"Эх, серость, серость..."

Aug 27, 2015 13:33

Вот и в России, вслед за замайданной Украиной и ИГИЛ, погромщики статуй во весь голос заявили о себе. Как сообщают информагентства, со знаменитого шестиэтажного здания в Питере, на Петроградской стороне, которое входило едва ли не во все путеводители - "дома с Мефистофелем" (доходного дома по проекту архитектора Александра Лишневского на Лахтинской улице) - сбита скульптура демона.
26 августа, около 15 часов, прохожие увидели следующую сценку - с крыши над тимпаном фронтона свесился мужчина с кувалдой, которой он начал колотить по знаменитой скульптуре Мефистофеля, украшавшей фронтон с момента постройки дома - 1910 года. Спустя недолгое время скульптура откололась и с грохотом упала на землю, разбившись на куски. Осколки вандалы увезли с собой, так что теперь произведение искусства следует считать утраченным. По мнению некоторых искусствоведов, скульптура изображает Фёдора Ивановича Шаляпина в прославившей его тогда роли Мефистофеля.
Было:


Стало:


Отечественных ультраправых типа г-на Энтео, одобрившего недавний взрыв ИГИЛовцами храма Бэла в Пальмире - можно поздравить. Они громко - в прямом и переносном смысле - заявили о себе.
Ещё вспоминается отрывок из "Трудно быть богом" Стругацких:
""Именем его", - пробормотал Румата и пошел дальше мимо другого всадника, который старался достать копьем искусно вырезанную деревянную фигурку весёлого чёртика, торчащую под карнизом крыши. За полуоторванной ставней на втором этаже мелькнуло помертвевшее от ужаса толстое лицо - должно быть, одного из тех лавочников, что ещё три дня назад за кружкой пива восторженно орали: "Ура дону Рэбе!" - и с наслаждением слушали грррум, грррум, грррум подкованных сапог по мостовым. Эх, серость, серость... Румата отвернулся."
Печально тут то, что сами Стругацкие и либеральная советская интеллигенция, чьи взгляды они выражали, как раз с восторгом поддержали в 1991-1993 годах, да и позднее, этих самых лавочников, начисто забыв, что "за серыми всегда приходят чёрные". Вот они и пришли, причём сразу во многих странах и в разных обличьях - где исламских клерикалов, где "православных активистов", где нацистов-бандеровцев etc. А теперь эти самые господа, вроде господина Венедиктова на "Эхе Москвы", являют нам своё "помертвевшее от ужаса толстое лицо" негодование по поводу уничтожения питерского Мефистофеля. "Эх, серость, серость..."
А где вы были последние 20 лет, когда в России втихомолку уничтожались многие советские барельефы и скульптуры? Где вы были, когда они с прошлого года - уже громко и публично - уничтожались на Украине? Вы протестовали? Нет. Вы либо молчали, либо прямо аплодировали. Так по какому праву теперь открываете рот? Вам не приходит в голову, что памятник революционеру кому-то может быть так же дорог, - и с культурной, и с исторической точки зрения - как вам - памятник Мефистофелю?..
Конечно, могут сказать, что всё это, мол, пустяки, ведь у нас это пока "частная инициатива", а государство тут как бы ни при чём. Так, да не совсем. "Православному активисту" Энтео, устроившему аналогичный погром на художественной выставке в Манеже, никто и не думает впаивать за это "двушечку", как пуссям за их "панк-молебен". Более того, российское буржуйское государство в федеральном масштабе как раз сейчас снимает с музеев всякую полицейскую охрану, передавая все культурные ценности страны в "надёжные" руки дедушек и бабушек с повязками сторожей и безо всяких прав (кроме разве что права позвонить в полицию в случае грабежа или погрома). Это при том, что даже и доблестные государственные стражи порядка не почесались, чтобы задержать погромщика Энтео со товарищи в Манеже. А на Лахтинской улице полицейский, говорят, присутствовал, когда вандалы преспокойно погрузили обломки разбившейся скульптуры в «Газель» и уехали на ней. Страж порядка, как рассказывают, кротко, аки голубь, стоял рядом, никак им не препятствуя. Видимо, даже номер не стал записывать из деликатности.
Ну, а теперь и чесаться будет некому, даже чисто теоретически. Помните диалог милиционера и археолога (роль Эраста Гарина) в "Джентльменах удачи" после кражи шлема Александра Македонского? "Но у нас же был сторож!" Вот таким сторожам теперь передают в руки всё культурное достояние страны. Кроме того, конечно, которое ранее по закону о реституции передали церковникам.
Уж проще было бы вывесить на дверях всех культурных учреждений вывеску: "Добро пожаловать, господа погромщики (и воры)!".
По крайней мере, это было бы честнее.



На фото - Ф. И. Шаляпин в роли Мефистофеля (в опере Гуно "Фауст").

UPD. В комментах к посту об уничтожении скульптуры Мефистофеля (кстати, что-то ничего не слышно о расследовании этого преступления; или общественность Северной Пальмиры - теперь Питер с полным правом может носить это название - повозмущалась-повозмущалась, и всё затихло?) прочитал:
"попам бы озаботиться сохранностью своих храмов. Понарисовали там чертей в сценах страшного суда, а ну как мудак с кувалдой оскорбится и их видом?"
Конечно, с точки зрения логики - всё правильно. Изображать Сатану и чертей на иконах в православной и христианской иконописи вполне принято и традиционно. Вот примеры:











Эти иконы нередко красуются в храмах, и - ничего. Как ни странно, но тонкие чувства "православных активистов" это никак не оскорбляет. Максимум - во время некоторых церковных обрядов (крещения, например) они плюют в сторону Сатаны (да и то символически). Крушить в храмах мерзкие образы диавола и разнообразных бесов кувалдами, по благочестивому образцу ИГИЛ, им отчего-то в голову не приходит. Их интересует только и исключительно светское искусство. Шаляпин в образе Мефистофеля - подходящая мишень для их кувалды. Сатана в образе Сатаны - нет. В общем, "эта нога - кого надо нога". Даже если это не нога, а страшно вымолвить - копыто. :)

антифашизм, клерикализм, борьба с историей, Искусство, Реставрация

Previous post Next post
Up