О Божестве, которое олицетворяют коридорные гробницы

Nov 04, 2017 20:07

После моего довольно сумбурного поста о коридорных гробницах, решила написать о том, кем была эта загадочная Богиня, которую они олицетворяли.



Люди, построившие мегалиты, вери ли в то, что смерть - это еще не конец, есть шанс возродиться для новой жизни (в этом мире или ином). Но для этого требовалось провести обряд похорон в мегалитических гробницах с четким выполнением всех ритуалов. И, конечно же, нужно было заручиться её поддержкой - могущественной Богини Возрождения, что обитала здесь, среди Больших камней, бродя от гробницы к гробнице. С её лица, напоминающего хищную птицу, на бренный мир, который она сама же и создала, и она же определяла конец всякой живой твари, смотрели два круглых глаза, сверкающие подобно солнцу.

В это раз я решила взять для примера те же замечательные комплексы мегалитических гробниц Ирландии - Бру-на-Бойн и Лох-Крю. Просто потому, что я лучше знакома с ними. Да и в народе они больше известны.
И тот и другой имеют много общего :
- Оба расположены в Графстве Мит
- Построены в одно и то же время (и одним народом - культуры желобковой керамики)
- И относятся к одному и тому же типу коридорных гробниц.
Комплекс Лох-Крю прочно связан с образом Старухи Кайлех. Он расположен на возвышенности Слив-на-Калли, что переводится, как "Холм Ведьмы". И уже из названия возвышенности видно, что мегалитические гробницы посвящены Богине в её форме Старухи или Ведьмы.
Имя Кайлех здесь повсюду, ведь по легендам даже своим появлением Лох-Крю обязаны ей. Некогда она вознамерилась править всей Ирландией, а чтобы доказать свое право на это, Старуха решила четырьмя прыжками преодалеть все четыре вершины Слив-на-Калли. Ей бы это удалось, но на последнем прыжке она споткнулась и, упав, разбилась. Пока она прыгала из её передника выпали камни, и так возник комплекс Каирнов. (подобные легенды о возникновении дольменов рассказывают и в Северной Европе о Великаншах). Таким же образом были построены и другие неолитические сооружение, комплекс легенд получил название "Однодневное строительство", поскольку сооружения строились за одну ночь.

Лох-Крю считался и домом и могилой Старухи, а один из Каирнов, который обозначают буквой Т и еще называют Белым Каирном, так же известен, как "Каирн Хаг", то есть Каирн Старухи.
Возле него расположен камень, некогда бывший бордюрным (располагался в кольце камней, которые опоясывали гробницу), известный в народе, как  "Трон Старухи".

По легендам,  Старуха сидела на нем, смотря в небо, когда создавала этот мир. Ежегодно люди, из близлежащих деревень приходят к нему, чтобы посидеть там, и желания их сбываются. Особенно жаждут посидеть в нем женщины, которые хотят ребенка, ведь Старуха может поделиться с ними своим плодородным потенциалом.
В долине реки Бойн никто легенд о Старухе не рассказывает, но здесь есть свои героини. У каждого из трех великих круганов Бру-на-Бойн - есть своя легенда о Великой Богине (или просто легенда, связанная с могущественной женщиной).
Например, в самом известном - Ньюгрейндже (и самым поздним по возведению) проживала богиня Боанн, олицетворяющая  реку Бойн.


Курган Ньюгрейндж - местожительство богини Боанн и её семьиИрландское название Ньюгрейнджа  "Си-ан-Бру" - "Волшебное (от Сидов, местных фейри) жилище". Местные верили, что в момент межвременья, когда один год закончился, а другой только начался, Сиды (Ши) выходят наружу. Этот курган известен так же своим удивиьтельным явлением. В самую длинную ночь в году, солнце, проникая через отверстие над входом, освещает внутреннюю камеру.
Первым обитателем Ньюгрейнджа был сильный маг-друид - Эалкмхар (Элькмар), который приходился супругом Боанн (или по другому её называют Этейн), принадлежащих к расе Таута-де-Даннон, божественных магов, у которых он был судьей. Предполагают, что его имя на самом деле эпитет к имени Нехтана или другое имя речного бога Нуады. Но важно то, что он был сильным магом, который внушал опасения даже самому богу Дагде, возжелавшему его супругу, прекрасную Боанн. Чтобы иметь к ней доступ, он выслал Эалкмхара по делам, а сам навестил Богиню. После их связи, Боанн зачла дитя, желая скрыть измену, Дагда задержал солнце на небесах на девять месяцев, и получилось так, что их ребенок родился в тот же день, что и был зачат. То есть, если Лох-Крю связан с мотивом однодневного строительства, Ньюгрейндж связан с мотивом рождения ребенка за один день. Этим ребенком был бог любви - Оэнгус.
После всех припятий, Дагда вместе Боанн, которая отныне стала его женой, сам поселился в Ньюгрейндже. Когда Оэнгус вырос, он попросил у отца, его дом на один день и одну ночь, тот согласился. Но когда день подошел к концу, он заявил Дагде, что вся жизнь состоит из дня и ночи, поэтому он отдал ему Ньюгрейндж на всю жизнь. Так у кургана появился еще один хозяин.
Легенда о рождении Оэнгуса интересна тем, что имеет прямое отношение к происходящему в гробнице 21 декабря световому чуду. Ведь перед днем зимнего солнцестояния солнце "умирает", но с рассветом,  луч проходящий через проход в Чрево Богини Кургана оплодотворяет его, и светило возрождается. И все это происходит за один день, так же как был зачат и рожден сам Оэнгус.
Поздняя христианская легенда рассказывает о неком ребенке, который был рожден в середине зимы, он проводит три дня в каменной могиле и возраждается к жизни. Легенда несет в с себе явные отголски верований древних строителей гробниц.

А теперь о самом образе Боанн. Одним  из частых её эптетов, считался "Корова" (например, Белая Корова плодородия), а само имя возводят к слову, означающему "плодовитость". Её так же связывают с богиней Анну (Дану) -  легендарной прародительнице племен богов - Туата-де-Даннон. То есть Боанн имеет отношение  к тем древнейшим Богиням -творцам, богиня-коровам, которые известны и в других мифологических системах (египетские - Нут, Хатор, Исида; греческая Гера). И её образ, особенно эту коровообразность, считают прародителем образа Старухи Кайлех. Как именно это происходило, может помочь следующий мифологический женский образ, который связан с другим курганом Бру-на-Бойн, самым большим - Ноутом.


Курган Ноут - местожительство богини Буй и её супруга бога ЛугаМифы рассказывают нам, что Ноут - это Кнок Буй - дом верховной богини Буй и её супруга солнечного бога Луга. Уже по имени супруга Луга, можно понять, что эта самая Буй - ни кто иная, как Кайлах, в её ипостаси жены и матери. Ирландское название кургана  Кногба, не выводится из Кног Буй, но с Буй его связывает Диншенхас из Кногбы. Эта хроника говорит, что Буй была супругой Луга мак Кейна, которую погребли после смерти в кургане Кногба (Ноут). Диншенхас Нэсс рассказывает о том, что в Кногбе есть холм Буй, где она жила и там же её похоронили. Нэсс и Буй были дочерьми короля Британии Руадри, и обе сестры были замужем за Лугом мак Эйтленн. Первый, кто сравнил Буй с Кайлах был  Т.Ф. Рейхилли, который утверждал, что в знаменитом "Плаче Старухи Беары" Мерфи конца VIII в. имя Кайлех приводится, как Буй, он так же приводит другие упоминания о ней, под именем Буй, Буа. С другой стороны, соединение Кайлех Бэр с эпонимом Кногба представил И.Э. Берн и Мак Кан.
Буй появляется в качестве эпонимов в ряде мест на полуострове Беар. Есть и другие доказательства этого, я не буду приводить их здесь, чтобы не занимать много вашего внимания. Важно то, что Буй - это Кайлах. И Буй восходит к слову Корова, что прямо соотносится с богиней Боанн.

И если в Лох-Крю она представлена, как первобытная великанша, строительница мира, то в Бру-на-Бойн её фигура более цивилизована, она предстает, как королева, супруга солнечного бога кельтов Луга и мать местных народов. А так же олицеторение королевской власти, для которой Луг был королем-консортом. Луг был рано соединен с Бру-на-Бойн, а так же Кногбой. В стихотворении XIII века курган Кногба является входом в Эмайн Аблах, где Луг воспитывался.
Еще одна история о Корке Дуибне рассказывает о том, что мальчик стал плодом инцеста брата и сестры, в результате чего на страну обрушился неурожай, и тогда жители решили принести ребенка в жертву. Но мудрый друид предложил просто-напросто забрать Корка себе, что бы воспитать его за пределами Ирландии. Вместе с друидом жила старуха, котору звали Буй, и которая последовала за ним и мальчиком на остров. У этой пары бал красноухая белая корова, на чьей спине каждый день мыли Корка. И однажды корова бросилась в море и стала скалой, приняв на себя проклятие ребенка. Остров назывался Иннис Бай, а скала Бо Бай. В связи с этим обрядом упоминается остров Тех-Андуин (страна мертвых), однако для Корка - это не смерть,  а очищение от проклятий, после которого он возвращается в мир живых. Он переживает символическую смерть и возрождение. Показательно, что именно корова была принесена в жертву, как "козел отпущения". Другое название для Тех-Андуин - Тарбх (бык). Итак, Старуха Буй проводит с ребенком ритуал смерти и перерождения, а так же является она представлена, как эпоним Кногба (Ноут), который будучи курганом в Бру-на-Бойн, считался обителью мертвых  и олицетворял Чрево.
Третий курган Бру-на-Бойн - самый древний Даут.


Даут - Дом ТьмыЕго называют Дубад Дубад. Он связан с кровосмешением и тьмой. Легенды рассказывают о Бресаломе Бо Дибаде, который управлял Ирландией. На страну его однажды напал страшный мор, погубивший скот, остались лишь семь коров и один бык. Люди собрались на совет и решили построить высокую башню, по которой они смогут уйти в мир Богов на небесах. Бресалом смог собрать всех на строительство только на один день. Сестра Бресалома была колдуньей, и она предложила задержать солнце на небесах, чтобы вся работа уложилась в один день. Однако её брат не смог справиться с похотью и вступил с колдуньей в кровосмесительную связь, её чары рассыпались, и тьма пала на людей. И они сказали, что уйдут, поскольку собрались здесь для того чтобы построить башню за один день, а место это отныне будет Домом тьмы (Дубад).
В Бру-на-Бойн, отчетливо видна функция Богини, как материнского божества.
Вычленяются несколько интересных повторяющихся эпизодов, которые связаны с курганами:

- мотив запретной любви (измена, инцест).
древние божества были связаны между собой тесным родством, и братья вступали в связь с сестрами, что было не допустимо для тех же кельтов. Или даже это отголоски веры в неразделенное двуполое  божество

- мотив задержания солнца на какой-то период, в результате которого получается один длинный день

- рождение ребенка

- королевская власть
Не исключено, что такие курганы могли быть связаны с посвящением в вожди, инициациями

- мотив погребения и воскрешения

В Бру-на-Бойн богиня, что позднее будет зваться Кайлах, очень отчетливо выступает в мифах, как олицетвоение земного чрева, богиня - это сам курган.
Позднее она получит другую символическую форму изображения, которая, как нельзя лучше передает её суть - Шейла-на-Гиг.


Богиня, Кайлех, Вселенская Богиня, обряд, Двуполое божество, Легенды, Неолит, Кельты, мегалиты, Британские острова, Старуха

Previous post Next post
Up