Шикли - городок на 20 с небольшим тысяч населения. Считается довеском к столице провинции Рагузе. Но вот честное слово - по обаянию с этим городком мало какой сравнится. Перестраивался город, как и соседние, тоже после землетрясения в XVII веке. Сценография Шикли, конечно, расчитана на другие масштабы. Его церкви из золотистого камня - грандиозные, пышные - подошли бы столицам. Дворцы слепят провинциальной роскошью, обилием позолоты и южной несдержанностью. Ни одного прямого угла: во всем каприз, движение, позерство.
Для нас в Шикли имелся еще дополнительный интерес. Или даже главный. Именно здесь в нашем побудительном сериале находился комиссариат Вигаты, место службы Сальво Монтальбано, лысого комиссара с богатым и сложным внутренним миром и завидным аппетитом.
Неранним утром мы выгрузились из рейсового автобусика на довольно заурядной рыночной площали, по совету аборигенов взяли направление на виа Национале, и через сотню метров оказались по ту сторону телеэкрана.
Это церковь Сан Микеле волнорезом стоит в начале главной улицы города - виа Франческо Мормине Пенна
Улица Мормине Пенна - главная сценическая площадка Вигаты. В текущей реальности она пешеходная, но в параллельном кинематографическом измерении по ней носится взад-вперед потрепанный фиат комиссара.
Историческая аптека
На фоне церкви Сан Джованни
Ну и собственно, пуп земли: муниципальный дом Шикли, где в обычные дни сидят городские власти. На ближайшие четыре месяца на этом фасаде снова появится вывеска Commissariato de Vigata.
"Montalbano sono". Местный диалект с его типичной инверсией глаголов и переливчатымии интонациями невероятно украшает сериал, как и свежевыловленная рыба, аранчини, паста алла Норма и сварливый мизантроп в роли главного героя. Но Шикли, как мы уже знаем, это «Вигата» сериала, а не книг Камиллери. Когда фильм начинали снимать, эта часть острова была гораздо более пустынна и безлюдна, чем сейчас. Даже сами сицилийцы редко навещали эту провинцию, не говоря уже о международных турпотоках. Сейчас-то городок переживает бум интереса, и буквально каждый, с кем мы заговаривали, в экзальтации говорил: а вы знаете, что через месяц возобновятся съемки? Каждый чувствовал себя причастным к этой истории, сделавшей городок у подножия Иблейских гор известным миру. И практически каждый расчитывал наварить свою пару евро на популярности сериала. И ничего, что прошло уже 15 лет, что вершает этот маленький мир, стареют его герои, больше горечи и разочарования в их словах и поступках. Он по-прежнему прекрасен. Это же Сицилия. Поэтому Шикли одновременно и материален, и похож на сон, и существует в двух параллельных реальностях.
Мы выдохнули и зашли в сакральное место (зачеркнуто) в муниципалитет. Застенчивый молодой человек спросил, хотим ли мы осмотреть кабинет квестора, если да, то он сейчас сбегает за ключами.
В кинематографической реальности время и пространство живут по своим законам. Глянешь н вход в муниципалитет - это комиссариат Вигаты. Подымешься на второй этаж, а там уже квестура Монтелузы, до которой кинематографическому комиссару пилить два часа на машине. В квестуре сидит зловредное комиссарово начальство, квесторе Бонетти-Альдериги. Как все все зло у Камиллери, он прислан с севера, из Болоньи. И этот вечный антагонизм севера и юга прямо-таки звенит в каждой книжке писателя, и в каждом кадре сериала.
Квесторе, злыдень
Комиссарио
Вот эти заветные стол и стул в стиле либерти, надо ли говорить, что каждый из нас примерил их на себя.
Когда-то в этом кабинете сидел местный синдако, мэр города, но с ростом популярности сериала горожане решили, что выгоднее водить в эти роскошные залы туристов, а мэр переехал в кабинет попроще.
Из кабинета можно выйти на балкон мэрии, откуда открывается вид на холм Сан Маттео с одноименной церковью
А главное, на бар, куда наши герои регулярно заходят за кофе-допингом, а мы почему-то не зашли. Почему? Нет ответа...
Билет, по которому мы попали в кабинет квесторе, оказался комбинированный, в него входили все главные достопримечательности Шикли, числом три.
Пунктом два в билете значился палаццо Спадаро: знатная семья, позднее барокко, все дела. Палаццо тоже снималось в сериале, что, конечно, подогрело наш интерес. Здесь размещался офис какой-то сомнительной квази-церковной организации. Неприятные люди в роскошных интерьерах.
Парадная лестница украшена двумя панно. Вот это «Богатство» ведет на господскую половину. На противоположной стороне - «Бедность», там начинается часть дома, отведенная слугам.
Фрагмент потолка
Фасад дворца украшают восемь пузатых балконов с коваными перилами и цветочными мотивами в духе рококо. Оказывается, вот это устройство балконов «пузырем» - оно не просто так, оно расчитано на дам в платьях с пышными юбками и кринолинами. В XVIII веке они могли без затруднений вписаться в такой балкон.
Фасад выходит к церкви Михаила Архангела.
А пол покрыт хорошо сохранившейся плиткой из Кальтаджироне, вручную расписанной
Сейчас во дворце муниципальная художественная галерея, где выставлены работы художников Gruppo Scicli.
Церковь Cв. Терезы (в фильме она маячит в кадре неясным фоном) - бывший монастырь босых кармелиток, с 60-ых годов прошлого века служащая музеем и местом для всяческих культурных инициатив.
В ее бисквитном интерьере собраны все ужасы провинциального барокко разом.
Таких гримасничающих путти еще поискать
В церкви собраны фрески из отдаленных деревенских монастырей, спасенные от времени и землетрясения. Работа какого-то доморощенного маляра.
«зеркальный» барочный алтарь
Распятие. Розочками покрыли стигматы Христа местные монашки
Наш гид. Первый раз заступил на работу, тренировался на нас как на кошках.
Что еще в Шикли достойно упоминания... Палаццо Беневентано, конечно. Самое безумное барочное здание на всю округу, апофеоз стиля.
А это его скромный внутренний двор
К палаццо прилепилась терраска ресторана Baqqala, или «Пьяная треска». Да, о святые канноли, в Шикли нас наконец-то накормили. И как!
Вот это сочетание вонголе с молотыми фисташками - это мммм.
Креативное канноло
Что еще мы успели сделать в Шикли, пока не начало смеркаться. Подняться на холм Сан Маттео и оглядеть город с его высоты. Отличное развлечение после плотного обеда.
Церковь Сан Маттео, не достроенная и уже давно разрушающаяся.
Были опознаны
Церковь Санта Мария ла Нова
Сан Микеле и Сан Джованни
Монастырь Сан Иньяцио
И муниципалитет
церковь Сан Бартоломео, красиво вписанная в ущелье
И палаццо Фава с «балконными монстрами», на этот раз конными
Церковь и дворец мы тоже узнали по фильму:
Шиклеанские улицы
открытые двери церкви Сан Джованни.
А, еще ж мы навестили местный музей костюма. Думали мимолетно окинуть взглядом, а провели там кучу времени и получили массу удовольствия. В основном благодаря вот этой даме-смотрительнице, настоящей энтузиастке собирательства шляпок, корсетов, патефонов, кухонной утвари и тому подобных вещей..
Все мы узнали про сицилийские моды XIX века, про городской и сельский быт, и как пекли канноли, и как собирали приданое, и как шнуровали корсет.
Это бамбуковые трубочки, на которых пекут канноли
Монтальбано (доедая третий канноло): Сейчас многие пекут на стали, это неправильно.
Доктор Паскуано (доедая четвертый): Нет-нет, только на бамбуке.
Разыграв напоследок в лицах этот ключевой диалог из фильма, мы, отягщенные новым знанием о канноли, барокко и гастрономических привычках комиссарио, отправились в обратный путь.