24 февраля - день рождения художника Васнецова. Нет, не того Васнецова, который написал «Богатырей», а его родного внука, Андрея Владимировича (1924-2009). Но тоже художника, и даже ставшего одним из основателей нового стиля, названного суровым. Хотя поклонником его творчества я ни в малейшей степени не являюсь, но всё-таки оно - знаковое явление в истории советского искусства. Хотя знаки бывают... разные. К тому же творчество Васнецова, как и многих, вызвало персональный гнев Никиты Сергеевича Хрущёва на известной выставке в Манеже в декабре 1962-го, и этот гнев - такой парадокс - надолго, а может быть, и навсегда обессмертил его имя. :)
Что такое суровый стиль? Наиболее кратко и ёмко его можно выразить словами «без прикрас». И это будет ещё очень мягко сказано... Васнецов-внук гордился, например, тем, что умел изобразить молодую и красивую обнажённую девушку так, что ничего, кроме желания побыстрее отвернуться от картины и навсегда развидеть её, это изображение не вызывает. А вот, смотрите сами на одно из революционных творений Андрея Васнецова - его гениальную «Чёрную курицу». Этот натюрморт, кроме шуток, считается одной из вершин его творчества.
Андрей Васнецов. Натюрморт с чёрной курицей. 1955
После слащавой, как считали художники того поколения, советской сталинской живописи 30-х и 40-х годов такая невероятная простота, предельный аскетизм цветовой палитры - «чёрное на чёрном», по выражению автора - действовали, как... ушат ледяной воды за пазуху глоток свежего воздуха. На газете, на которой лежит курица, написано, между прочим, «Реализм». Сам Васнецов рассказывал историю создания этого шедевра:
«К нам ходила женщина, называли её «красавицей», потому что её любимым обращением было слово «красавица». Она торговала молоком и прочей снедью (тогда это было ещё в заводе). Однажды она принесла чёрную курицу. Эта курица меня поразила своей необычной красотой. Я решил её написать. Положил курицу на газету на стол, накрытый серой скатертью, рядом положил три яйца. Сзади повесил чёрную клеёнку и написал за два часа».
А в заключение - другая картина Васнецова-внука, вызвавшая гнев главы Советского правительства Никиты Хрущёва. «Натурой я взял парня с нашего двора, которого знал с детских лет, так же как и его семью, вышедшую из крестьян Орловской губернии. Мне хотелось изобразить его предельно просто».
Андрей Васнецов. Завтрак. 1960
Свои впечатления одна из посетительниц выставки в Манеже передавала так: «Работы нескольких художников произвели тогда неизгладимое впечатление. Среди них «Завтрак» Андрея Васнецова. Суровый аскетизм цвета, суровая плоскостность... Какая-то суровая правда жизни, противопоставленная фальши, заполонявшей перед тем наши выставки. Снова и снова приходила я в Манеж. И в числе немногих картин, перед которыми надолго останавливалась, всегда были картины Васнецова».
Но что же разгневало Хрущёва? Да вот это вот всё. Чёрная фирменно-васнецовская гамма картины, и ещё - скудость завтрака злополучного мальчугана. Из интервью мастера:
«- Когда Хрущёв громил выставку «30 лет МОСХ» в Манеже, вам от него тоже досталось...
- Досталось. За картину «Завтрак». Что на ней изображалось? За столом сидит мальчуган, перед ним - пустая кружка. Вот и набросились на меня за то, что я, дескать, показываю... продовольственные трудности в нашей стране. [...] Я не думал, естественно, что для Хрущёва она окажется символом положения дел в сельском хозяйстве».
Такие дела...
И всё-таки это была эпоха, когда живописный холст мог зацепить самого главу правительства! И обсуждаться на таком уровне! Трудно поверить, что это удивительное время было ещё так недавно...
Андрей Васнецов на фоне портрета своего знаменитого деда