День в истории. "Караул устал!"

Jan 18, 2019 08:58



«Караул устал!». Слева - советская открытка с изображением автора этих крылатых слов матроса-анархиста Анатолия Железнякова. Справа - кадр из фильма «Выборгская сторона» (1938), диалог Железнякова и председателя Учредительного Собрания Виктора Чернова

18-19 (5-6) января - годовщина со дня первого и единственного заседания Всероссийского Учредительного собрания. И, пожалуй, это один из наиболее ярких и при этом славных эпизодов участия анархистов в российской революции. Остановимся на нём чуть подробнее.
Заседание Учредилки шло днём 5 (18) января, всю ночь и продолжалось до утра 6 (19) января. Ранним утром, в 4 часа 20 минут, плечо председателя «Учредилки» эсера Виктора Чернова тронул матрос Железняк (Анатолий Железняков). В официальной стенограмме Учредиловки, выпущенной её руководством, дальнейший исторический диалог отражён так:
«Гражданин матрос. Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседания, потому что караул устал. (Голоса: Нам не нужно караула!)
Председатель. Какую инструкцию? От кого?
Гражданин матрос. Я являюсь начальником охраны Таврического дворца, имею инструкцию от комиссара Дыбенко.
Председатель. Все члены Учредительного собрания также очень устали, но никакая усталость не может прервать оглашения того земельного закона, которого ждет Россия. (Страшный шум. Крики: Довольно, довольно!) Учредительное собрание может разойтись лишь в том случае, если будет употреблена сила! (Шум, голоса: Долой Чернова!)
Гражданин матрос: Я прошу немедленно покинуть зал заседания...»




По другим свидетельствам, Железняков ещё презрительно сказал Чернову:
- Ваша болтовня не нужна трудящимся. Повторяю: караул устал!
А по мемуарам самого Чернова, он добавил: «И сейчас будет потушено электричество».
Так матрос-анархист Железняк этой короткой афористичной фразой навсегда вошёл в историю. Спустя несколько дней он под смех и аплодисменты рассказывал о происшедшем, выступая на III Всероссийском съезде Советов: «Мы вошли в зал и потребовали разойтись, ибо мы устали. И эти трусы разбежались! Но если бы потребовалось применить против врагов революции оружие, у нас не дрогнула бы рука. Чтобы защитить власть Советов, мы готовы на всё!». Ещё он заявил: «Мы готовы расстрелять не единицы, а сотни и тысячи, ежели понадобится миллион, то и миллион!». Этими словами очень возмущался в своей газете «Новая жизнь» А.М. Горький, бывший в тот момент противником Октября.
Тут надо заметить, что Учредиловку разгоняли не одни большевики, а довольно пёстрая коалиция революционных партий: большевики, левые эсеры, максималисты, анархисты... Лев Троцкий: «Незадолго до созыва «Учредилки» к нам зашёл Марк Натансон, старейший член ЦК партии левых эсеров и с первых слов сказал:
- А ведь придётся, пожалуй, разогнать Учредительное собрание силой…
- Браво! - воскликнул Ленин. - Что верно, то верно! А пойдут ли на это ваши?
- У нас некоторые колебания, но я думаю, что в конце концов согласятся».
Анархисты и левые эсеры и потом, уже поссорившись с большевиками, не изменили мнения, что Учредилка была злом и разогнана была абсолютно правильно. Из анархической газеты «Буревестник» за 1918 год:
Нам «учредилку» предлагают,
Но мы не верим в этот бред, -
Пусть обездоленные знают,
Что это - смерти силуэт.



Рисунок из журнала «Рабочий». 1922 год



Открытка Владимира Табурина из серии «Дети-политики». Большевик и меньшевик. 1917 год



Открытка Владимира Табурина из серии «Дети-политики». Социал-революционер. 1917 год



Открытка Владимира Табурина из серии «Дети-политики». Анархист. 1917 год



Рисунок, изображающий заседание Учредительного Собрания 5-6 (18-19) января 1918 года. Зал уже наводнён матросами, один из которых ведёт диалог с председателем. Красная ткань закрывает огромный портрет императора Николая II, украшавший этот зал в Таврическом дворце, где до Февраля 1917 года заседала Государственная Дума



Единственная сохранившаяся фотография заседания Учредительного Собрания. Насколько я понимаю, на министерских скамьях рядом с трибуной сидят члены Совнаркома, включая Ленина. Позднее, в момент диалога Железнякова с председателем, их в зале уже не было

image Click to view


Учредительное Собрание (отрывок из фильма «Выборгская сторона»)

Нестор Махно по-дружески говорил Железняку, что Учредилку тот разогнал совершенно правильно, но зря заодно с ней не разогнал и Совнарком.
Позднее, в 1919 году, Железняк геройски погиб на фронте гражданской войны, о чём есть известные стихи Михаила Голодного и песня на музыку Матвея Блантера (1936). Её исполнял Леонид Утёсов.

image Click to view



В степи под Херсоном -
Высокие травы,
В степи под Херсоном - курган.
Лежит под курганом,
Заросшим бурьяном,
Матрос Железняк, партизан.



Ю.К. Арцыбушев. Страница альбома «Диктатура пролетариата» (1918). Внизу справа - А. Г. Железняков, слева - Виктор Чернов

Он шёл на Одессу,
Он вышел к Херсону -
В засаду попался отряд.
Полхлеба на брата, четыре патрона,
И десять последних гранат.

«Ребята, - сказал,
Обращаясь к отряду,
Матрос-партизан Железняк, -
Херсон перед нами,
Пробьёмся штыками,
И десять гранат - не пустяк!»

Сказали ребята:
«Пробьёмся штыками,
И десять гранат - не пустяк!»
Штыком и гранатой
Пробились ребята...
Остался в степи Железняк.

Весёлые песни
Поёт Украина,
Счастливая юность цветёт.
Подсолнух высокий,
И в небе далёкий
Над степью кружит самолёт.

В степи под Херсоном -
Высокие травы.
В степи под Херсоном - курган.
Лежит под курганом,
Заросшим бурьяном,
Матрос Железняк, партизан.

Тут ради красоты поэзии автор немного отступил от истины: Железняк не «лежит под курганом», а с почётом похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. В одном из вариантов стихов и в песне упоминаются «махновцы», якобы угрожавшие отряду, что тоже, конечно, неверно: анархист Железняк с анархистом Махно не воевал.



Памятник Анатолию Железнякову

Ну, и в заключение ещё пара слов. Кто-то может сказать: да чему же тут радоваться, чем восхищаться? Разогнали первый всенародно избранный по «четырёххвостке» российский парламент, что же в этом хорошего? Ответ на это заключается в словах В.И. Ленина: «Я всегда говорил: прекрасен парламентаризм, но только времена теперь не парламентарные». «Поверьте мне, в России возможны только два правительства: царское или Советское... Учредительное собрание в настоящее время было бы собранием медведей, водимых царскими генера­лами за кольца, продетые в нос». Поясняет ситуацию и старая цитата Георгия Плеханова, который в тот момент был жив и мог видеть, как осуществляются его слова: «Успех революции - высший закон. И если бы ради успеха революции потребовалось временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы останавливаться... И на эту же точку зрения мы должны были бы стать и в вопросе о продолжительности парламентов. Если бы в порыве революционного энтузиазма народ выбрал очень хороший парламент - своего рода chambre introuvable (бесподобная палата), то нам следовало бы стараться сделать его долгим парламентом; а если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно было бы стараться разогнать его не через два года, а если можно, то через две недели».
Иначе говоря: Учредилка была обречена быть разогнанной, и вопрос был только в том, разгонят ли её «слева» (революционеры - левые марксисты, т.е. большевики, левые народники, т.е. левые эсеры и максималисты, и анархисты, что и произошло в Петрограде) или справа (царские офицеры и бюрократия, что и случилось в ноябре того же 1918 года в Омске). К счастью, это произошло слева, и революция не была придушена офицерьём и старой бюрократией в её колыбели...



И Анатолий Железняк обронил свои железные слова «Караул устал!..», самые меткие и вещие во всей истории буржуазного «российского парламентаризма». Которые хлопнули над ним точно и беспощадно, как крышка гроба. А ведь, в сущности, главное, в чём в наше время остро нуждается «российский парламентаризм» - это именно матрос Железняк.



1917 год. Предвыборная агитация в Петрограде





Рисунок «Учредилка» Владимира Маяковского для агитационных «Окон РОСТА». 1921 год

История, Даты, красные даты, Россия

Previous post Next post
Up