором добавляем пункт о том, что ответ не получили в установленный законом срок.
2. Если сказали, что ответ выслали, но через 3-4 дня вы его не получили, то можно подойти лично в канцелярию и попросить копию ответа. Если начинают вешать мамалыгу на уши и сыпят сверху брынзой, то опять же обращаемся с предварительным.
3. Написать жалобу о правонарушении в комиссариат, к которому относится данное гос. учреждение. Например в случае с Инспекцией Труда обращаться надо в комиссариат рышкановки с жалобой о правонарушении по ст. 71 Кодекса о Правонарушениях и потребовать наложить административный штраф за нарушение закона о подаче петиций, согласно к-му ответ высылается в течение 30 дней или за нарушение закона о доступе к информации в случае, если вы обратились с заявлением о предоставлении доступа к материалам проверки по вашей жалобе, а вам в течение 15 рабочих дней не ответили или доступ не дали.

6. Опять двадцать пять - получил отписку на предварительное, что дальше?

1. Дальше готовим исковое заявление в суд, где излагаем хронологию событий, фактические обстоятельства по вашей жалобе и статьи закона (в развернутом виде), которые, по вашему мнению, нарушило данное учреждение/министерство. Исковое заявление опять же размусоливать не стоит, постарайтесь его поместить максимум на 2х страницах. Помните, что ваши лирические отступления могут быть использованы представителем ответчика в суде в качестве отвлекающих от сути нарушения обстоятельств. Так что желательно построить свое заявление в следующем стиле, в качестве очень общего примера опять же возьмем нашу любимую инспекцию труда :)

02.05.2011 я обратился с заявлением №K-1425/11 в Инспекцию Труда г. Кишинева с просьбой осуществить проверку по факту нарушения трудового законодательства в фирме "Петрикэ&Со".
02.06.2011 я получил ответ, в котором Инспекция Труда незаконно отказалась осуществлять свои функции, установленные Законом об Инспекции Труда:
"Статья 4. Функции
(1) Для выполнения задач, предусмотренных в статье 3, Инспекция труда:
a) контролирует соблюдение положений законодательных и других нормативных актов, относящихся к:
- оплате труда;
- трудовой дисциплине;"
Также считаю, что Инспекция Труда г. Кишинева своим отказом нарушила следующие статьи законов:
- статью 43 Конституции Республики Молдова (развернуть),
- статьи 3, 12 Конвенции 81 об Инспекции Труда в Промышленности и Торговле Международной Организации Труда, (развернуть)
- статьи 3, 4 Закона об Инспекции Труда №140-XV РМ, (развернуть)
- статьи 373, 374 Трудового Кодекса Республики Молдова, (развернуть)
……
На основании ст. 6 Европейской Конвенции по Правам Человека и Закона об Административном Суде Молдовы прошу:
1. обязать Инспекцию труда отменить свой ответ от 02.06.2011.

2. Если вы не владеете румынским языком на уровне свободного пользования юридической терминологией, то ОБЯЗАТЕЛЬНО в своем исковом заявлении указывайте следующее:
" Исковое заявление написано на русском языке, т.к. государственным языком я не владею в должной мере. Прошу все процессуальные акты, которые будут вручены мне, переводить на русский язык на основании статьи 24 (5) ГПК РМ.".
Суд будет обязан на заседаниях вызывать переводчика для вас и свои решения/определения переводить на русский.
3. Если вы безработный или ваша зарплата не позволяет вам нанять адвоката, то добавляем в исковое заявление следующее:
" Прошу предоставить мне бесплатного адвоката на основании ст. 26 (1), (3) Конституции РМ и статьи 8 ГПК РМ, т.к. нанять адвоката не имею возможности, потому что являюсь безработным/не имею достаточных материальных средств".
4. К исковому заявлению обязательно прилагаем копии: вашей жалобы, ответа учреждения, вашего предварительного заявления, ответа учреждения на предварительное.
5. Исковое заявление делаем в 3х экземплярах - 1 для суда, 1 для ответчика и 1 для вас.
6. Не забываем про срок обращения в административный суд - 30 дней с момента получения ответа на предварительное заявление.
7. Все исковые заявления по административному суду рассматриваются в Апелляционной Палате г. Кишинева. Т.е. заявление необходимо регистрировать именно там (теилор 4, 1ый этаж 102 кабинет).

7. Если я обратился в административный суд, то выходит, что больше жаловаться я не могу?

Можете. Ваше обращение в административный суд не дает законных оснований вышестоящим органам отказываться от исполнения своих функций, по контролю законности подведомственного ему учреждения, установленных соответствующим законом.
Т.е. в случае обращения в суд с исковым заявлением например против Инспекции Труда, вам ничего не мешает обратиться в Министерство Труда с жалобой на инспекцию и просьбой осуществить проверку соблюдения положений трудового законодательства при рассмотрении вашей жалобы.
Или в случае обращения в суд против Министерства Труда вы можете также обратиться с жалобой уже в правительство с аналогичной просьбой.
Есть даже прецедент, когда отказ Инспекции Труда в осуществлении проверки по жалобе работника вылился в обжалование через административный суд по отдельности ответов от всех 3х вышеуказанных органов власти: правительства, министерства труда и инспекции труда. Пока что счет соответственно 1:0, 0:0, 1:1 (ВСП отменила решение Апелляционной Палаты и направила дело на новое рассмотрение).

8. Административный суд - практикум

1. Повестка

С чего начинается родина административный суд в Апелляционной Палате? Конечно же с повестки, которую вам обязаны выслать заказным письмом с уведомлением согласно ст. 105 Вручение повесток и извещений ГПК РМ. Как правило, повестки на первое заседание по административному суду высылают в течение 10-15 дней после подачи искового заявления. Некоторые судьи, как например Анатолий Минчуна, могут вообще "забыть" вас вызвать на первое заседание. Ну мешают им работать эти надоедливые умники со своими законами и прочей ерундой. Ведь гораздо спокойнее решать вопрос с представителем ответчика в их отсутствие… Как можно этот момент проконтролировать см. пункт 18 в факе по незаконному увольнению 2

После каждого заседания требуем повестку для себя на следующее заседание и сертификат-квиток, что вы на сегодняшнем заседании присутствовали. Обязательно сразу же спускаемся вниз и в 102/105 кабинете в Апелляционной Палате просим поставить на них мокрую печать. Печати обычно ставят без проблем. Сертификат вам понадобится для того, чтобы подстраховаться на случай вашего "отсутствия" в протоколах, бывает и такое, а повестка, чтобы заседание "случайно" не перенесли на другое время/дату - такое бывает еще чаще чем "отсутствия".

2. Первое заседание

На первом заседании ответчик обязан принести отзыв на ваше исковое заявление. Учитывая, что главная тактика поведения представителей гос. органов направлена на истощение вашего запаса сил/времени на борьбу с ними за свои права, чтобы вы махнули на все рукой и сказали а пошли они все в свою эуропу, то каждый юрист учреждения пользуется своими проверенными практикой уловками. Например, юрист Инспекции Труда, все время прекрасно пишущий отзывы на иски, написанные на русском языке, чтобы затупить работника решившего обжаловать ответ Инспекции Труда буквально вчера на заседании сделал следующий ход конем: он попросил у суда, чтобы истец, указавший в иске, что не владеет государственным языком, перевел ему исковое заявление на румынский язык, т.к. он его "не понимает и по этой причине не может подготовить отзыв"! Гениально и просто. Естественно это обычная разводка, рассчитанная на людей, не знакомых со ст. 118 (2) Конституции, ст. 24 ГПК РМ, Законом о функционировании языков, ст. 12 Закона 382 от 19.07.2001 о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и ст. 14 Европейской Конвенции по Правам Человека. Если какой-либо чиновник начинает от вас требовать перевод вашего заявления на государственный язык, то вы имеете право:
а) написать на него жалобу его начальнику/вышестоящий орган на основании ст. 30, 31 Закона о фукнционировании языков с требованием привлечь к дисциплинарной ответственности;
б) написать на него жалобу о правонарушении в прокуратуру по ст. 351 Кодекса о Правонарушениях Молдовы с требованием привлечь к административной ответственности.
Юрист правительства, например, может вообще 3 заседания подряд не приходить в суд, а объяснить это "помогал г-ну премьер-министру, был занят". Ну не до судов щас чесслово, выборы жеж - эуропа ждет, а вы тут со своими судами лезите…

Если ответчик не явился в суд, то вам могут предложить лично отнести ему повестку - вы конечно можете это сделать, но не обязаны. Более того, согласно ст. 105 ГПК суд обязан высылать повестки заказным письмом с уведомлением. Поэтому если вы особо не горите желаением попробовать себя в роли почтальона Печкина, то спокойно сообщаете судье/секретарю, что считаете более эффективным высылку повестки именно судом в строгом соответствии со ст. 105 ГПК. На разводки мол "давайте так быстрее будет...да пока мы отправим, да пока получат...хай ну не фащець проблемь домну..." и тд не ведемся. Передача повесток ответчику истцом является действием сугубо добровольным.

3. Как бороться с такими изобретателями?

Да очень просто - опять же жалобой :) только в форме письменного ходатайства о наложении на ответчика штрафа примерно следующего вида:

ХОДАТАЙСТВО
к делу №3-1098/11 судья….
(на основании ст. 56 ГПК)

02.05.2011 я подал исковое заявление №2587 против Министерства Труда
Республики Молдова об отмене административного акта индивидуального характера.
12.05.2011 состоялось первое судебное заседание, на котором суд обязал ответчика предоставить отзыв на мой иск. Судебное заседание было перенесено на 18.09.2011 на 9:15.
18.09.2011 ответчик в назначенное судом время не явился, проигнорировав свою обязанность сообщить судебной инстанции причины неявки согласно ст. 103 (2) Гражданского-Процессуального Кодекса Молдовы.
Таким образом, судебное заседание было сорвано, т.к. присутствие представителя Министерства Труда было необходимо - ответчик должен был предоставить отзыв на мой иск. Судебное заседание было вновь перенесено на 15.11.2011.
Прошу суд, в соответствии со ст. 22 (3) Закона об Административном Суде, наложить на представителя Министерства Труда судебный штраф за не предоставление истребованного судом отзыва, а также за срыв судебного заседания и неуважение к суду. Считаю, что таким образом представитель Министерства не добросовестно пользуется своими процессуальными правами, умышленно затягивая процесс в условиях огромного количества дел, находящихся в рассмотрении Апелляционной Палаты г. Кишинева.

Учитывая, что: ходатайство вы подаете через канцелярию суда и имеете свою копию, а значит "потерять" его не оч. получится, плюс судья обязан составить по нему мотивированное определение, то такие попытки, как правило, тут же пресекаются.

Штраф между прочим составляет "до 10 минимальных заработных плат за каждый просроченный без уважительной причины день"…

Ходатайство о наложении штрафа можно подавать после каждого заседания на которое ответчик не явился/не предоставил истребованные документы. 3 раза не пришел? Вот пусть по 3м ходатайствам и будут вынесены определения. Ходатайство лучше подавать за 2-3 дня до следующего заседания, чтобы уменьшить возможность составления какой-нибудь отмазки а ля "болел/отправили в командировку" и тд.

4. А почему бы не плюнуть на энтот отзыв и не рассмотреть дело в отсутствие ответчика, как настойчиво предлагает судья?

А вот почему:
Статья 388. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права ГПК
(1) Решение, вынесенное в первой инстанции, подлежит отмене независимо от доводов апелляционного заявления в случаях, если:
b) дело рассмотрено судебной инстанцией в отсутствие кого-либо из участников процесса, не извещенного о месте, дате и времени проведения судебного заседания;

Поэтому в отсутствие ответчика лучше дело по существу не рассматривать. В крайнем случае, суд может организовать принудительный привод ответчика.

5. Что делать, если отзыв мне дали, и судья говорит на мол читай и прямо сейчас переходим к рассмотрению дела по существу?

Вежливо поблагодарить за попытку лишить вас возможности спокойно проанализировать доводы ответчика и как следует подготовится к их дезинтеграции на атомы, и твердо заявить что вам необходим доступ к гражданскому-процессуальному кодексу, к закону об административном суде и профильным законам (например закон о подаче петиций и тд), и вы не можете подготовиться без этого к изучению отзыва. Судья может предпринять еще пару попыток, но ни в коем случае не соглашайтесь - если просьбы перейдут в приказы, то запускайте контрзаклинание "трах тибидах, прошу занести мой отказ от рассмотрения дела по существу в протокол". Бывалые говорят, что помогало и заседание переносили даже у самых настойчивых судей.

6. Протоколы

Тема достаточно обширная и единой позиции по ним у гражданских активистов пока еще нет. Одни считают, что надо обязательно требовать протоколы, т.к. в них иногда можно сделать оч. интересные для себя открытия - как например факт уже проведенного заседания в ваше отсутствие, о котором вы ничего не знали, или вашего согласия с доводами ответчика ну и тд. Другие же полагают, что если суд не считает нужным соблюдать ст. 275 и ст. 276 ГПК, то этот вопрос следует поднимать только при обращении с кассационной жалобой в его вышестоящий "орган" - Высшую Судебную Палату. Поэтому все зависит от вашей конкретной ситуации. Если вы считаете, что у вас есть основания сомневаться в корректности составления протоколов ввиду каких то признаков небеспристрастности судьи, то через 5 дней после заседания пишите заявление с просьбой предоставить возможность ознакомиться с материалами дела и протоколами заседания, чтобы снять их копии (на фотик например) через 3 рабочих дня. Заявление проводим через канцелярию. Если через 3 дня вы приходите в канцелярию (102 кабинет), а дела там нет, то: попробуйте обратиться к секретарю судьи с просьбой предоставить дело по вашему заявлению, если начинается мамалыжно-брынзовый дождь, то пишем жалобу на имя председателя Апелляционной палаты и дублируем ее в Высший Совет Магистратуры. Практика показывает, что после этого вам могут позвонить домой с предложением явиться в суд для ознакомления с делом…оказывается бывает и такой сервис.

7. Ну вот, канонада судебных баталий смолкла и суд огласил решение - что дальше?

В 90% решение будет не в вашу пользу - об этом говорит статистика обращений в Высшую Судебную Палату по административным делам. Поэтому сразу же после оглашения решения спускаемся вниз в канцелярию и сдаем 2 заявления:

1) 29.09.2011 судом было вынесено решение по моему делу. Прошу вручить мне лично под подпись или выслать по почте заказным письмом с уведомлением копию мотивированного решения в течение 15 дней, согласно ст. 242 Составление мотивированного решения ГПК РМ для дальнейшего обжалования в Высшей Судебной Палате.

Практика показывает, что составление мотивированного решения в вышеуказанный срок является исключением, а не правилом, поэтому ваше заявление с одной стороны может помочь судье соблюсти данный срок, а в случае его игнорирования вы можете приложить заявление как доказательство к своей жалобе в Высший Совет Магистратуры с просьбой привлечь судью, игнорирующего закон, к дисциплинарной ответственности согласно ст. 22 h1) нарушение сроков составления судебных решений и передачи их копий участникам процесса; Закона о статусе судьи.

2) прошу предоставить возможность ознакомиться с материалами моего дела и протоколами согласно ст. 56 ГПК РМ на дату (через 7 рабочих дней например) для подачи возможных замечаний на протоколы и составления кассационной жалобы.

Опять же, если вам дело не дают и кормят мамалыгой, то обращаемся с жалобами к председателю АП и в Высший Совет Магистратуры.

9. Всяко-разно

1. Походы в суд на заседания
Постарайтесь не ходить туда в одиночку. Пусть ваш сопровождающий выпишет текст ст. 117 Конституции, ст. 23 ГПК, ст. 10 Закона о судоустройстве и возьмет с собой булетин. Если только заседание не объявят закрытым, что маловероятно в административном суде, то законных оснований у судьи не допустить гражданина РМ в зал заседания нет. На вопросы а зачем ты сюда пришел, кто такой и че ваще надо отвечать надо спокойно и уверенно: "я гражданин Молдовы, пользуюсь своим правом на присутствие в суде согласно ст. 117 Конституции Молдовы, ст. 23 ГПК и ст. 10 Закона о судоустройстве, по которым судебные заседания проводятся открыто". Практика показывает, что отсутствие посторонних лиц, как и самого истца, крайне облегчает задачу судьи решить дело в пользу гос. учреждения. Психологический прессинг в виде повышенного тона и делание вида, что прав, у вас - холопа, не может быть по определению, в отличие от боярина-чиновника, вполне обычное явление в судах. Судей тоже понять можно - адвокаты как бы в теме, свои люди, понимают, что пожалуешься один раз на судью в Высший Совет Магистратуры, так на второй раз дело фиг выиграешь. Поэтому на все эти "мелочи" типа высылки повесток заказным письмом, извещений о составлении протоколов и приглашений на ознакомление с ними, практически никто не обращает внимание. А когда человек приходит в суд без адвоката/юриста, не зная своих процессуальных прав, а таких большинство, то и как его не затупить, чтобы побыстрее от него избавиться. Поэтому не удивляйтесь, если вас сходу на первом заседании начинают тупить - это стандартная практика. А вот для того, чтобы ее искоренить и обязать суд соблюдать ваши права, необходимо:

а) всегда иметь рядом свидетеля, который сможет подтвердить, что судья на вас кричал, хамил или грубо нарушал ваши права, т.к. в противном случае на ваши жалобы вы обязательно получите "заявленные действия не подтвердились";

б) выучить наизусть адрес Высшего Совета Магистратуры (напротив кафе Шато) и не стесняться обращаться туда с жалобами, в случае нарушения ваших прав судьями;

в) прочитать и законспектить следующие законы:
Закон №514 о Судоустройстве
Закон №544 о Статусе Судьи особое внимание ст. 22
Закон о Высшем Совете Магистратуры
Закон №950 о дисциплинарной коллегии и дисциплинарной ответственности судей
Этический кодекс судьи
Нормы поведения работников суда
Инструкция по делопроизводству для секретарей судей

в) в случае, если вы считаете, что судья своим поведением вызывает сомнения в своей беспристрастности и действует в интересах ответчика, не стесняемся заявить ему отвод согласно ст. 50 ГПК РМ. Отвод, как правило, заявляется до начала заседания, желательно в письменном виде через канцелярию, чтобы его опять же не "потеряли". В заявлении указываем обстоятельства вашего дела, фактические и правовые причины по которым вы считаете, что судья не беспристрастен. Отвод рассматривается другим судьей, поэтому постарайтесь его составить так, чтобы он был понятен человеку не знакомым с вашим делом.
Процедура следующая:
1) заявление отвода до начала заседания - в случае если после, например, первого заседания у вас возникли обоснованные причины сомневаться в беспристрастности судьи, за 2-3 дня до второго заседания или на следующий день регистрируем отвод в канцелярии в 2х копиях!
2) заявление отвода после начала заседания - в случае если в ходе рассмотрения дела судья высказывает свое мнение по делу или явно действует в интересах ответчика не давая вам задавать неудобные вопросы например. Тогда устно заявляем судье отвод на основании ст. 50 ГПК. Заседание приостанавливается. Вы тут же спускаетесь в канцелярию и в письменном виде от руки пишите заявление об отводе в 2х копиях! Вас могут вызвать на рассмотрение отвода, а могут и не вызывать. Поэтому идем спокойно домой и ждем повестки на следующее заседание.
3) заявление отвода после заседания - также возможно, ограничения в ГПК по этому вопросу нет.
4) заявление об отводе после начала рассмотрения дела по существу - в случае, когда основание для него стало вам известно, после начала рассмотрения дела по существу.

2. Аудио/видео запись судебных заседаний.
Согласно ст. 275 (4), 2761 ГПК, Решения ВСМ об аудио записи в судах", Регламента аудиозаписи судебных заседаний ВСМ, мы имеем право требовать ведения аудио/видео записи судебных заседаний. Хотя в решении ВСМ указано о введении аудио записи заседаний с 1 октября 2009, и несмотря на то, что 150 залов в 52 инстанциях были оснащены оборудованием на деньги американского фонда "Millennium Challenge Corporation", который выделил 11 миллионов долларов на программу приведения наших судов в цивилизованный вид, а также несмотря на то, что центру по тех. обслуживанию этого оборудования заплатили 890 000, до сегодняшнего дня аудио запись в судах на регулярной основе не проводится. Это по информации из отчета Департамента Судебного Администрирования Министерства Юстиции (стр. 80-112). До нового года обещали это дело запустить, но что-то я сомневаюсь, что наши судьи так легко согласятся на такую "транспарентность" своей работы.
Поэтому пока что можно писать ходатайство об использовании аудио записи в ходе рассмотрения вашего дела, в любом случае по нему должно быть вынесено мотивированное определение, которое можно отнести вместе с жалобой в вышеуказанный департамент и попросить проверить - действительно ли в данной инстанции аудио оборудование не работает.

3. Копирование материалов дела
Несмотря на четкое указание в ст. 56 ГПК о том, что "(1) Участники процесса имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии", а также в ст. 275 ГПК "(51) Председательствующий в судебном заседании извещает в письменной форме участников процесса и их представителей о составлении и подписании протокола судебного заседания в течение пяти рабочих дней с даты его подписания, указанной в протоколе, и предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом и получить его копию" например в Апелляционной Палате г. Кишинева не дают делать ксерокс протоколов и требуют отдельного заявления на имя председателя АП, и выдают их только после его разрешения. WTF? спросит озадаченный читатель, чего судье бояться, если все в протоколе написано верно и без искажений? :) Поэтому делается обычно следующее: пишется заявление об ознакомление с делом через 3 рабочих дня. Приходим в канцелярию и:
а) оставляем булетин в качестве залога, выходим из канцелярии, ставим дело в сумку и спокойно выходим на улицу, где в ближайшем ксероксе снимаем копии всего, что посчитаем нужным.
б) в качестве альтернативы можем там же в канцелярии просто сфоткать все документы. Если секретарь начнет возмущаться - тыкаем его носом в ст. 56 ГПК и спрашиваем уже его - WTF домну/доамна? В случае продолжения концерта предупреждаем, что будем жаловаться председателю суда и в департамент судебного администрирования на нарушение вашего права снимать копии с дела. Это должно его успокоить, но если работник уж слишком настырный, то спокойно отдаем ему дело, как он требует, т.к. в случае неподчинения он вызывает полицейского со всеми вытекающими, и пишем жалобу председателю и в департамент, там же просим указать дату и время когда вам будет предоставлена возможность снять копии со своего дела.

4. Право на получение ответа от гос. учреждения на русском языке
Согласно ст. 12 Закона №382 о правах лиц, принадлежащих к национальным
меньшинствам, и правовом статусе их организаций
"(1) Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право обращаться в публичные учреждения в устной и письменной форме на молдавском или русском языках и получать ответ на языке обращения." Поэтому, если ответ от гос. учреждения вы получили не на языке обращения, то добавляем этот момент в свое исковое заявление/жалобу вышестоящему органу/предварительное и параллельно обращаемся в соответствующую районную прокуратуру (это их компетенция)с просьбой наложить административные санкции согласно ст. 351 Кодекса о Правонарушениях - Несоблюдение Закона о функционировании языков на территории Республики Молдова.
На любые попытки чиновников/суда заставить вас перевести свои жалобы/заявления/обращения/запросы ссылаемся на данную статью и вежливо интересуемся на каком основании они ее нарушают...

ДИСКЛЕЙМЕР Вышеуказанная информация и советы основаны на моем ограниченном личном опыте участия в 5 делах, а также на выводах, полученных из опыта общения с молдавскими судебными инстанциями еще нескольких гражданских активистов, что следует учитывать при оценке объективности представленного текста.
Мнения, комментарии и опровержения со стороны более опытных активистов, адвокатов, юристов и кто знает, может даже судей :) только приветствуются.

ЗЫ: по мере накопления новой информации фак будет апдейтиться.
Previous post Next post
Up