Художник-монархист при Советской власти

Jul 23, 2019 08:49

15 (3) мая - день рождения художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), 23 июля - день его памяти. С точки зрения истории и политики он интересен тем, что являет собой пример монархиста-черносотенца, жившего и действовавшего при Советской власти. Своё политическое кредо Виктор Михайлович в 1907 году выражал так: «Я, как был, так и доселе остаюсь убеждённым монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que». В 1917 году он создал полотно - в своём обычном сказочном стиле - в котором угадывается пародия на революцию.



В.М. Васнецов. Баба-Яга. 1917

Одетая в алый, цветов революционного флага, сарафан злая ведьма в ступе уносит похищенную ей жертву - мальчика в белоснежной одежде. Насколько можно догадаться, ребёнок символизирует собой русский народ. Но есть ещё одна интересная сторона этого произведения - что в ней прочитывается пародия не только на русскую революцию, но и на картину Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» (1830). Судите сами...



Совпадения, которые сразу бросаются в глаза: обнажённая шея, плечи, руки Бабы Яги, спасибо, что не грудь :) развевающиеся волосы и юбка... Босая нога ведьмы с уродливыми кривыми ногтями тоже заставляет вспомнить Свободу французского художника, у которой видна одна босая нога (заметим, что вторая нога Бабы Яги обута, так что эта деталь довольно характерная). Обеих женщин окружают их «боевые соратники»: у Бабы Яги это сова - птица мрака и ночи, сорока и ворона, а также клубящиеся на земле под летящей ступой змеи (очевидно, гадюки). На картине Делакруа под ногами Свободы лежат мёртвые тела погибших повстанцев, у Васнецова тоже внизу валяется чей-то обглоданный скелет. Хотя Баба Яга держит палку своей метлы ниже градусом, чем Свобода древко, но пародия, по-моему, вышла довольно злая. :)

Вполне естественно, что с такими взглядами живописец после 1905 года поддерживал черносотенный Союз русского народа. Участвовал в оформлении «Книги русской скорби», куда вошли имена полицейских, городовых, жандармов, губернаторов и других царских слуг, павших в 1905-1906 годах жертвами террора со стороны революционеров.



Обложка пятого тома «Книги русской скорби» (1910), нарисованная Виктором Васнецовым, с надписью «Вечная память крамолою убиенным»



После революции творчество Васнецова приобрело несколько мрачный оттенок. «Кащей Бессмертный» (1926)

Однако после Октября художник продолжал пользоваться со стороны новых властей вполне уважительным отношением. Проводились его выставки. Более того, когда в мае 1918 года нарком по военным делам Лев Троцкий издал приказ о проведении конкурса по разработке нового обмундирования для красноармейцев, в нём принял участие и Васнецов. Именно по итогам этого конкурса бойцы Красной Армии получили знаменитые суконные шлемы-будёновки (которые первоначально именовались в обиходе «богатырками») и шинели с алыми или синими застёжками-«разговорами» в старорусском духе. (Позднее появилась версия, что эти шлемы и форма были разработаны ещё до революции, но она ничем не подтверждается).
И позднее, весь советский период, произведения Васнецова входили в школьные хрестоматии, по ним писали сочинения (сам это когда-то делал, по «Трём богатырям»), выходили почтовые марки с его портретом, работали посвящённые художнику музеи...



Наркомвоен в шлеме-«богатырке». Плакат первых лет Советской власти «Л.Д. Троцкий»

А вот такое произведение по мотивам его творчества Виктору Михайловичу вряд ли понравилось бы. Интересно, видел ли он его...



Рисунок с обложки «Красного перца», три красных богатыря: Ленин, Троцкий, Чичерин. Наркомвоен Троцкий в шлеме-«богатырке» Виктора Васнецова, да ещё в образе одного из его трёх богатырей... :)

Вообще, надо заметить, что Виктор Михайлович выходит художником глубоко современным и актуальным и для нашей эпохи, в отличие от того, что о нём принято думать. Вот на этой его картине разве не наше время запечатлено? :)



Виктор Васнецов. «Воины Апокалипсиса». 1887. Всадники следуют в таком порядке: Чума (на белом коне), Война (на рыжем коне), Голод (на вороном коне) и Смерть (на бледном коне).

Какой там у нас сейчас всадник проезжает?..

P.S. А вот ещё одна картина Виктора Михайловича.



Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876

Наверное, взглянув на неё, кое-кто из знакомых с более поздним творчеством Виктора Васнецова усомнится: да тот ли это Васнецов? Ведь это же натуральное обличение язв старого режима. Униженные и оскорблённые какие-то. Репин, бурлаки на Волге. Перов, «Тройка». Что-то в таком духе. Прямо-таки ещё чуть-чуть, и грянет: вставай, проклятьем заклеймённый!..
Тем не менее это тоже он. И кто знает, получи эта ранняя картина такой успех, который имели его более поздние работы, мы бы сейчас знали совсем другого Васнецова, бичующего пороки «старого режима» с тем же пылом и страстью, с которой он поддерживал «самодержавие, православие и народность». Но...

История, СССР, Искусство, Россия

Previous post Next post
Up