Обложка первого послереволюционного номера «Нового Сатирикона». 17 марта 1917 года. Рисунок Алексея Радакова (позднее - известного советского карикатуриста). «Сказочка.
- Был двор, на дворе - кол, на колу - мочала... не начать ли сказочку сначала?
- Нет уж, пожалуйста, увольте!»
12 марта, годовщина Февральской революции 1917 года. С чем и поздравляю всех, кто отмечает этот день (который был праздником в СССР в первое десятилетие революции)!
А 15 (2) марта состоялось отречение императора Николая II.
Попробуем совершить небольшое путешествие по грозовому 1917 году и посмотреть на него глазами популярного либерального журнала «Новый Сатирикон». Главным редактором журнала весной 1917 года был известный сатирик Аркадий Аверченко (1880-1925), позднее - автор
«Дюжины ножей в спину революции». Но в дни Февраля ни о каких «ножах в спину революции» он ещё, похоже, даже не задумывался, а простодушно радовался этой самой революции. Последний «старорежимный» номер журнала, №10, датирован 2 (15) марта. В нём - привычные на тот момент насмешки над кайзером Вильгельмом, немцами и прочий «военный юмор», и довольно завуалированные, написанные эзоповым языком шпильки против собственных властей и цензуры.
Конечно, на этом фоне первый «революционный» номер, №11, который вышел только 17 (31) марта, выглядит как гром среди ясного неба. Чего стоит один лозунг на обложке: «Да здравствует республика!». Хотя республики формально ещё не было, она была провозглашена Временным правительством только 1 сентября. Но эзопов язык отброшен, ура! Из передовицы от редакции журнала под патетическим заголовком «Цепи сброшены»:
«Здравствуй, радостный свободный русский читатель!
Приветствуя тебя, свободные сатириконцы дают аннибалову клятву и впредь чёрное называть чёрным и всякого негодяя торжественно короновать венком из крапивы и чертополоха».
Весь номер пронизан радостью от отречения Николая II, это - стержневая тема.
Журнал с удовольствием публикует текст отречения Николая II с характерной пометкой редактора Аверченко:
Пометка - известное крылатое словцо самого Николая II на чужих донесениях. Но теперь роли поменялись...
Аркадий Аверченко. 1913 год
Другие заметки из этого первого номера:
Ещё одна карикатура Алексея Радакова из 11-го номера:
«Четвёртый партнёр. Шах, Абдул-Гамид и португальский Мануэль: - А-а-а! Нашего полку прибыло! Вот и четвёртый партнёр для винта!»
(Османский султан, португальский король и иранский шах были свергнуты революциями в своих странах в 1908-1910 годах).
Тема отречения продолжается и в следующих номерах «Нового Сатирикона».
В №12 (датирован мартом) - карикатуры на царя и царицу, большого формата, с издевательским советом: «Товарищи монархисты! Украшайте этими портретами свои гостиные!»
Карикатура из №12. Подпись: «КЛАУС II. ГОЛШТИН-ГОТТОРПСКИЙ. Достаточно взглянуть на умное интеллигентное лицо этого знатного иностранца, чтобы волна стремления к возврату монархизма затопила сердце нашего читателя. Важнейшие этапы царствования этого гениального монарха: Ходынка, Порт-Артур, Цусима, 9 января и др. По собственному признанию «любит цветочки», хотя, вместо цветочков, любил срывать головы своих «верноподданных». В отличие от обыкновенных людей ушиблен не мамкой, когда был маленьким, а японцем в Отсу, когда уже вырос. Это - смазалось. Молчалив, не без основания. Теперь - ведёт замкнутый образ жизни».
Рисунок Ре-ми. «АЛИСА ГЕССЕНСКАЯ (псевдоним - Александра Романова, партийная кличка «Саша»). Много сделала для войны и для победы с в о е г о народа. Вероисповедания Григорианского. Известна, как рукодельница, вышивавшая рубашки св.1 Григорию Распутину. Стоит вам только взглянуть на это доброе, мягкое, милое, чисто-русское лицо, как ваше сердце наполнится симпатией к ней. По-русски бегло говорит одно только слово «Hoch»! Теперь ведёт замкнутый образ жизни.
1 «Св.» - это не святой, а совсем другое слово».
Рисунок Б. Антоновского из №12. «Переоценка ценностей. - Погляди-ка, у этого человека очень царственный вид!»
Из №13 (за 2 апреля):
«Иллюзии царей.
Николай II (растроганно). - Только ты остался верен мне и не покинул, мой старый преданный слуга!
Слуга: - Ещё бы! Как же я вас покину, когда ещё не получил жалованье за два месяца!..»
Шутка:
А тут звучит некоторая нотка сожаления - если бы...
И горностаям отречение - праздник:
«Его аллея побед.
- Эх! Если бы они меня не свалили, я бы им всю аллею заполнил!»
Такие дела...
P. S. Примерно в том же духе выдержаны и карикатуры других либеральных изданий тех дней и недель.
Рисунок из сатирического журнала «Барабан» 1917 года. Авторы карикатуры посчитали, что вслед за российской короной упадёт греческая, потом австрийская и испанская, затем германская.... Они немного ошиблись в порядке падения этой башни, но не в самом факте.
Из журнала «Бич»:
Между прочим, д'А - это, конечно, Анатолий д'Актиль (1890-1942), впоследствии известный советский поэт, автор «Марша энтузиастов»:
В буднях великих строек,
В весёлом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна учёных!
Но в 1917 году он - яростный противник большевиков.
Рисунок Дени. «Не по Сеньке шапка»
Дени, он же Виктор Николаевич Денисов (1893-1946), в будущем не менее известный советский художник, а в те дни - разоблачитель «изменников большевиков». Хотя монархии от него, как видим, доставалось не меньше...
Карикатура из журнала «Бич»: «Не угодно ли присесть на престол?». 1917
Рисунок Дмитрия Моора. «- Гражданин, возьмите и корону: она не нужна больше России!». Из журнала «Лукоморье», март 1917.
Рисунок Дмитрия Моора. 1917