Гондола-гондола

Jul 30, 2012 12:44

Наснимала за несколько лет изрядную коллекцию украшений для гондолы. Вот думаю, а чего б не выложить.
На гондоле я плавала дважды. Раз - в первый приезд, лет 15 назад, в порыве группового безумия, и раз - в предпоследний приезд. Отплыли от тихого причала у Формозы, насилу уговорив пухлого чернявенького гондольера не петь нам, как он поначалу угрожал.

И знаете что? Плыть на гондоле - это прекрасно.




Нет, конечно, поначалу неловко: и про себя всё понимаешь - повелась-де на дешёвую символику, и про них - гондольеры выжиги, и экстерьером они давно уступают молоденьким матросам-маринайо, обслуживающим вапоретто.
Но все эти прагматические мысли остаются за бортом лодки, которая плывет плавно и неслышно, а движения весла соразмерны стуку сердца. Лаковый борт сияет как генеральский сапог, морской конек на корме указывает путь. Шоффэр, на острова. В сирэнь, шоффэр, в сирэнь.

Гондолы строят до сих пор. 400 килограмм шика и элегантности. Несколько "скверо" - небольших верфей в городе уцелели. Там также реставрируют пожившие лодки. Гондола дает работу десяткам мастеров, и сохраняет многие традиции и ремесла.



Помимо своей неоспоримой элегантности, гондола идеально скроена - плоскодонка, она идеально подходит к лагуне, окружающей Венецию, и может плавать в очень мелкой воде.

Наиболее важной особенностью гондолы считается ее продольная асимметриия: киль не прям, а изогнут вправо, а уключина для весла установлена слева. Кривизна эта была присуща гондоле не всегда - на картинах 17-го века гондолы прямые как школьные линейки - посмотрите на картины Каналетто, например.

Существуют очень строгие правила строительства, которые устанавливают длину лодки - 10,75 м, и ее ширину - 1,38 м. 280 деталей в восемь пород древесины: лиственница, ель, дуб, вяз, вишня, красное дерево, орех, и липа. Конструкция лодки меняется, но постепенно и незаметно. Так, в прошлом веке с гондол исчезли felze - кабинки, которые служили для защиты пассажиров от холода и от посторонних глаз. Зато был закреплен законом и сохранился до сих пор черный цвет лодки - как следствие давней борьбы венецианских властей против роскоши, с которой дворяне и купцы украшали свои лодки. Цвет также связан с использованием смолы в качестве герметика, и совершенно не имеет никакого отношения к трауру. Погребальные лодки в Венеции были лиловыми...

Исключение - цветные гоночные гондолы, участвующие в регатах:




Гондола дает работу десяткам мастеров, и сохраняет многие традиции и ремесла.







Баковая надстройка лодки, fiuboni, имеет форму крыши и украшена резьбой, инкрустацией и позолотой.



















Флагштоки:













Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Гондолы носят имена - хозяина ли, его жены или матушки. У нашего гондольера лодка звалась именами его детей.







От непогоды гондольер тщательно укрывает ее попонкой:




Стальные балансиры ferro di prua на носу напоминает формой шапочку дожа, а ferro di poppa или risso (ricciolo) - движение веслом по спирали, которое совершает гондольер.
























Лодки живут дольше своих хозяев

А это parecio - съемные части лодки: сидения и их спинки, отчаянно позолоченные и украшенные путти, львами Св. Марка и корно. «Меблировка» гондолы включает два кресла со спинкой или sentàr, два стула или careghìni, и две банкетки. Они обиты парчей или бархатом, или кожей - натуральной или искусственной. Традиционные цвета обивки «кардинальский красный» или черный, свадебной гондолы - белый или желтый. Но ничто не мешает гондольеру положиться на свой вкус, чтобы приукрасить лодку попестрее. Кстати, parecio включает в себя и попонку, и шнуры и кисти, - всю отделку, украшающую и лошадей из латуни и края подушек.






















Латунные украшения - cavalli - это, как правило, морские коньки в ассортименте, тритоны, посейдоны и прочая фауна лагуны. Если гондольер рачителен и неленив, он их драит ветошью, и коньки сияют на солнце. Если нерадив - они быстро покрываются патиной.

















































Ну и наконец, forcola - практически самая важная части гондолы. Сложной формы, со множеством изгибов уключина сделана из цельного куска корня ореха. Она установлена в кормовой части гондолы, и является точкой силы для управления лодкой. На форколу гондольер опирается веслом, когда толкает лодку вперед.













:

Италия, Венеция

Previous post Next post
Up