Совиноглазый идол из Эстремадуры, (альмерийская культура, Национальный археологический музей Испании, Мадрид).
Эпоха мегалитов - время когда, возможно, человек впервые осознал, что божественное не похоже на земное. Люди этой эпохи старательно избегали изображений, используя вместо них символы или сильно стилизованные изображения каких-то духов или демонов. Но вот эта гостья из времен мегалитов, что известна в научно-популярной литературе, как совиноглазая богиня, пусть и сильно стилизованная, но очень узнаваемая, которую устанавливали у входа в мегалитические постройки.
Характерной чертой этой необычно «богини» являются - два круглых глаза, похожих на совиные, сходящиеся на переносье брови, острый нос, похожий на клюв, две груди отмеченные кружками, и закрученное спиралью лоно.
кости пальцевых фаланг с изображением «совиноглазой богини» (Альмизарак, Альмбрия. Испания). Начало III тысячелетия до Р. Х.
Часто такие идолы упрощаются до Т-образного вида. Самые характерные "совиноглазые" богиньки относятся к культуре Лос-Милларес. (Лос-Милья́рес - название археологического городища медного века, давшего название одноименной археологической культуре. Культура Лос-Мильярес является потомком альмерийской культуры) Именно оттуда происходят самые "круглоглазые" варианты, и возможно, она и породила этот тип идолов.
Сотни таких женских фигурок, найдены в мегалитических гробницах и хижинах Лос-Миллареса. Они, конечно же, не смотря на их оригинальность, относятся к тому же культу богини-матери, который распространился на Иберийский полуостров из своего центра на острове Мальта. Пышностелостью, столь характерной для мальтийских дам, Совиноглазая богиня не отмечена.
Городище Лос-Милларес
Судя по их огромному количеству, они, очевидно (как и в Мохенджо-Даро в долине Инда), были предметом обихода в каждом доме, что-то вроде образков Богородицы. Некоторые каменные фигурки из Альмерии и Португалии не имеют лица и имеют лишь очертания человеческой фигуры, другие представляют собой цилиндры из кости, в т. ч. слоновой, аспидные диски или бычьи фаланги, украшенные "глазами филина".
Совиноглазые идолы из бычьих фаланг
Ídolo grabado sobre esquisto de la Granja de Céspedes (España) - пример идола из аспидного диска (аспид - горная порода)
Аспидные диски типичны, однако, для юго-западной провинции.
В Альмерии на дисках несколько вырезанных линий изображают руки: черты лица обозначены углублениями или выпуклостями, сделанными резцом. В этой части страны антропоморфическая скульптура сводится, по большей части, к фигуркам, выполненным из трубчатых костей или из суставов.
Культура Лос-Милларес является потомком Альмерийской культуры. (Альмерийская культура (варианты: иберо-сахарская культура, культура Альмерия, культура Эль-Гарсель) возникла на Средиземноморском побережье Иберийского полуострова около 3000 г. до н. э. под влиянием франко-иберских потомков кардинальной керамики).
С собой мигранты привезли плиты-идолы эгейского типа, а также коллективные захоронения типа толосов, характерные также для неолитического Кипра (3700 - 2300 гг. до н. э.). На юго-востоке Испании в Эль-Гарселе найден маленький "идол", напоминающий формой скрипку и характерный для восточносредиземноморской традиции воплощения богини (помните
кикладские идолы?). Похожие экземпляры встречались в Эль-Кастильо близ Павии и в Алемтежо в Португалии.
Очевидно, именно Альмерийцы подарили облик Совиноглазой богини, какой она изображена на аспидных дисках.
Идол из Idanha-a-Nova (Portugal) на аспидном диске
Плоские каменные и фаланговые экземпляры встречаются в коллективных погребениях на плато Гранады в окрестностях Гуардикс, Гор и Горафе. Похожий рисунок, вырезанный на епископских посохах и дисковых идолах, встречается наряду с фаланговыми и альмерийскими статуэтками в погребениях Пальмейи в Португалии.
Так как Эль-Гарсель со своими меднорудными запасами и прибрежная провинция Альмерия были колонизированы средиземноморскими мореплавателями, то и культ богини пришел в Западную Европу именно этим путем, вероятно, около 2700 г. до н. э.
Далее он распространился на юго-запад Испании и Португалии (атлантическая зона и рядом с могилами в средиземноморской зоне), где его типичной чертой стали мраморные цилиндрические или конические идолы с лицами и глазами, выполненными методом насечки.
Эти идолы сильно отличаются от альмерийских фигурок, сделанных из фаланг.
Эти, так называемые, «круглые идолы» должно быть, являлись заменителями настоящих менгиров и служили тем же целям воплощения душ умерших в неразрушимое тело.
Чем дальше на юг от больших центров, тем символы богини становятся беднее. Из этого следует, что, хотя культ и укоренился во внутренних районах и на севере страны, в процессе его распространения сохранилось только несколько самых почитаемых, заветных, символов. Этот период совпал с вырождением мегалитических памятников, с которыми культ богини был тесно связан.
Лос-Мильярес. Могила с ходом
Переходной формой от могильных «круглым идолам» к настоящим менгирам скорее всего являются небольшие, 20-25 см, «статуарные менгиры», на которых имеется схематическое изображение человеческого лица в геометрическом орнаменте
Плита-Идол. Камень. Плоское сечение. Лицевая пластина декорирована тиснением, образуя лицо брови, нос и, возможно, тату на лице, которое отмечено на многих похожих идолах. Так же представлены и руки, и треугольник на лобке. Оборотная стороны плиты показывает, разрезы зиг-загом (представление возможных прически). Глаза перфорированные. Энеолита. Из "Дольмен по Guadancil (гарровильяс-де-Альконетар, Касерес, Эстремадура, Испания).
Похожие менгирные идолы, были распространены не только в Испании, но и во Франции и на Британских островах.
La Dame de Saint-Sernin, statue- menhir rouergate.Musée Fenaille-Rodez-Aveyron-France
Статуя-менгир
Вторая половина III тыс. до н.э.
Сьерре-Гранде, Авейрон, Франция
Их ставили возле дольменов, тогда как маленькие статуэтки находят внутри.
Дольмены являются погребальными памятниками, но их нельзя считать простыми надгробиями. Под ними находят не целые скелеты, а разрозненные кости, лежащие в беспорядке. Многие из них сожжены или сломаны, притом что следы костра не характерны для обряда кремации. Иногда маленькие коллекции костей помещены в каменные ящики. Судя по всему, похороны здесь проводились в два приема. Сначала тела умерших выставляли в погребальной камере на время, необходимое для того, чтобы разложиться. Затем кости подвергали действию очистительного огня и разбивали их, чтобы душа могла, наконец, выскользнуть на свободу. Искусственный грот, дольмен, символизировал лоно Великой Богини, куда возвращается человеческое существо в конце своей земной жизни и где оно пребывает, пока снова не родится на свет.
То, что камень мог служить жилищем божества, засвидетельствовано в религиозно-мифологической традиции кельтских стран и не только. (дальше будут рассказы о так, называемых «хозяйках мегалитов»).
Некоторые из таких статуй имели стилизиованные птичьи черты, такие как нос, похожий на клюв.
О. Кроуфорд, посвятивший специальное исследование этой клювоносой, в прошлом и совоокой, богине, предположил, что образом хищной птицы она наделена из-за обычая выставлять тела умерших на склевывание вплоть до очищения скелета от мягких тканей. Птицы, поедавшие труп, стали символами богини земли и смерти. (статья
Бадб Катха). В мегалитических гробницах Оркнейских островов многочисленны находки принесенных в жертву крылатых хищников - белохвостых орлов, воронов, сов. Безусловно, несъедобные и во многих религиях нечистые, эти птицы приносились в жертву в местах захоронений, поскольку они принадлежали «совиноглазой» богине, являлись ее воплощениями.
Но вернусь к нашей Совоокой из Лос-Милларес, которая отчасти стала "бабушкой" менгирных надгробий в виде женского божества.
Кроме круглоглазых идолов, в культуре Лос-Милларес «совиноглазыми» бывали и сосуды. (
Статья о том, что сосуды в неолите были воплощением вселенской богини)
Совиноглазый сосуд из Лос-Миллареса
Развернутая композиция
Еще один сосуд из Лос-Милларес
Изображение глаз, соседствует со сценами мирной жизни каких-то животных, например, оленей. И мне лично эти глаза напоминают Солнце, благословляющее жизнь. Однозначно, это какие-то солярные символы.
В научной литературе бытует мнение, что такой совиный облик богини был заимствован из капсийской культуры, хотя, возможно, сама культура и не дошла до Иберии в своей целом виде, лишь вкраплениями.
И что же можно сказать в итоге об этой интересной Даме? Судя по её связи с могилами и дольменами - она была связана со смертью. Но её солнечные аспекты, дающие жизнь, выдают в ней богиню жизни, создательницу мира и подательницу плодородия. Поскольку такие фигурки были в каждом доме, а так же в могиле, можно сказать, что она сопровождала человека на протяжении все жизни: благопрепятствовала его зачатию, помогала его матери при родах, вела его по жизни, а за тем впитав его последний вздох, уводила душу в царство мертвых, где цикл рождения и смертей повторялся снова. И тогда глаза можно интерпретировать, как напоминание того, что за человеком приглядыает всю жизнь, Божественное око, следит за его поступками. А принимая устрашающий вид Хищной птицы - наводит страх, напоминанием о неизбежной смерти.
А меня, лично, эти глаза наводят на мысль об Афине с её совой и прозвищем «совоокая», а так же её визави Медузе Горгоне с её взглядом, заставляющем каменеть (каменные статуи этой богини устанавливались у могил). И история о ливийском происхождении Афины (то есть североафриканском). Ведь идолы совооких богинь Миллареса, как и сама культура имеет связь с африканской капсийской культурой. Конечно же, сравнение крито-микенской Афины и древней мегалитической совоокой богини, попахивает историческими инсинуациями на подобии славяно-ариев, но все же память народов не раз удивляла ученых, когда доносила до нас отголоски таких древних событий, что не исключает никаких сравнений.