В этом году я потеряла друга. Мальчишку, которого никогда не видела, который ушёл из жизни почти сразу после своего 20-летия. Мы ни разу не встречались, но очень активно переписывались, причём разговоры, в основном, шли о книгах. Самое большое место занимал, конечно, «Дом, в котором» - собственно говоря, из-за него и начались наши диалоги. Но достаточно часто «всплывали» и другие произведения - те, которые были нам дороги, впечатлениями о которых по разным соображениям хотелось поделиться. Мы говорили о Петербурге Достоевского и о Даррелле, о Крапивине и Алексине… А в последние дни Кея поддерживали истории Ольги Громыко - не ведьминские, нет, а книги про «олухов» с приставками «космобио», «космопсихо», «космоэко»… И разница в возрасте, и разный «литературный» опыт отнюдь не помешали нам увидеть в этих «простеньких» историях главное - как сказал Кей, «Вы ведь тоже «Космобиолухов» любите за то, что там хорошая команда и друзья»…
Интересно, что «открывали» мы с ним серию про «олухов» в довольно тяжелые жизненные моменты - у меня был «полный утык» в отношениях с людьми, когда я взяла в руки первых «Космобиолухов» (ещё написанных в соавторстве с А.Улановым), у Кея - паника перед очередным обследованием. «Когда читаю, они меня успокаивают. Даже немного весело» - это его слова, но так было и со мной. Я игнорировала не совсем «мои» рисунки, а «простота стиля» - что ж, наверное, она тоже стала одной из причин, почему «олухи» стали поддержкой. Ибо наслаждаться красивым слогом в тот момент, когда на душе скребутся стада диких кошек, сложно, а Ольга Громыко создала героев, с которыми хотелось общаться. Там было то, что очень дорого мне, и что точно почувствал Кей . «Ощущение команды перевешивает недочеты подобных книг (стиль, язык и т.д.), - писала я ему тогда. - И такая... настоящая дружба, не на словах, а напротив, слегка маскируемая словами, но очень прочная в реале». А Кей об этом же говорил иначе - «Мне очень нравится именно как они друг с другом общаются. Постоянно подзатыльники, зато им весело и интересно». Тут я, конечно, вспомнила своего любимого Гиббса (сериал «Морская полиция»), подзатыльники которого его команда воспринимала чуть ли не как награду.
«Перечитайте про «олухов». Пусть и у вас настроение поднимется» - это, фактически, последнее, что он мне написал. И я, действительно, перечитала весь цикл - а потом прочитала и новую книгу, которую мальчишка уже не успел застать. И которая добавила ярких красок всей честной компании. Что ж, если я пока не готова к разговору о «Доме, в котором», то ради Кея - поговорю немного о героях Громыко. Вряд ли это получится какой-то связный текст, скорее - так, наброски, цитаты, то, над чем стоит ещё поразмышлять.
«В отношении физики, астрономии и бравых космодесантников это чистой воды пародия». Я это учла, и потому не слишком следила за техникой перелетов, вооружениями, космическими трассами и прочим. А вот люди заинтересовали с первых строк.
47-летний отставной космодесантник (будущий капитан будущего «Космического мозгоеда») Станислав и его ровесник и друг Венька, «фанатично влюбленный в свою работу терапевт-диагност», общались в моем любимом ироничном стиле - с подколами, за которыми чувствовалась прочность «ниточек», которые их связывали. Потом появились пилот Теодор и навигатор Дэн - молодые ребята (как они появились - разговор особый… это читать надо), тоже постоянно пикирующиеся между собой, но немного иначе - мы видим, как они «притираются» друг к другу. «Сюрприз» в том, что один из них окажется киборгом с очень сложной историей - и в первой книге сюжет будет в немалой степени крутиться вокруг этого (и из-за подозрительности капитана, не знающего, кто именно киборг, и из-за путаницы, возникающей у всех, кто с отчаянным экипажем сталкивается). А ещё от «биолухов», с перевозки которых на «малозначимую» планету и началась серия приключений, к космолетчикам сбежит Полина, добавив изрядной неразберихи в быт команды. О, забыла механика - щупленького сутулого мужичка, почти по брови заросшего черной жесткой бородой, а выше них - копной таких же волос. «Когда и откуда он появился, никто из команды не понял. Видно, выскочил из одной из неосмотренных кают. Взгляд у техника был диковатый и настороженный, как у застигнутой врасплох крысы. Потрепанный комбинезон в оспинах смазки и подпалинах висел на нем мешком, армейские ботинки, напротив, плотно облегали ступни немалого размера, а в руках мужичок держал какую-то трубу с торчащими по обоим концам проводами. Причем с таким видом, что, если кто-нибудь на нее покусится, - загрызет».
Постепенно - от книги к книге - видно, как компания, которую изначально мало что связывает (кроме обстоятельств и старой дружбы Стаса и Веньки) становится семьей. Как они учатся доверять друг другу, как умеют отвечать друг за друга - причём еще даже до полного прояснения «кто есть кто», как вытаскивают друг друга из разных житейских передряг.
Когда Дэн уже станет абсолютно своим, а в экипаже появится другой киборг, Ланс, тоже многое переживший, но совсем-совсем другой, Дэн станет неявно его опекать, и состоится интересный разговор с Тедом:
«- Когда-то я очень хотел найти таких же, как я, - помедлив, сказал Дэн. - Присматривался, пытался заговорить, украдкой подать какой-то знак… и ничего. Потом я познакомился с вами, все изменилось, но я продолжал искать. А когда наконец нашел… Нет, он не плохой. Просто совершенно другой. С другим прошлым, с другим характером. Многого не знает или странно на это реагирует. В чем-то меня действительно может понять только он, но общаться с людьми намного проще и интереснее. И ему, кажется, тоже.
- Короче, ты разочарован и тебе из-за этого стыдно? - прозорливо подытожил друг.
Дэн помолчал, анализируя свои ощущения, и виновато кивнул.
- Что ж, поздравляю! - Тед торжественно хлопнул напарника по плечу, а когда тот недоуменно на него уставился, высокопарно пояснил: - Теперь ты тоже познал, как тяжек крест старшего брата!»
Интересно мне было следить и за тем, как выстраиваются отношения между экипажем и окружающими их персонажами, как люди перешагивают через предубеждения, страх, недоверие… Как много путаницы возникает из-за недосказанного, из-за умолчаний - полезный урок, кстати, «с людьми надо говорить», причём максимально чётко. Причём не воспринималось это как нравоучения во многом за счет дружеского юмора (из-за которого книги сложно читать в транспорте - выставить за громкое ржание могут...).
Есть в этих историях «враги», которых воспринимают как друзей и которые таковыми становятся (экипаж Роджера Сакаи), есть настоящие мерзавцы и мелкая шантрапа, которые получают по заслугам - но при этом не столько кровожадно, сколько запоминающе-весело. Есть мама Полины, старающаяся закармливать «мозгоедов» и при этом считающая их «погубителями» дочки, есть юмор, порой уступающий место психологии, и психология, замешанная на изрядной доле юмора. А еще есть кошка Котька, влюблённая в капитана и ради него способная на подвиги (без шуток - умение Котьки открывать запертые двери, за которыми может прятаться её герой, однажды спасет ребятам жизнь). И, конечно же, инопланетяне, напоминающее мне до героев историй Кира Булычёва про Алису, то «Вавилон-5» - причём это не мешает, а, скорее, достоинством в моих глазах является…
Как-то вот так... Последнюю книгу еще осмысливаю, она неожиданной оказалась - несколько разных историй, и очень веселых, и очень... глубоких. А от цитат, как хотела, пока отказалась - они всё же были подобраны мной субъективно, и далеко не всё, что приглянулось мне, понравится другим. Впрочем, если разговор здесь какой-нибудь возникнет... Может, и поцитирую немного;-)