День в истории. Один из мифов о красном терроре

Nov 04, 2020 04:18




У антикоммунистов и антисоветчиков сложились свои излюбленные мифы и легенды о красном терроре 1918 года. Вот один такой миф. Речь идёт о статье, опубликованной той осенью 1918 года. Якобы эта статья и выразила откровенно всю суть красного террора. Написал её чекист Мартын Лацис в журнале, который так и назывался - «Красный террор». Вот что писал Лацис:
«...Мы великодушничали, мы искали веских улик против отдельных личностей из буржуазии, когда виноват весь класс, вся буржуазия. Мы думали склонить на свою сторону своим благосклонным и гуманным отношением своего врага и ошиблись. Мы отогрели змею в своей пазухе. Мы опомнились лишь тогда, когда она уже зашипела и пустила в ход свое жало, когда приволжские города один за другим стали переходить к неприятелю, когда одного за другим из передовых борцов пролетариата стала уносить вражеская пуля.
В ответ мы объявили красный террор. Однако мы научились у наших врагов применять к ним меры, какие они применяли к нам. К этому они нас вынудили. И пусть они пеняют сами на себя, когда сейчас мускулистая рука пролетариата обрушилась на них со всею своею тяжестью. В нас уже нет жалости к ним. Мы железною метлой выметаем всю нечисть из Советской России. Мы уже не боремся против отдельных личностей, мы уничтожаем буржуазию как класс. Это должны учесть все сотрудники Чрезвычайных комиссий и все Советские работники, из которых многие взяли на себя роль плакальщиков и ходатаев. Не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом. Первым долгом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова его профессия. Вот эти вопросы должны разрешить судьбу обвиняемого.
В этом смысл и суть Красного Террора».
Эту статью антикоммунисты до сих пор в буквальном смысле слова «поднимают на щит».



Характерно, что цитата из статьи Лациса на одном из мероприятий антикоммунистов была дана не по первоисточнику, а в виде обратного перевода с какого-то иностранного языка. Наверное, писали большие друзья России :)

Могут спросить: так в чём же миф-то? Начнём с того, что журнал «Красный террор» выходил в Казани, это был его первый номер от 1 ноября 1918 года. То есть это было местное издание губернского уровня. И - главное! - поминатели этой статьи стыдливо умалчивают о том, что, появившись в губернском издании, она сразу же вызвала в Советской России критику и острые возражения - уже всероссийского уровня.
Например, Ленин заметил в одной статье: «Вовсе не обязательно договариваться до таких нелепостей, которую написал в своем казанском журнале «Красный Террор» товарищ Лацис... «Не ищите (!!?) в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом». Ленин лично высказал Лацису свою критику.



Обложка легендарного журнала «Красный террор» с не менее знаменитой статьёй Мартына Лациса



Первая страница журнала



Чекист Мартын Лацис (1888-1938)

«Владимир Ильич напомнил мне, - вспоминал он, - что наша задача отнюдь не состоит в физическом уничтожении буржуазии, а в ликвидации тех причин, которые порождают буржуазию... Я ему разъяснил, что мои действия точно соответствуют его директивам и что в статье мною просто допущено неосторожное выражение...»
Но наиболее обстоятельно, так сказать, в пух и прах, разгромил позицию Лациса старый большевик Емельян Ярославский. 25 декабря 1918 года в главной партийной газете «Правда» он также назвал его утверждения «нелепостью» и выразил против них «решительный протест». Ярославский написал: «Воображаю только Карла Маркса или тов. Ленина в руках такого свирепого следователя.
- Имя ваше?
- Карл Маркс.
- Какого происхождения?
- Буржуазного.
- Образование?
- Высшее.
- Профессия?
- Адвокат, литератор.
Чего тут рассуждать ещё, искать признаков виновности, улик... К стенке его - и только».
Такова была официальная, выраженная «Правдой», точка зрения на этот вопрос...



Емельян Ярославский (1878-1943)

Между тем, если вдуматься, то определённая логика в рассуждениях Лациса всё-таки была. Если политика - это «продолжение войны другими средствами», то ведь и в обычной войне никто не «борется против отдельных личностей». На фронтах сражаются не личности, а целые армии. И никто не станет требовать невозможного: чтобы снаряд, выпущенный по неприятельской армии, поразил точно в темечко именно вражеского генерала, и никого другого. Чем точнее удар, тем, конечно, лучше, но нельзя требовать неизменного попадания в яблочко. И главное на войне - вовсе не точность попадания, а конечная победа. То же самое и в политике... Революция (как и контрреволюция, между прочим) доводит этот принцип до максимума. Однако Лацис явно «перегнул палку» и довёл его до очевидного абсурда, поэтому и получил осуждение с самого высокого уровня...



Александр Налогин (1922-1993). Я. Петерс, Ф. Дзержинский, М. Лацис. 1986



Евгений Ташков в роли главы Всеукраинской Чека Мартина Яновича Лациса в телесериале «Адъютант его превосходительства» (1969)



М. Лацис (справа, в первом ряду) и его сотрудники



А в общем, несмотря на все его ошибки, Ленин оценивал Лациса как «одного из лучших, испытанных коммунистов» в Чека. Советским телезрителям Лацис мог запомниться по яркому образу из сериала «Адъютант его превосходительства» (1969 года), где его роль сыграл сам режиссёр фильма артист Евгений Ташков. (Любопытно, что там его называют «Мартин Янович»). В честь Лациса в позднем СССР, в 1988 году, к столетию со дня рождения, даже выпустили марку с его портретом... Но к тому моменту таких людей, как Лацис - идейных, хотя в чём-то и излишне увлекающихся, и ошибающихся, революционеров, - в СССР уже не было - возможно, именно это и предопределило крушение и страны, и социализма...

Другую, не менее нашумевшую в те дни статью Мартына Лациса в газете «Известия» я уже здесь как-то разбирал.

История, Даты, красные даты, красный террор, Россия, советская печать, революционеры

Previous post Next post
Up