Мы проснулись, как решили накануне, в 8. К безнадёжному беспросветному дождю. Не было неба, не торчал на горизонте шпиль церкви в Ареццо. У холмов были безжалостно срезаны верхушки. Чтоб от машины добежать до утреннего капучино - через дорогу, надо было, натянув капюшон, нырнуть мокрую серость, и потом отряхуться, оказавшись в полутёмном сухом зале где всегдашние мужички шелестели за столиками газетами, пялились в спортивную программу в телевизоре, болтали, попивая кофе.
О том, чтоб гулять, нечего было и думать. Надо было ехать в какой-нибудь город, по возможности в такой, где есть музеи.
Мы всяко собирались из Тосканы заглянуть в Умбрию - заехать в Перуджу. Никакого смысла пробираться через эту серую, окутавшую мир тряпку, по маленьким дорожкам не было, - мы поехали по автостраде, - чуть-чуть мелькнуло Тразименское озеро, и за час с небольшим мы добрались до холма Перуджи.
Под всё тем же неумолкающим дождём забросили машину в паркинг на середине склона по вертикали, и отправились подземным путём в город, на верхушку. Первый виденный мной город, где передвигаются в том числе на лифтах и эскалаторах. В центр ведёт целая система торжественно ползущих лестниц.
Перуджа не затоптана людьми так, что живого места не осталось. А в мартовский дождливый день была она и вовсе почти пуста. Огромный собор, площадь, узкие улицы, арки, лестницы - и взгляд с холма в даль. И музей - если б музеи были так пустынны, я б не пропускала выставок, я б ходила туда просто для радости, как хожу по улицам. Конечно, главный в музее Перуджи - Перуджино, но я и к Перуджино, и к его ученику Рафаэлю отношусь спокойно, и самой большой радостью оказались картины неизвестных авторов четырнадцатого века, а то и тринадцатого - жили в монастырях, писали религиозные сюжеты - где-то фоном закатное золото, где-то синие холмы. Лошади, битвы, истории святых. Какие-то картины подписаны, но их авторы не так уж знамениты...
Мы ходили по залам - пустыми их не назовёшь - столько всего на стенах происходило, столько людей со стен на нас глядели... Поскрипывали по паркету наши шаги.
По городу мы гуляли перед тем, как пойти в музей, в короткий перерыв в дожде, а в музей зашли под усиливающимися потоками. Когда мы вышли, лить продолжало. Мы добежали до часовни с росписями Рафаэля. Там тоже никого не было - посидели, окружённые синими плащами - «ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь ты из дому ушла...»
И уехали восвояси - по эскалаторам к машине, и на автостраду. По дороге дождь прекратился, над Тразименским озером промелькнул кусок голубого.
Потом опять полило, но как-то не так безнадёжно. Когда мы вернулись домой, большая лупоглазая жаба пришла к нам. И где жабы прячутся, когда сухо?
Из-под арки
Усищи!
"Мокнет крыша, мокнет дом!"
На главной площади
Среди лестниц и подворотен
Вниз - с другого бока холма
В музее