Татуировки в культе богини Хатхор

Mar 23, 2018 01:29




Хатхор (Хатор) в египетской мифологии богиня неба, любви, веселья, плодородия, олицетворение женственности. Супруга бога Гора.
Представлялась египтянам в виде коровы или женщины с рогами и ушами коровы. К её символам относился столб, увенчанный ликом Хатхор с коровьими рогами.
Позднее её стали отождествлять с грозной богиней-львицей Сехмет, которую бог Ра послал истребить людей за их грехи.
В 40 м от Луксора в Гибелейне (Верхний Египет) были обнаружены две мумии - женская и мужская. Тела не были подвергнуты мумификации специально, их сохранность обеспечили климатические условия сухой пустыни. Мумии оказались интересны тем, что подарили возможность ознакомится с древнейшими татуировками в мире (радиоуглеродный анализ показал, что люди эти жили между 3351 и 3017 гг. до н.э., еще до объединения Верхнего и Нижнего Египта и до появления иероглифов!). О том, что люди эти могли быть связаны с богиней Хатхор заговорили по тому что неподалеку располагался храм этой богини, а так же по характеру самих татуировок.
Священным животным Хатхор была корова, в виде которой её не редко изображали. Другими известные символы  - корона в виде рогов и солнцем между ними, волютообразная прическа и коровьи уши - тоже соотносят её с коровой. Миф о небесной корове, рождающей солнечный диск, известен в Египте с древних времен.

У мужской мумии  из Гибелейне, на верхней части руки, при просвечивании рентгеном был выявлены татуировки, напоминающие дикого быка и барана.




Татуировка на теле мужской мумии, напоминающая дикого быка с длинным хвостом и большими рогами.
Сам мужчина погиб в возрасте от 18 до 21 лет от удара ножом в спину.
На верхней части руки и предплечья женской мумии была выявлена череда знаков, напоминающих латинскую S


Татуировка на плече женской мумии, состоящая из череды S-образных знаков
Интересно, что подобный S-образный орнамент был обнаружен на керамике периода Накада (это период додиностической эпохи Египта, который заканчивается  около 3100 гг. до н.э., как раз временем проживания наших мумий), где он сочетается с женскими фигурами с поднятыми в верх руками, которые можно принять за символическое изображение коровьих рогов.




Керамические сосуды периода НакадаЗдесь орнамент изображен поближе, рядом с мужчиной, под ногами которого можно увидеть S-образную череду знаков, подобную той, что есть на татуировке, изображен столб или идол, венчаемый рогами быка, или бюстом женщины с поднятыми в верх руками. Одним из канонических представлений Хатхор в религиозном искусстве - был столб (колонна), на вершине которого было изображено лицо Хатхор в фас,  в "хаторическом" парике и коровьими ушами.



Не обязательно, что та древняя танцовщица (или жрица, а судя по размеру её относительно двух мужчин, изображаемых по бокам, это могла быть и богиня) звалась Хатхор, но это был образ близкий ей. Сама S-образная форма узора напоминает традиционную валютообразную прическу богини.
Кроме изображений на сосудах, женщины с поднятыми вверх руками, появляются и в пластическом искусстве того же периода.



Фигурка периода Накада, изображающая женщину с поднятыми вверх руками, позднее эта поза перевоплотится в коровьи рога Хатхор, а так же раскинутые крылья богини Исиды
Среди подобных статуэток, изображающих, то ли женщину-птицу, то ли женщину-корову, попадаются и те, что украшены рисунком, который можно принять за татуировку.



Глиняная женская фигурка, украшенная орнаментом, в котором можно предположить татуировку.
Помимо зигзагообразного орнамента можно увидеть каких-то животных - баранов или быков, как и у мужской мумии из Гибелейна
По мимо S-образного узора, на теле женщины так же был вытатуирован еще один символ, напоминающий жезл, который использовался во время ритуальных танцев (Хатхор была покровительницей музыки и веселья, в её культе танец имел важное значение).



Татуировка на руке гибелейнской мумии женщины, напоминающий жезл, используемый во время ритуальных танцев.
Нет достоверных свидетельств того, что две мумии из Гибелейна были связаны с  Хатхор и были её жрецами, но эта богиня являлась  едва ли не единственной в чьем культе допускалось участие, как женского, так и мужского жречества.
Позднее татуировка активно использовалась в культе богини Хатхор. Достоверно известно, что одна из мумий, украшенная такими татуировками, принадлежит Амунет, наложнице фараона Ментухотепа II, которая была жрицей Хатхор.
На её теле был выбит рисунок из точек и черточек, которые соединялись в геометрический узор, на руках и бедрах шел параллельный узор, а на животе обнаружены концентрические круги - типичный символ плодородия.



Реконструкция узора на теле жрицы богини Хатхор Амунет
Кроме жриц, такие татуировки носили и обычные женщины для защиты ребенка в своей утробе, которые тоже создавались в честь Хатхор, ведь одной из функций этой богини было покровительство деторождению (есть изображения Хатхор в позе рожениц). При развитии беременности и росте живота, такие татуировки формировали сложный сетчатый орнамент, создавая словно бы защитный барьер от злых сил.  Кроме живота их наносили вокруг грудей, на бедра и в том числе и на внутреннюю их часть, как у одной из жен фараона, которую сделали во время беременности.
Параллельные татуировки на бедрах, состоящие из точек, черточек и волнистых линий можно увидеть на маленьких фаянсовых статуэтках женщин, покрытых синей глазурью, прозванных "Невестами мертвых", которые тоже относили к культу Хатхор.
Не поленюсь выставить несколько их, чтобы оценить разнообразие узоров.



Узоры на животе, возможно, тоже татуировки, либо же это пояса из раковин каури. На голове у некоторых фаянсовых "девушек-жриц" "хаторический" парик. И раковины, и волосы  - символ сексуальности.



Невестами мертвых их прозвали потому, что находили в погребенияхх (синий цвет тоже поспособствовал). Они отражают роль Хатхор в ритуалах смерти и загробной жизни. Ранее археологи ошибочно видели в них наложниц, предназначенных умершим на том свете. Но их находили и в женских погребениях. Скорее всего они гарантировали сексуальную силу умершим в загробной жизни. Для женщин они были неким символом идеальной женственности, и татуировки на бедрах - важная часть такой женственности.


Узор покрывает не только бедра, но и запястья, и верхнюю часть тела. Все они имеют поразительное сходство с теми узорами, что открыты на женских мумиях.



Кроме погребений, "Невест" находят в жилищах, где их использовали, как фетиши, увеличивающие фертильность супруги.

Похожие татуировки обнаружены на мумиях нубийских женщин в склепах Акша, где к ним добавлялось шрамирование, до сих пор популярное у некоторых племен Африки.

Наиболее интересная из татуированных женских мумий относится к 3 тысячелетию до н.э. её называют "жрица Хатхор", но не факт, что она ею была. К культу Хатхор отсылает характер изображений, коих  на теле женщины около 30 штук, нанесение их заняло уйму времени и было болезненной процедурой. И то, что женщина добровольно подвергла себя такой процедуре означало, что люди верили в божественную силу знаков Хатхор на теле. (особенно меня пугает вытатуированное "Око Гора" на передней части шеи, кожа там нежна, трахея, это же очень больно и неприятно!)


Расположение татуировок на теле "жрицы Хатхор". Бедра украшены, симметрично расположенными цветками лотоса, на руках - коровы, а на плечах - бабуины.
Плечи, шея и спина "жрицы" покрыта "очами Уаджит" или глазами Гора - сильнейшими оберегами от болезней, порчи и прочего вреда, причем, эти "очи" нанесены под таким углом, что куда бы вы не смотрели  на женское тело, вам было бы не ускользнуть от наблюдающего их взгляда.
От всей мумии осталось только лишь тело, без ног и головы. Но можно вообразить, как рисунки "играли" во время движения, как подчеркивали выразительность жестов, ведь женщина наверняка много танцевала.


Среди татуировок "жрицы Хатхор" были обнаружены змеевидные.
В более позднее время, танцовщики (простые, не относящиеся к культу Хатхор) стали наносить себе на бедра изображения бога Бэса, который, как и Хатхор, изображался в фас. Он покровительствовал, как и она, музыке, веселью и танцам.



Блюдо с изображением танцовщицы, на бедре которой Бэс, Новое царство, 1400-1300 гг. до н.э.

История моды, Египетская мифология, Жрицы, атрибуты, Богиня корова, танец, Искусство

Previous post Next post
Up