Современная интерпретация Сицилийского трискела в форме трех бегущих ног и головой Медузы Горгоны в центре.Сицилия - остров в Средиземном море, с плодороднейшими землями, самыми вкусными фруктами. Самой судьбой острову было уготованно стать землей, посвященной женским богам плодородия.
Некогда, в давние времена, Сицилия имела другое имя - Тринакрия.
"Называли по причине её очертаний: тремя мысами, тремя зубцами Посейдонова трезубца вдаётся в воды Средиземного моря этот самый большой из его (Посейдона) островов"
Диодор
Три мыса Сицилии: Капо-Пассеро - на юге, Капо-Пелоро - на востоке, Капо-Лилибео - на западе. Благодаря им остров имел форму треугольника.
А дело все в том, что под островом этим, дщерь Зевсова дева Афина, заточила Энкелада, после того, как олимпийцы выиграли войну с гигантами.
Правая нога великана находится под горами Эрикса, его грудь в центре острова в Энне, там где некогда Аид похитил Персефону, руки его тянутся одна к Мессине, а вторая к Сиракузам, голова же его под вулканом Этна. Это огненная слюна Энкелада вырывается из жерла, при каждом крике гиганта. Иногда это страшное существо пытается выбраться из заточения, и остров сотрясают землетресения. Но Афина внимательно наблюдает за своим пленником, не позволяя злу вновь вырваться на свет.
Этой необычной треугольной форме острова древние придавали символическое значение: треугольник издавна был символом женского плодотворящего начала и женщины вообще. Утверждали даже, что есть еще одна, небесная Тринакрия, которая созвездие Дельты, что среди звезд "представляет форму Сицилии" (Гигин).
Если обратится к мифам, то можно наблюдать такую картину - всю мифологию (и не только) Сицилии пронизывает тройственность.
Помимо того, что сам остров имеет треугольную форму, еще и Апулей называл Сицилию триязыкой, оттого, что на трех языках говорили её жители (местном, греческом и латыни).
А вот такую карту расселения народов на острове застали греки, когда пришли на него. Три народа населяли её - сиканы, сикулы и элимы. (Важный момент - сикулы и элимы появляются позднее сиканов).
Сиканы пришли на остров между 1900 и 1800 гг. до н.э. Их считают доиндоевропейским населением, которое, вероятно, пришло из Иберии (из Каталонии) и смешалось с местными народами. По другому мнению, они были иллирийцами, которые вытеснили автохтонов Сицилии.
Сикулы прибыли в конце второго тысячелетия до н.э. Их, в отличии от сиканов, считают индоевропейцами, которые согласно преданию, некогда обитали в Лации. Сикульский язык относят к латино-фалискской подгруппе италийских языков, то есть считают ближайшим родственником латинского языка.
Элимы, скорее всего, пренадлежали к так называемым "народам моря" - доиндоевропейскому населению Малой Азии и Балкан. Антоний Либерал писал, что элимцы ранее обитали на юге Италии, однако вынуждены были переселиться на Сицилию в связи с массовой миграцией энотров.
В мифологии острова цифра три имеет большую сакральную роль.
У писателя Паоло Фьорентино есть история о том, как Сицилия была создана. Три прекрасные нимфы решили посетить все самые чудесные сады мира и собрать в них лучшие плоды и не много их плодородной земли. В одном из своих путешествий дев привлекла лазурная гладь сицилийского моря. Они закружились в магическом танце, затем разделились и с заклинанием бросили в море собранные плоды. Так и образовался остров Сицилия с плодородной почвой, дающей самые сочные плоды в мире.
Интересно, что в средние века на Сицилии появляется история о храбром графе Роджере Отвиле. В ней фея Фата-Моргана предлагает графу перевезти его на другой берег Мессинского пролива. Она взмахнула веточкой дерева три раза, бросила в воду три камня, и тут же берег Сицилии оказался рядом. Но Роджер отказался, сказав, что Сицилию ему отдаст Иисус Христос, а не какая-то колдунья. Услышав имя Господа, фея сразу же исчезла. А отважный граф действительно с именем Христа и своими кораблями завоевал Сицилию.
Сир Эдвард Берн-Джонс, 1862, Фея Моргана. Легенду о ней на Сицилию вместе с Артуровским циклом, завезли норманны.Другая мифологическая триада, тесно связанная с островом - сестры Горгоны, которые некогда обитали здесь. Одну из них, ужасающую Медузу, обезглавил Персей. Но боялись горгон на материке, здесь их любили, здесь им было уютно.
Горгонионы в музее АргиджентоИх изображения можно часто встретить на сицилийских монетах.
Дилитра из Сиракуз, ок. 406 г. до н.э. Ав. - голова Афины, Рев. - эгида с головой Горгоны
Тетрас, Камарина, 420-405 до н.э. Ав. - голова Горгоны, Рев. - сова, держащая в лапе ящерицуС Сицилии происходят самые известные в архаичном мире скульптурные изображения Медусы Горгоны.
Маленький алтарь из Гелы, предназначен для культовых шествий. Медуза держит в руках Хрисаора и Пегаса, 500-475 г. до н.э.
Терракотовый рельеф, изображающий Медузу Горгону из храма Афины в Сиракузах, вторая половина 7 в. до н.э.
Афина и Персей, убивающий Медузу. Рельеф на метопе храма "С", г.Селинунт, вторая половина 6 в. до н.э.
Храм "С", г. Селинунт, фрагмент фронтона (реконструкция)
Терракотовый рельеф с головой Горгоны, Гела 500 г. до н.э.Другие три женских божества, которые так же связаны с Сицилией - три Сирены (правда,у Гомера их только две): Пейсиноя, Аглаофа, Телксиепия или Парфенопа, Лигейя и Левкосия.
(Изображения Сирен, которые приведены мною, происходят не с Сицилии)
Сирена КаносаСирены были спутницами богини Персефоны, когда та, прогуливаясь по Эннейскому лугу (что тоже в Сицилии), была похищена Аидом - богом подземного мира мертвых. После этого случая, мать Персефоны, богиня Деметра, превратила Сирен в полуптиц. Культ Персефоны и Деметры считался основным на острове. С тех пор проклятием Сирен было сидеть на одном из островов в районе Сицилии и сладкоголосым пением заманивать и жестоко убивать доверчивых мореходов. Только двое мужчин смогли противостоять их сладкому голоску - Орфей и Одиссей. Когда девы осознали, что пение их больше не действует на людей, они прыгнули вниз в море и превратились в скалы.
Сосуд с изображением Сирены из ЛувраМестоположение острова Сирен разнится: то ли это был Капри, то ли Анфэмоэссе, либо сицилийский мыс Пелор, а может и Сиренузские острова.
У Гомера, где они впервые были описаны, Девы сидят на скалах, усыпанных костями их жертв и высохшей на солнце кожей, между землей колдуньи Кирки и Сциллой.
В образе сирен угадывается хтоническое прошлое. Их связь с богиней смерти Персефоной, а так же птицевидный облик, свойственный всем богиням, связанным со смертью, сама их губительная натура. Их изображения выбивали на надгробиях и называли «музами подземного мира». Как и изображение Горгоны, изображения сирен имели апотрофическую функцию, отвращающее несчастья. Кстати, кроме своего чудного голоса, сирены, подобно Горгонам, могли завораживать взглядом.
Статуя Сирены из гробницы, хранится в Лувре
Культ одной из сирен - Партенопы, существовал в Неаполе, где показывали её гробницу. А сам город Петроний называет «постройкой Сирен». Об этой сирене рассказывают много легенд. Она влюбилась в героя Троянской войны Одиссея, но была отвергнута и из-за неразделенной любви бросилась в море, где разбилась о скалы. А другая легенда более жизнерадостная, после разлуки с Одиссеем она нашла себе другого красивого мужчину и сбежала с ним на какой-то остров. И после смерти тело сирены морским течением отнесло к неаполитанскому побережью. Так или иначе, но культ Партенопы был популярен в Неаполе, в её честь ежегодно устраивались состязания по бегу с факелами и гимнастические соревнования.
Культ Сирен на Сицилию из Италии могли принести авсоны, которые появились здесь около 1250 г. до н.э.
Не удивительно, что символом острова стал древний трехчастный символ солнца, плодородия и женского божества - Трискелион. Он запечатлен на современном флаге Сицилии.
Три бегущие ноги и голова женщины - Медусы Горгоны в центре.
Трискелион - очень древний знак, существовавший задолго до греческой колонизации Сицилии. Поскольку встречается не только у греков, но и у крито-микенцев, кельтов, этрусков... Видоизмененный "трехногий" символ обнаружили так же и в древних культурах на территории Японии и Гималаев. Уточню, что "видоизмененными" по отношению к символу греческого трискелиона являются многие трехлучевые свастики, что, тем не менее, не меняет заложенного в них смысла. Самым древним изображением трискелиона на Сицилии является знак на чаше, которая хранится в археологическом музее Агридженто. Датируется эта находка VII веком до н. э.
Чаша с трискелоном и горгонионом в центреиз Джелы (Гелы), музей Аргидженто
Обнаружена чаша в районе города Джела, что на юго-востоке Сицилии. Именно здесь в период греческой колонизации острова располагалось большое поселение греков со схожим названием - Гела, имевшее наибольший авторитет до расцвета мощи Сиракуз.
Изображает трискелион три "бегущие" ноги, выходящие из одной точки и согнутые в коленях. Это один из первых солярных (солнечных) знаков, который можно с уверенностью назвать аналогом свастики. Первоначальное его значение сводилось к символическому изображению трех основных положений движения солнца: восход, зенит и закат. В более поздней своей модификации трискелион символизировал "бег времени", вращение планет. Но наиболее укоренившимся мнением на этот счет является следующее: трискелион демонстрирует цикличность хода истории человечества. В любом случае, какие бы оттенки значения не придавались этому знаку, это всегда энергия движения. Это воплощение торжества физической силы и власти.
Изображение женской головы в центре этой "трехлучевой" свастики "пририсовали" уже греки.
Трискелон на сиракузской монете времен Агафокла с горгонионом в центре.
Еще трискелоны с Сицилии, имеющие другой вид.
Древнегреческая чаша с солярной свастикой, рыбами и осьминогом. Ок. V в. до н.э. Сицилия.
Древнегреческая чаша с солярной свастикой и тремя рыбами. Ок. V в. до н.э. Сицилия
Что же говорят о великой Триаде мифы самих древних обитателей Сицилии, например, Сикулов?
Для сикулов была характерна вера в богинь-матерей (именно во множественном числе, как для кельтов почитание Деа Матрикс). Множественность богинь-матерей - это вообще черта присущая мифологии народов, находящихся на ранних стадиях развития. Центром этого культа был городок Энгий (ныне Ганджи), который по преданию основали критяне. В нем находился храм, в котором происходила чудесная эпифания Богинь-Матерей (Плутарх), а так же хранились медные шлемы с именами Улисса (Одиссея) и Мериона. Не обязательно, что именно критяне основали городок и храм. Но это показывает, что связь с Критом была тесная и заимствования по религиозной линии тоже были активными. Диодор отождествил этих «Матерей» с Артемидой, Афиной и Деметрой. Так же этих богинь с течением времени могли приравнять к Харитам-Грациям. Как на самом деле звали этих тройственных богинь не известно.
Ученые пытаются реконструировать их имена из сикульских надписей, которые не так давно были открыты, и в которых содержаться имена этих богинь.
Надпись в Таормине говорит о Reia Leni. Её пытаются соотнести (Ильинская Л.С.) с латинской Rea. Изначально эта богиня имела такие же материнские функции, а затем, получив эпитет Сильвия (предположительно от альбанского рода Сильвиев), стала почитаться, как мать знаменитых близнецов, основателей Рима, Ромула и Рема. Этот миф имеет интересную параллель с Сицилией, где нимфа Талия стала матерью божественных близнецов Паликов. В дальнейшем я приведу версию, что
Талия (Фалия, Палес) могла быть одной из триады сикульских богинь.
Кроме этого имеется еще одно упоминание множественных богинь-матерей, которые известны по посвятительной надписи из Таормина, где их называют Агнаи или Агны.
Дж.Манганаро предположил, что Агнаи - это греческая интерпретация сикульских богинь Анна, Рея, Акка. Но Ильинская возражает, потому как для Акки и Реи имелась своя форма греческого написания, а что касается Анны, то такая богиня у сикулов не известна. Но зато у римлян существовал культ богини Анны Перенны. Форма имени богини «Анна» для латинского языка не свойственна. Так что предполагают, что это поздняя переработка множества богинь, которые у сикулов на Сицилии назывались Агны. (Иная версия выводит имя богини Анна Перенна из «Круглый год»).
Обращает на себя основа Agn, которая роднит её с латинскими словами Agnus - агнец, Agnatio - прирост, приращение. Не удивительно, что посвящение Ангам находят в Таормине, которая славился скотоводством. Тождественность Агн и Анны Перенны не засвидетельствована в античных источниках. Но Анне Перенне в середине мая приносили жертвы на лугу, то есть она, как и Агны связана со скотоводством
Уже в догреческое время на территории Сицилии, которую заселяли, как сикулы, так и сиканы, наблюдается тенденция, когда из множественных Богинь-матерей начинает выделяться богиня произрастания, с индивидуальным именем и мифологическим образом.
Но об этом в следующий раз….