Добрый вечер,
В общем так. Того, кому «надоело сладкое и хочется селедки» разочарую. Ее пока нет. -:) Но! Сегодня есть
обещанный «доклад» на тему «командообразование». Так как вопросов много и при этом они еще и разные, алгоритм предлагаю такой: я структурировал насколько возможно вопросы по направлениям, написал вступление, общие принципы, мое видение темы. Основываюсь как на личном опыте так и на уважаемой мною и
упомянутой ранее профессиональной литературе. Далее - предлагаю свои ответы и рекомендации по некоторым конкретным вопросам. Сегодня - часть. Я стараюсь излагать тезисно- самое главное, с моей точки зрения. Остальные вопросы-ответы буду добавлять сюда по мере готовности. Тема интересная, за один раз всего не расскажешь. Буду ждать ваших комментариев. Начнем!
Создание команды и достижение успеха - вечная тема. Думаю, что не сильно удивлю вас, предложив такой тезис: «единых правил нет». Что есть? Есть некоторые общие правила или принципы плюс жизненный опыт. Если этот сплав оказался драгоценным - вас ждет успех. Я думаю, что вообще ни одна конкретная модель или составленная по каким-то строгим конкретным правилам команда не может 100% гарантировать успех. Это можно сравнить с воспитанием. Родители могут дать детям образование, культуру, деньги, но вряд ли успех. Готов поделиться своим драгоценным сплавом (жизнь + книги).
Общие правила или принципы, которые я разделяю:
- Лидер определяет 50% успеха, 50% - команда.
- Сначала кто, а потом что (подробнее у Джима Коллинза «От хорошего к великому»).
- Нужно понять свои конкурентные преимущества (чем ты лучше других - только честно!), потом свои недостатки и найти людей, которые эти недостатки компенсируют.
- Изучил себя и подобрал команду - верь в свою стратегию и иди к ней не отморожено, но все время сравнивая с реальной жизнью, вноси коррективы.
- Если случился кризис, сложилась нестандартная ситуация, лидер берет управление на себя - команда исполняет. Потом объясните, почему сделали именно так. Кризис не может быть долгим.
- Ситуация и правила работы могут меняться радикально в связи с переходом от малого бизнеса к глобальному. В большом бизнесе не знаешь всех работающих, управляешь большими коллективами с помощью месседжей, прав ты или нет становится видно только через несколько лет.
- Уход сотрудников не всегда плохо, если есть 2-3 кандидата на это место. Не бывает незаменимых специалистов. Если они есть - у вас плохая система.
- Не думай о том, что ты умнее всех, учись слушать свою команду.
- Дай право на ошибку своему коллеге (если считаешь, что она не критична). Разве сам никогда не ошибался?
Вопросы, на которые вы хотели получить ответ (сегодня - 2-а):
1. Лидер, его роль, его функции, его черты.
Я считаю, что лидер несет моральную ответственность за всех и за все. Лидер является главным стратегом и третейским судьей. Именно он разрешает конфликты. Лидер не должен перекладывать свои привычки на свою команду. Если работаешь 12-14 часов в день (мой вариант), это не значит, что все должны «гореть» на работе. Должен быть баланс тех, у кого «горят глаза», и тех, кто работает с 9 утра до 6 вечера и просто классно делает свою работу. Есть такая «теория звезд и пахарей». Приведу пример из футбола: когда «Real Madrid» собрал в своем составе всех звезд - команда просто перестала играть. Лидер должен давать право на ошибку. Это особенно важно, когда идет работа над воспитанием прeeмника - 1-го номера. Интересно, что конфликтность человека (если он - профессионал) - важный сигнал: возможно это новый лидер.
Первый номер отличают: харизма, интуиция, профессионализм. Часто достаточно хотя бы одной черты из перечисленных. Но только в том случае, если она очень сильно развита. Лучше, конечно, все три.
В принципе, в крупном бизнесе всегда существует разрыв между лидером и сотрудниками. В связи с этим я выделяю 2-е модели взаимодействия лидера с командой:
А) Лидер - миф. Он «все видит, все знает», но его почти не видно.
В) Лидер - человек. У него - живой прямой контакт с любым уровнем сотрудников.
Этот вариант - более тяжелый, нужно всегда доказывать, что ты на уровне. Я - за второй вариант.
- Подбор персонала.
В этом вопросе очень многое зависит от цели и размера бизнеса. По своему опыту могу сказать, что когда я работал в кооперативе (малый бизнес), то опирался на друзей из института. Т.е. определяющим фактором было знакомство, комфортность, доверие. Занимаясь же большим бизнесом, необходимо искать лучших из лучших. И делать это надо как внутри компании, так и на рынке.
Отдельно хочу отметить проектный бизнес, который может существовать в рамках и больших и средних компаний. Здесь, с моей точки зрения, лучше всего использовать outsourcing, привлекать специалистов на непостоянной основе. Если вы привлекаете на проектную работу специалистов на постоянной основе, то проектная группа скорее всего начнет искать себе работу внутри компании.
Подбирая заместителей, я исхожу из того, что мой зам должен быть намного сильнее меня по своему направлению. Считаю, что лучше подбирать руководителей из своей компании, если нет в компании, выходить на рынок. Но при этом, продвигая специалистов из своей компании, надо всегда сравнивать их компетенцию с предложениями рынка. Брать нужно лучших, и своих только при прочих равных условиях.
В целом, у меня «мозаичный» принцип подбора людей и их ориентации на задачи. Если вы действуете по этому принципу, то постепенно складываете цельную картину из отдельных ярких кусочков. Некоторых нет - надо искать, некоторые не ровно лежат или не в том месте. Картину надо довести до рабочего состояния и постоянно совершенствовать в процессе.
И в завершение добавлю: необходимо постоянно проводить анализ команды - видеть кто потенциально первый номер, кто - второй. Это помогает разрешать многие конфликтные ситуации и достигать успеха.
С лучшими пожеланиями,
Михаил Прохоров